Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

8–12 декабря 2008 |Россия, Москва   конференция

IV Всероссийский съезд психологов образования России "Психология и современное российское образование"

Анонс

 

Репортаж о мероприятии

 

Фотоотчет (8 фотографий)

 
Репортаж о мероприятии

Круглый стол с участием представителей СМИ и общественности «Психолог в образовании: взгляд со стороны»

«Школа не может ждать милостей от науки»

Психологи и педагоги

Яков Семенович ТурбовскийВыступление начал Яков Семенович Турбовский, который сразу внес поправку в название круглого стола: «Скорее, психологи находятся «со стороны» по отношению к нам, педагогам, а мы смотрим изнутри, что получилось». В 1973 году в Таллине состоялся симпозиум, на котором обсуждался вопрос о том, давать ли психологам образования максимально широкий объем знаний или готовить их к работе в рамках узкой специализации. Но оба эти пути оказались логически ложными, поэтому, к сожалению, вместо благодарности от родителей и учителей психолог до сих пор иногда слышит возмущенную критику.

Что же пошло не так? Школа не может ждать милостей от психологической науки, сейчас ей нужен рабочий союз психолога и педагога. Потребность в школьном психологе – это потребность для решения конкретных задач. Даже тестирование «просто так» - вещь не безобидная, оно должно проводиться только с целевой программой. Подготовка школьного психолога должна отталкиваться от ответа на вопросы, что психолог может делать в школе и кому он там нужен.

Возможно, психологическая служба слишком рано была введена в массовую практику, и ей требовалась более длительная апробация, подготовка кадров и т.д.

«Психологическая служба ни на один день не опережает свое время», - возразила  Алла Леонидовна Харитонова (Отделение социальной защиты детства УО ЗАО). Она напомнила, что школьный психолог – это штатная единица, и директор школы несет ответственность за его деятельность. Чтобы помочь родителям и педагогам сформулировать свой запрос к психологу, надо представить его общественности. Школьный психолог перестанет быть загадочной фигурой, когда его будут буквально знать в лицо, в результате посещения им родительских собраний, оформления стендов, организации встреч, конкурсов…

Ирина Николаевна Щерба«Психологическая служба – это объединение людей разного потенциала», - считает Ирина Николаевна Щерба (ЦППМ №1071). В ней есть место и бывшим учителям, ставшим психологами после краткого, теоретически неполного курса повышения квалификации, и вчерашним выпускникам вузов, блестяще «подкованным», но стесняющимся войти в класс. Сложности возникают. Безобидная фраза «я – на стороне ребенка» может стать источником многолетнего конфликта с педагогом – на чьей же стороне тогда он? Педагоги и психологи иногда говорят на разных языках, поэтому Ирина Николаевна предлагает использовать «шпаргалки» для учителей, например, «как написать запрос психологу?».

«Приоритетная задача – обеспечение психологической безопасности»

Психологи, юристы и законодатели

Софья Рашидовна Даринская Софья Рашидовна Даринская (уполномоченный гражданской комиссии по защите прав человека в России) работает с родителями, имеющими претензии к школьной психологической службе. С 2004-2005 гг. резко выросло число административных нарушений со стороны психологов и классных руководителей. Самые распространенные – проведение психологического тестирования без предварительного письменного согласия родителей, а самые опасные – применение трансовых гипнотических методик, осуществляемое «за спиной» у родителей.

Необходимость родительского согласия следует из Конституции РФ и Семейного кодекса, однако нет законодательных актов, где указывались бы необходимость такого согласия и возможность родителя остановить вмешательства психолога без последствий для себя и для ребенка, чтобы сделать невозможной ситуацию «отказался от тестирования – не примем в школу». Также правозащитники рекомендуют в «шапке» теста указывать данные не только об испытуемом, но и о самом психологе и контролирующем его органе, а также рекомендательный характер результатов теста.

Метелькова Елена Ивановна, представитель министерства образования и науки, пообещала: в 2009 году особое внимание будет уделяться нормативной базе работы школьного психолога.

«Потребность в психологах – 1 специалист на 50 детей, в реальности – на 600»

Психологи и медики

Ольга Юрьевна Степанченко (зав. кафедрой медицинской психологии, г.Иркутск) обратила внимание на то, что клинические психологи относятся к системе здравоохранения. Работая с детьми в соматических больницах, клинические психологи не имеют даже возможности передать после выписки информацию о ребенке в школьную психологическую службу, потому что не налажено межведомственное взаимодействие.

Никита Константинович Смирнов (редакция журнала «Психология здоровья и личностного роста») озвучил статистику потребности школ в психологах, и выразил сожаление о том, что психологи все чаще уходят в психотерапию, оставляя в стороне вопросы нормального развития.

«К сожалению, именно терапия весьма востребована», - возразила Ольга Юрьевна. На «горячую линию» по суициду почти ежедневно обращаются педагоги и коллеги-психологи. Одно превышение нагрузки в 12 раз – уже мощнейший фактор эмоционального выгорания. Психологическая служба должна обеспечивать супервизию и психологическую помощь своим сотрудникам.

«Нет ничего опаснее установки на выживание»

Психологи против проблем

Александр Григорьевич Асмолов В ответ на это Александр Григорьевич Асмолов поделился планами о создании центра психологической помощи практическим психологам. Реальная программа развития психологической службы – это то, что может быть противопоставлено кризисам. В то же время необходимо помнить, что масса людей, сталкиваясь в своей профессиональной деятельности с психологами, прибегают к защитной рационализации, обесценивая его труд. И печально знаменитое постановление о педологических извращениях в системе Наркомпроса – это закономерный факт в развитии психологии. В те годы вместе с ней пострадала и генетика – еще одна наука об изменчивости и индивидуальности, которыми так сложно управлять в обществе.