Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

21 мая 2012 |Россия, Москва   круглый стол

Круглый стол «Технологии профилактики ксенофобии и национального экстремизма в образовательной среде»

Анонс

 

Репортаж о мероприятии

 
Репортаж о мероприятии

21 мая 2012 года  в Московском городском психолого-педагогическом университете проведен межведомственный городской круглый стол «Технологии профилактики ксенофобии и национального экстремизма в образовательной среде». Организаторы  круглого стола: межведомственный ресурсный Центр мониторинга и экспертизы безопасности  образовательной среды МГППУ (Кирсанов А.И.), кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования  МГППУ (Хухлаев О.Е.) во взаимодействии с Отделом дополнительного образования Департамента образования города Москвы (Глазкова О.В).

Основная цель проведения круглого стола заключалась в представлении и обсуждении технологий, форм и методов  работы  по профилактике ксенофобии и национального экстремизма, используемых  в образовательной среде, обмен опытом специалистов органов и учреждений различного ведомственного подчинения по активизации межведомственного взаимодействия  в решении проблем профилактики  ксенофобии и  национального экстремизма в образовательной среде (в том числе, реализации сетевых проектов).

Целевая аудитория: руководители образовательных учреждений Москвы, педагоги - психологи, социальные педагоги.

 В круглом столе приняли участие – 191 человек.

В работе  круглого стола приняли участие руководители  подразделений  по делам несовершеннолетних  УВД административных округов города Москвы. Из них представителей средних образовательных учреждений.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратились руководитель Департамента  региональной безопасности города Москвы Майоров А.В.,  Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве  Бунимович  Е.А. и  первый заместитель руководителя  Департамента  образования города Москвы Каганов В. Ш.  Круглый стол вели: ректор МГППУ, доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской Академии образования, академик  Рубцов В.В. ипроректор по комплексной безопасности образовательной среды МГППУ, руководитель Межведомственного ресурсного Центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды МГППУ, доктор политических наук, профессор кафедры Кирсанов А. И.

Перед  участниками круглого стола выступили такие специалисты, как Глазкова О. В.,  начальник Отдела дополнительного  образования детей  Департамента  образования города Москвы,  Орешкина Т.А., подполковник полиции,  заместитель начальника 4-го отдела УОДУУП и ПДН ГУ МВД России по городу Москве, Кисляков Е.С., представитель  Управления ФСБ России по Москве и Московской области,  Сташек К.О., руководитель муниципалитета внутригородского муниципального образования Ново-Переделкино  в городе Москве,  Хухлаев О. Е.,  канд. психол. наук, доцент, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ,  Омельченко Е. А., канд. исторических наук, генеральный директор  АНО «Центр Межнационального образования «Этносфера», ответственный секретарь альманаха «Этнодиалоги» Сафонова О. Я., директор Центра психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино», Моисеева М. В., канд.пед.наук., директор ГОУ Гимназии  № 1540 и другие специалисты.

В ходе круглого стола обсуждался  широкий круг концептуальных, методологических и организационных проблем в сфере профилактики ксенофобии и национального экстремизма, рассмотрены научные  и прикладные вопросы оптимизации мер по профилактике ксенофобии и национального экстремизма в образовательной среде.

Кроме того, представитель Главного Управления МВД по городу Москве информировала участников круглого стола  о работе подразделений по делам несовершеннолетних МВД России  районов  города Москвы по профилактике экстремизма и национальной розни в образовательных учреждениях

Участники круглого стола  приняли проект резолюции и высказали предложения для внесения в резолюцию.

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

 

21 мая 2012 г. в Московском городском психолого-педагогическом университете проведен межведомственный городской круглый стол «Технологии профилактики ксенофобии и национального экстремизма в образовательной среде».

В работе круглого стола приняли участие руководители Департамента региональной безопасности города Москвы и Департамента образования города Москвы, Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве, представители системы образования (специалисты Департамента образования города Москвы, руководители образовательных учреждений Москвы, педагоги-психологи, социальные педагоги),  представители Управления ФСБ России по городу Москве и Московской области, Главного Управления МВД России по городу Москве, руководители подразделений по делам несовершеннолетних УВД  по административным округам  города Москвы, сотрудники Московского дома национальностей, представители муниципалитетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве, главный редактор издания «Учительская газета-Москва»,  представители журнала «Этносфера» и  альманаха «Этнодиалоги».

В процессе работы круглого стола обсуждались следующие вопросы:

опыт межведомственного взаимодействия Департамента образования города Москвы, Департамента региональной безопасности города Москвы, силовых структур, других заинтересованных органов государственной власти города Москвы, муниципалитетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве с образовательными учреждениями города Москвы по предупреждению различных форм национального экстремизма, ксенофобии и расовой нетерпимости среди обучающихся и воспитанников;

- основные подходы к профилактике ксенофобии и национального экстремизма среди обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях Москвы: технологии, формы и методы;

- опыт взаимодействия органов и учреждений районной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по реализации сетевого проекта развития межкультурного и межнационального диалога;

- подготовка кадров в области профилактики национального экстремизма, ксенофобии и формирования культуры мира;

- информационная поддержка формирования и развития межнационального общения.

Участники круглого стола обращают особое внимание педагогического сообщества на то, что на сознание обучающегося значительное влияние оказывают неформальные, незаконные молодежные объединения, организации и группировки. Возросшая сплоченность и организованность экстремистских группировок, укоренение в них националистической идеологии, применение новейших технологий её распространения позволяет им резко активизировать свою деятельность и совершать тяжкие преступления, вызывающие большой общественный резонанс. Сегодня реально существующему  идеологическому противостоянию способствует  доступность обучающимся экстремистки направленной  литературы и информации,  носящей не только идеи разжигания национализма, в том числе в образовательной среде,  но и рекомендации как это делать. Надо признать, что лидеры экстремистских группировок  активно используют  не только националистическую литературу, но и всемирную сеть интернет. На сегодняшний  день «Интернет-экстремизм» является значительным фактором культивирования как скрытого экстремизма, в т.ч. национального, так и средством организации и мобилизации прямых экстремистских действий. Интернет-пространство позволяет оперативно получать беспрецедентную степень свободы в выборе объектов  (мишеней)  воздействия национального экстремизма и культивирования объектов национальной ненависти. Учитывая это,   работу с молодежью по предупреждению и преодолению в образовательных учреждениях случаев ксенофобии и национального экстремизма необходимо проводить системно и настойчиво. 

Участники поддерживают основные направления комплексной деятельности Департамента образования города Москвы по профилактике ксенофобии и национального экстремизма среди учащейся молодежи, отметив актуальность и высокую практическую значимость данной работы.

Участники круглого стола отмечают значимость межведомственного взаимодействия для повышения эффективности работы по  профилактике ксенофобии и национального экстремизма среди молодежи столицы. Качество профилактической деятельности значимо растет при объединении усилий органов  местного самоуправления, подразделений по делам несовершеннолетних МВД России районов города Москвы и соответствующих образовательных учреждений. Одной из моделей системы взаимодействия может служить сетевой проект Западного окружного управления образования по развитию межкультурного и межнационального диалога «Найдем общий язык»,  в рамках которого осуществляется комплексное взаимодействие органов и учреждений  районной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Анализируя деятельность по предупреждению ксенофобии и национального экстремизма в образовательной среде, участники круглого стола считают, что ее стратегическим условием является оптимизация межкультурного взаимодействия в системе образования. Это связано с тем, что «прямое» профилактическое воздействие зачастую приводит к «обратному» эффекту. Вследствие этого, вместо «запретительных» мер следует использовать технологии создания условий снижения ксенофобских установок, что тесно связано с развитием культуры мира и навыков позитивного межкультурного взаимодействия. Выступающие специалисты системы образования акцентировали внимание на том, что с темой профилактики ксенофобии плотно сопряжены вопросы интеграции и адаптации международных мигрантов, решаемые в Москве средствами образования.

 Участники круглого стола подчеркивают, что данная деятельность требует от педагога и психолога особых компетенций. В системе образования                     города Москвы разработано значительное количество технологий оптимизации межкультурного взаимодействия, внедряется инклюзивный подход, активизируется использование информационных технологий. Исходя из этого, возникает вопрос массовой трансляции знаний, умений и навыков, связанных с профилактикой ксенофобии и экстремизма. Одно из основных направлений его решения лежит в рамках системы непрерывного профессионального образования Департамента образования города Москвы через программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Так в МГППУ реализуется курс повышения квалификации «Профилактика ксенофобии и экстремизма в молодежной среде» и программа профессиональной переподготовки «Психология межкультурной коммуникации в сфере образования».

Важным направлением повышения компетентности педагогов в области профилактики ксенофобии может стать создание стажировочных площадок для распространения лучших практик, разработанных, в том числе, в рамках экспериментально-инновационной деятельности.

Участники круглого стола считают необходимым внести следующие предложения:

I.                   Специалистам системы образования города Москвы, муниципалитетов внутригородских  муниципальных образований в городе Москве, подразделений по делам несовершеннолетних МВД России районов города Москвы активизировать межведомственное сотрудничество, используя схемы сетевого взаимодействия.

II.                Предложить Департаменту образования города Москвы и руководителям образовательных учреждений:

1.                Поддержать, учитывая социальную важность, проведение Межведомственным ресурсным Центром мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды МГППУ социально-психологического мониторинга, предполагающего систематическую диагностику состояния межэтнических отношений и этнической идентичности, разработку рекомендаций, направленных на расширение знаний субъектов образовательной среды в области межкультурной и межэтнической компетентности.

2.                Содействовать активизации и оптимизации системы повышения квалификации педагогов посредством:

- создания стажировочных площадок для распространения лучших практик в области профилактики ксенофобии и национального экстремизма в образовательной среде под научным руководством МГППУ;

- введения в программы повышения квалификации и переподготовки школьных специалистов обязательных модулей, способствующих формированию педагогических и психологических компетенций для работы с многонациональным составом обучающихся;

- организации целевого набора педагогов, ответственных за данное направление работы на курсы повышения квалификации «Профилактика ксенофобии и экстремизма в молодежной среде» и  программу профессиональной переподготовки «Психология межкультурной коммуникации в сфере образования».

3.                Использовать инновационные формы трансляции технологий профилактики ксенофобии и национального экстремизма в образовательной среде, разработанных педагогами Москвы, представленные в виде проекта электронного методического издания «Учебно-методическое пособие для педагогов «Формирование культуры межнациональных отношений в школе: опыт столицы».

4.                Признать работу по разъяснению деструктивной роли неформальных, незаконных молодёжных организаций, объединений и группировок, несущих идеи национального экстремизма актуальной и необходимой. Эту деятельность в образовательных учреждениях организовать в виде плановой, системной убедительной, но при этом настойчивой работы, привлекая к ней известных в городе Москве лиц, деятелей культуры, искусства, политиков, представителей заинтересованных органов государственной власти, служб.

5.                Профилактическую работу с детьми-мигрантами, их семьями, а также детьми «группы риска» и неблагополучными семьями, наиболее подверженными влиянию со стороны экстремистски настроенных индивидуумов и организаций,  организовать на основе обеспечения индивидуальной учебной траектории, а также мероприятий по психологической поддержке, включению их в активную проектную деятельность.  Использовать различный подход к профилактической работе с детьми-мигрантами и их семьями в зависимости от перспектив проживания семей-мигрантов в России (временной или постоянной).

6.                С целью профилактики вовлечения детей и подростков в националистические и экстремистские мероприятия, признать необходимость активизировать деятельность учреждений дополнительного образования, а также иных органов и учреждений различной подведомственности (в т.ч. муниципалитетов внутригородских муниципальных образований, учреждений системы Департамента культуры, Департамента семейной и  молодежной политики, Департамента физической культуры и спорта и др.) по развитию форм проведения активного досуга и вовлечения в него детей «группы риска».

7.                  Рекомендовать  внедрение в практику работы образовательных учреждений  представленные в ходе работы  круглого стола технологии  и методы профилактики ксенофобии и  национального экстремизма,  направленные на развитие общепринятых в мультикультурном обществе поведенческих особенностей обучающихся.

8.                Учитывая межведомственный характер  вопросов профилактики ксенофобии и экстремизма в образовательной среде, а также  актуальность снижения рисков возникновения межнациональной конфликтности и формирования законопослушного поведения среди отдельного контингента обучающихся в образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, поручить Межведомственному ресурсному Центру мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды  МГППУ ежегодно проводить городской круглый стол по вопросам профилактики ксенофобии и национального экстремизма в образовательной среде, акцентируя при этом внимание  на вопросы реализации передовых технологий и опыте деятельности образовательных учреждений.

Участники круглого стола выражают уверенность в том, что реализация предложенных рекомендаций, а так же, высказанные в ходе дискуссии предложения  послужат повышению качества и эффективности работы по воспитанию у обучающихся в образовательных учреждениях толерантности и межнационального взаимоуважения.


 
21–22
сентября
Рим
Всемирный Brain Congress 2020