Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Медиа: обзоры


Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Вы — хороший родитель. Очень любите своего ребенка. Вкладываете в него свою душу и сердце. Хотите, чтобы он правильно развивался, поэтому большое внимание уделяете его учебе. Предоставляете ему возможность заниматься в разных кружках и секциях. Следите за его здоровьем. Волнуетесь, если у ребенка идет что-то не так. Стремитесь ему помочь всеми силами. Вы знаете, что у вас прекрасный ребенок. Но хотите, чтобы он стал еще более умеющим, более знающим, более спортивным, более… Это важно, потому что у друзей (соседей по даче) ребенок в этом возрасте уже умеет, уже знает… Вы стремитесь это же вложить и в своего сына или дочку. А может быть внука или внучку. А если у них что-то не получается, поскольку они не так усидчивы или не так прилежны или не так… вы сильно переживаете. Чувствуете себя виноватыми, что вовремя не вмешались, не предприняли нужные меры. Для вас — хороших родителей — писалась эта книга. У детей хороших родителей бывают особые трудности, поскольку не преподаются ни в каких родительских университетах основы возрастной психологии. Поэтому родители просто не знают, на какие сигналы в детской жизни нужно обращать внимание. Я — школьный психолог и бабушка пяти внуков. И уже много лет рассказываю хорошим родителям про эти сигналы. И поскольку они хорошие родители, они помогают своим детям. Но ваши дети не учатся в моей школе. Поэтому я поговорю с вами через эту книгу. Сразу хочу сказать — книга закончится хорошо. Мы начнем с трудностей, а закончим вариантами помощи детям и подросткам. Мы с вами — оптимисты и трудностей не боимся и умеем преодолевать.


Почему мы так привязаны к нашим вещам?

После вспышек ярости, которые демонстрировали дети, когда они лишались предмета, который они считали своим, Жан Пиаже, отец-основатель детской психологии, наблюдал нечто глубокое в человеческой природе: наше чувство собственности рождается невероятно рано. Но почему мы так привязаны к вещам? Кристиан Джарретт подробно описывает психологию собственности.


Обзор лекции Фридмана В.С. «Социальное угнетение и освобождение: психобиологические механизмы»

28 февраля в рамках лектория «Современная психология, как составная часть комплекса нейронаук. Психология-мифы и реальность» состоялась очередная встреча с канд. биол. наук Фридманом В.С., который в своей очень интересной, насыщенной информацией лекции, охватывающей области не только социальной психологии, но и социологии, политической психологии, этологии человека, этнопсихологии, нейропсихологии и т.д., раскрыл основные особенности психо-биосоциальных механизмов угнетения (классовое неравенство, антагонизм) с точки зрения современного системного, междисциплинарного научного подхода.


Готовятся к изданию под редакцией Екатерины Завершневой и Рене ван дер Веера "Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное"

Первое комментированное издание записных книжек Л.С. Выготского – одно из немногих аутентичных изданий рукописей Выготского, основанное на тщательном изучении архивных документов. Заметки, собранные в книге, касаются всех периодов научной биографии ученого и содержат новые сведения о нем; они начинаются с самой ранней из найденных в архиве рукописей Выготского, посвященной книге Экклезиаста («Трагикомедия исканий», 1912 г.) и заканчиваются его последней, предсмертной записью («Pro domo sua», 1934 г.). Заметки выдающегося психолога раскрывают неизвестные стороны его личности, жизненные цели и интересы, а также те замыслы, которые он не успел реализовать. В книге обсуждается новая периодизация творчества Выготского, анализируются основные серии документов, их научная значимость и связь с историко-биографическим контекстом эпохи, в которой Выготскому довелось жить и работать.


Дмитрий Леонтьев "От чего зависит ощущение счастья?"

А вы знаете, от чего зависит ощущение счастья? Интересно, что об этом говорит наука? Спросим у доктора психологических наук, профессора, заведующего Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ – Дмитрия Леонтьева.


Карл Шунновер: "Как заглянуть в мозг?"

Было достаточно много замечательных успехов в изучении и понимании работы нашего мозга, но как же на самом деле изучаются нейроны внутри него? Используя прекрасные образы, нейробиолог и член TED (Technology Entertainment Design — это проект, посвященный «Идеям, Достойным Распространения») показывает методики и инструментарий, которые позволяют заглянуть нам "внутрь" своего мозга".


«Оргазм мозга»: психология или лженаука?

Вам наверняка доводилось испытать это состояние, когда по коже бегут мурашки при прослушивании красивой музыки, от прикосновения или шепота. Это состояние и есть так называемый «оргазм мозга» – приятные ощущения, вызванные звуковым, тактильным или другим стимулом. Что прячется за провокационным названием и как это состояние помогает избавиться от бессонницы и побороть депрессию?


Обзор лекции «Когнитивные инструменты психогенетики или что мы действительно знаем о наследовании интеллекта»

Отзыв на лекцию (17 февраля) «Когнитивные инструменты психогенетики или что мы действительно знаем о наследовании интеллекта», лектор Давыдова Е. Ю., к. биол. н., доц. каф. дифференциальной п. и психофизиологии ф-та клинич. и спец. психологии.


Обзор лекции В.С. Фридмана «Интеллект: среда или гены?»

25 ноября в 19 часов в рамках дискуссионного научно-популярного лектория МГППУ «Современная психология, как составная часть комплекса нейронаук. Психология-мифы и реальность» состоялась лекция канд. биол. наук Фридмана В.С. по теме «Интеллект: среда или гены»?» Цель: «Психология интеллекта, её проблемы и парадоксы. Что показывают цифры IQ — интеллект или социализацию? Проблема «наследования интеллекта»: результаты, интерпретации, идеологические выводы и социальный заказ. Интеллектуальная акселерация (Эффект Флинна), проявление и возможные механизмы».


Лекторий 2045. "Трансформация высших психических функций человека в условиях технического прогресса"

14 октября состоялась открытая научно-популярная лекция доктора психологических наук Александра Шамилевича Тхостова на тему: «Трансформация высших психических функций человека в условиях технического прогресса и реальность трансгуманизма».


Портрет публичного лектора: Фредерика де Грааф

Де Грааф переехала в Россию из Голландии. Работает в Первом Московском хосписе. Год назад издала книгу «Разлуки не будет. Как пережить смерть и страдания близких». Кроме нее, никто не обращается к темам смерти и страдания в публичных выступлениях.


Дмитрий Леонтьев о мотивации: «Внешнее принуждение неэффективно»

И в работе, и в личном развитии нам необходима мотивация. Мы ее укрепляем, меняем или ругаем себя за ее отсутствие. Психолог Дмитрий Леонтьев помогает разобраться в деталях того механизма, который заставляет нас утром вставать с постели и действовать – вопреки своему желанию или в согласии с ним.


«Депрессия у детей и подростков» Лекция Нины Иовчук

Депрессии в детско-подростковом возрасте — распространенное явление, но, к сожалению, они поздно выявляются, так как мало похожи на классические депрессивные состояния взрослых. В каждом возрастном периоде детства депрессии выглядят по-разному и часто скрываются за фасадом как бы физических заболеваний, либо нарушений поведения, либо временного «интеллектуального краха» — внезапно возникшего слабоумия. О проявлениях детских и подростковых депрессий, в том числе «дидактогенных» (педагогических) депрессий у школьников, их причинах и стратегии лечения и реабилитации рассказывает Нина Иовчук, детский психиатр, доктор медицинских наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета, Главный редактор журнала «Вопросы психического здоровья детей и подростков», член Правления Ассоциации детских психиатров и психологов.


Логотерапия и экзистенциальный анализ: Отрывок из книги Виктора Франкла о психотерапевтическом методе, в котором делается акцент на поисках человеком смысла бытия

Совместно с издательством Альпина нон-фикшн портал Постанаука публикует отрывок из книги «Логотерапия и экзистенциальный анализ. Статьи и лекции» психиатра, психолога, невролога, философа и основателя Третьей Венской школы психотерапии Виктора Франкла, посвященной становлению логотерапии, ее теоретическим основам и практическому применению.


Век тревожности: Как люди борются с неврозами и паническими атаками

Каждый шестой человек в мире периодически испытывает сильную тревогу по незначительному поводу. Одни чрезмерно волнуются перед экзаменами или собеседованием при приёме на работу; другие нервничают из-за того, что не могут вспомнить, выключили ли утюг, уходя из дома… Ситуация усугубляется информационным давлением: когда из всех гаджетов сплошным потоком льются сенсационные новости в основном негативного содержания, мир начинает казаться нестабильным. По мнению некоторых учёных, мы живём в эпоху неврозов, стресса и тревожности.


Психологи пишут видео печать

Как распознать проблемы человека с помощью текстовых методик?

Психолог Марина Новикова-Грунд о сходствах психотерапии и психологии, структуре сюжета «преступление и наказание» и функции лакун в текст.


5 фильмов о психофармакологии

Что смотреть о тонкостях химической организации мозга, психиатрических проблемах и психофармакологическом вмешательстве в работу мозга, в статье порталу Postnauka.ru рекомендует физиолог Вячеслав Дубынин, доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ, специалист в области физиологии мозга.


Ольга Зевелева: «Миграционная политика и коллективная идентичность»

Каким образом люди начинают идентифицировать себя в качестве членов определенной группы? Как группы становятся узнаваемы извне? Как они сохраняют свои черты в долгосрочной перспективе? И кто за этим стоит? В своей лекции Ольга Зевелева расскажет о конструировании коллективной идентичности среди мигрантов в Германии. В лекции будет продемонстрировано, какую роль играет государство в конструировании идентичности, и приведен пример лагеря для беженцев и мигрантов как места, где происходит очерчивание границ между «своими» и «чужими».


Покупательная особенность

Нейромаркетинг — это новое направление в маркетинге, которое использует нейрофизиологические данные для изучения поведения покупателей. Журнал «Русский Репортер» поговорил с Наталией Галкиной, генеральным директором компании «Нейротренд», пока самой крупной в стране нейромаркетинговой лаборатории, о том, кто и зачем в России уже воспользовался исследованиями и насколько этично применять в коммерческих целях данные об активности мозга человека при просмотре рекламы.


Хакнуть мозг: Мир погружается в глубокие нейронные сети

Сети. Ещё лет пятьдесят назад это слово ассоциировалось преимущественно с ловлей рыбы. Потом планету стал опутывать интернет, ставший сегодня таким же привычным явлением, как водопровод, канализация и электрическая розетка. Базовый смысл слова изменился. Но наступает время новых сетей — нейронных. Эксперты пророчат, что именно нейронные сети станут основой будущей технологической революции.


Финские собаки для чтения помогают в учёбе

Собаки для чтения – необычные животные. Чтение вслух собаке помогает детям обрести уверенность в себе, развить навыки чтения и содействует развитию творческих способностей.


Дворец бесконечной памяти: Как научиться воспроизводить информацию

Журнал «Кот Шрёдингера» опубликовал обширную статью о способностях памяти и о том, как лучше запоминать информацию


Мария Фаликман о пути к науке, экспериментальной психологии внимания и главных книгах о когнитивной психологии

Порталу ПостНаука отвечала на вопросы Мария Фаликман, доктор психологических наук, старший научный сотрудник Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник психологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ, научный руководитель Московского семинара по когнитивной науке


5 мифов о стрессе

Эксперты ПостНауки развенчивают мифы о природе стресса и способах борьбы с ним


печать

Люди с аутизмом принимают больше логических решений

Ученые из Королевского колледжа Лондона провели исследования, показавшие, что более низкая эмоциональная осведомленность приводит к более рациональному выбору.


Лекарство от глупости

Канал «Россия-24» представляет сюжет о том, от чего зависит уровень интеллекта, существует ли средство от глупости, как можно ли развить интеллект и если да, то как. Психологи за 45 минут постараются ответить на эти и другие вопросы.


Психология музыкальности

Психолог Бруно Джинграс о том, как мы слышим музыку, почему у одних людей нет музыкального слуха, а у других, напротив, абсолютный музыкальный слух.


Ненамеренная память

Психолог Вероника Нуркова о мнемическом эффекте, непроизвольной памяти и способности к ненамеренному запоминанию.


Нейроэкономика принятия решений

Экономист Саша Буржуазно-Жиронда о процессе принятия решений в экономике, «парадокс Аллиаса» и восприятии награды.


Кэрол Шелл: «Многие люди с аутизмом могут работать»

Портал PsyPress публикует интервью со специалистом в области помощи взрослым с аутизмом, одной из докладчиков II Международной научно-практической конференции «Аутизм. Выбор маршрута», которая прошла 6-8 октября 2016 года в Воронеже.


Как таксисты запоминают улицы и почему голова работает быстрее навигатора?

Канал «Наука 2.0» в рамках линейки репортажей «Британские ученые…» рассказывает о научных исследованиях, проводимых в Великобритании, порой нелепых и забавных. Так, в представленном видео британские ученые показывают, как таксисты запоминают улицы и почему голова работает быстрее навигатора.


Что такое счастье с точки зрения психологии?

Дмитрий Леонтьев рассказал порталу Постнаука о психологии счастья


Слуховые галлюцинации

Нейроученый Пол Аллен о механизмах появления галлюцинаций, новейших взглядах на их природу и пользе нейровизуализации для исследований этого феномена


Проблемы людей с инвалидностью в современном обществе

Что нужно еще сделать, чтобы люди с инвалидностью могли интеллектуально реализоваться? В какой степени здесь может помочь государство, а в какой – общество? Что должно измениться в культуре? Об этом – гости в студии программы «Тем временем».


Как бороться с массовым невежеством и донести до публики современную научную картину мира?

Как бороться с массовым невежеством, доносить до публики современную научную картину мира? Допустимо ли играть на грани фола, опираться на приемы провокации и облегченного рассказа? Можно ли использовать фривольность и остросюжетные ходы? Не происходит ли дискредитация науки журнализмом? И не ведет ли отказ от журнализма к потере массовой аудитории? Эти вопросы обсудили в передаче Александра Архангельского «Тем временем» (телеканал «Культура»).


Откуда появляется чувство одиночества?

Откуда появляется чувство одиночества? Хотя проблема одиночества интересовала мыслителей на протяжении столетий, строго научный подход к ней стал возможен только во второй половине ХХ века. Ученые связывают чувство одиночества с нарушением восприятия времени. Также ими опытным путем было установлено: острое чувство одиночества часто вызвано слишком интенсивным общением.


Проблемы обучения слепоглухих

На канале «Культура» обсудили, как решается проблема обучения слепоглухих сегодня, почему и, главное, благодаря чему слепоглухота – не приговор?


На телеканале «Культура» обсудили психологические особенности толпы

В программе «Факультет ненужных наук» обсудили, что человек ищет в толпе, почему так привлекательна принадлежность к группе и чем приходится платить за нее.


Человек дождя

В программе «Факультет ненужных вещей» вышла программа об аутизме. В ней были затронуты следующие вопросы: Человек дождя среди нас, или что такое аутизм? Многие помнят фильм «Человек дождя» с Дастином Хоффманом, где он сыграл роль человека с «особенностями развития». Каково таким «людям дождя» в повседневной российской действительности? Об этом, в частности, рассказывает аутист, профессор Бостонского университета Стивен Шор в своей книге «За стеной. Личный опыт: аутизм и синдром Аспергера». Что делать родителям, которые впадают в отчаяние, узнав диагноз «аутизм»?


Сон и бессоница

В программе «Факультет ненужных вещей» (телеканал Культура) вышла программа о сне. В ней были затронуты следующие вопросы: Зачем нужен сон? Ученые и сегодня спорят о том, почему для восстановления сил организма человеку надо погружаться в это состояние. Отчего врачи упорно рекомендуют именно восьмичасовой сон? И если сон необходим человеку, то отчего такое количество людей страдает от бессонницы? Почему далеко не всегда снотворное приносит пользу, какие бывают виды инсомнии (бессонницы), и как современная медицина предлагает с ними бороться?


Тайны Я видео

Дополненная реальность или массовая галлюцинация?

Виртуальный мир вышел запределы компьютеров. Социологи, философы, психологи в передаче Александра Архангельского обсуждают, что означает повсеместный поиск покемонов с точки зрения модерна, какими серьезнейшими последствиями может обернуться полудетская игра.


Инклюзивное образование: опасности верной дороги

Согласно требованиям закона «особые» и «обычные» дети повсеместно должны учиться вместе. Но результат не всегда очевиден, а иногда опасен. Можно ли не навредить ребенку, родителям, школе и обеспечить право ребенка на общую жизнь со сверстниками? Таким вопросом задались в передаче Александра Архангельского «Тем временем»


Тайны Я видео

Татьяна Черниговская отвечает на вопросы Владимира Познера

Что мы знаем об устройстве мозга и сможет ли наука когда‑нибудь объяснить, как он функционирует? Личность и мозг – как они взаимодействуют и кто кем управляет? В чем мозг превосходит компьютер, а в чем уступает ему? Как понимание устройства мозга меняет представления о мире? На вопросы Владимира Познера отвечает Татьяна Черниговская.


Василий Ключарев: «Особенности нашего экономического поведения можно объяснить дизайном мозга»

О мозговых механизмах процесса принятия решения и влиянии рекламы на выбор покупателя


Посттравматический стрессовый синдром

Нейроученый Джон Кристал о психопатологических репереживаниях, биологической составляющей психологической травмы и способах лечения посттравматического расстройства


видео

О методиках преподавания в США и России

На круглом столе в НИУ ВШЭ обсуждаются кейс-метод, курс-практикум и иных практико-ориентированных методиках преподавания в США и России.


Поиск, подготовка, публикация и продвижение научных статей

24 мая 2016 эксперты издательства Elsevier провели обучающий семинар о поиске, подготовке, публикации и продвижении научных статей


Дистанционно - не значит отстранённо

Спикер Московского международного салона образования поделится опытом интеграции в учебно-воспитательный процесс лицея ("Лицей Бауманский") учащихся центра дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.


Актуальные проблемы психологии агрессии. Лекция Сергея Ениколопова

Почему так часты вокруг вспышки ярости, откуда столько агрессии? Мы постоянно задаемся этим вопросом, потому что каждый из нас страдает от этого тяжелого состояния ожидания зла. Зло как будто бы разлито в воздухе, градус агрессии не понижается в последние годы. Только растет. Почему? Что показывают научные исследования по этой теме?


Темпл Грэндин: миру нужны все виды мышления

Темпл Грэндин, у которой в детстве диагностировали аутизм, рассказывает о том, как работает ее мозг. Способность «мыслить изображениями» помогает ей решать задачи, с которыми может не справиться нейротипичный мозг. Она обоснованно утверждает, что миру нужны люди с аутическим спектром, те, кто мыслит изображениями, паттернами, словами – все странно мыслящие люди.


Тим Урбан: что происходит в голове у закоренелого прокрастинатора

Тим Урбан знает, что в прокрастинации нет ничего хорошего, но ему никогда не удавалось избавиться от привычки откладывать всё на потом. В своём забавном и поучительном выступлении Урбан берёт нас в путешествие по просмотрам видео на YouTube взапой, «залипании» на Wikipedia и приступам неотрывного наблюдения за происходящим за окошком, призывая нас хорошенько подумать о том, какие дела мы в действительности всегда откладываем, — пока не стало слишком поздно.


Мозг может быть способен к самовосстановлению – если ему помочь

Нейрохирургу Жослин Блош приходится иметь дело и с последствиями инсультов, и травм, полученных при авариях; она прекрасно знает, что мозг неспособен к самовосстановлению. Но сейчас она предполагает, что, возможно, ключ к восстановлению нервной системы найден: это даблкортин-положительные клетки. Как и стволовые клетки, они чрезвычайно адаптивны и, если их извлечь из мозга, вырастить в питательной среде и затем повторно ввести в пораженную область мозга, они могут помочь восстановить его. «Мозг может восстановиться сам, если немного помочь ему», -- считает Блош.


Лекция Дмитрия Леонтьева: «Есть ли жизнь до смерти?»

«Есть ли жизнь до смерти?», -- так называется вторая лекция кафедры психологии «Новой газеты», которая состоялась в среду, 10 февраля. Лекцию читал доктор психологических наук, заведующий Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИИ ВШЭ, профессор МГУ, лауреат престижной Международной премии имени Виктора Франкла Дмитрий Леонтьев.


Гай Винч: почему всем нужно практиковать неотложную эмоциональную помощь

Мы идём к доктору, если заболеваем гриппом или чувствуем боль. Почему же мы не идём к медицинскому специалисту, когда чувствуем эмоциональную боль: вину, потерю, одиночество? Гай Винч говорит, что слишком многие из нас в одиночку решают повседневные проблемы, связанные с психическим здоровьем. Но мы не должны этого делать. Он приводит убедительные аргументы в пользу того, чтобы начать практиковать эмоциональную гигиену, т.е. заботиться о наших эмоциях и мыслях с таким же усердием, как мы заботимся о наших телах.


«Тем временем» с Александром Архангельским. Победа безнадёжного дела

Исполняется 30 лет манифесту «Педагогики сотрудничества», в котором были высказаны прорывные идеи в сфере школьного образования. Идеи, которые родились из опыта великих педагогов, работавших «под колпаком», но сумевших гуманизировать советскую школу. Почему у них получилось? Что это было - чудо, случайность или странная закономерность?


Адора Свитак: Чему взрослые могут научиться у детей

Одарённый ребенок Адора Свитак говорит, что миру необходимо «детское» мышление: смелые идеи, необузданное творчество и, особенно, оптимизм. Большие детские мечты заслуживают высоких ожиданий, говорит она, начиная с готовности взрослых учиться у детей так же, как и учить их.


Дэниел Левитин: как сохранять спокойствие, когда известно, что стресс неизбежен

В стрессовой ситуации вы действуете не лучшим образом. На протяжении тысячелетий мозг эволюционировал так, чтобы под действием стресса вырабатывать кортизол, который тормозит рациональное, логическое мышление, но даёт шанс на выживание, если, к примеру, на вас напал лев. Нейробиолог Дэниел Левитин считает, что существуют способ избежать ошибок, даже когда ваш мозг затуманен под давлением стресса — премортем. «Время от времени у всех нас что-то будет не получаться, — говорит он. — Смысл в том, чтобы заранее продумать, в чём могут быть наши промахи».


Роберт Уолдингер: уроки самого длинного исследования о счастье

Что делает нас здоровыми и счастливыми на протяжении нашей жизни? Если вам кажется, что это слава и деньги, вы в этом не одиноки. Однако, если верить психиатру Роберту Уолдингеру, вы ошибаетесь. Являясь руководителем 75-летнего исследовательского проекта по развитию взрослых, Уолдингер имеет беспрецедентный доступ к секретам настоящего счастья и удовлетворения.


Тали Шарот: Склонность к оптимизму


В 2017 году ожидается фильм «Мозг. Вторая Вселенная»

Что такое человеческий мозг? Орган ЦНС, суперкомпьютер или хозяин, управляющий жизнью человека? В 2017 году году на экраны выйдет 80-минутный документальный кинофильм «Мозг. Вторая Вселенная» об ученых, посвятивших жизнь изучению возможностей мозга. Работа над картиной идет уже сейчас. Недавно съемочная группа запустила проект на краудфандинговой платформе Planeta.ru.


Сандрин Тюре: «Вы можете вырастить новые клетки головного мозга»

Можем ли мы, взрослые, вырастить новые нейроны? Нейробиолог Сандрин Тюре утверждает, что можем. Она предлагает результаты исследований и практический совет о том, как помочь нашему мозгу активизировать нейрогенез, при этом улучшая настроение, усиливая память и предотвращая процессы старения.


«Не будьте слепы»: социальный ролик призывает изменить отношение к слабовидящим

Плюшевый медведь с табличкой «Обними меня» мгновенно привлекает внимание прохожих. Без костюма медведя герою социального ролика к Международному дню слепых — молодому человеку с ограничениями по зрению — этого не удалось. Ролик «Не будьте слепы» подготовлен к Международному дню слепых Общественной палатой РФ совместно с федеральным проектом «Трезвая Россия».


«Как думают наши дети?» Совместный семинар МГППУ и НИУ ВШЭ

17 сентября в Московском городском психолого-педагогическом университете состоялось заседание совместного постоянно действующего семинара МГППУ и НИУ ВШЭ «Современное детство: теория и практика». Семинар на тему «Как думают наши дети?» был посвящен проблемам развития мышления и его специфике


Мария Фаликман: основные феномены восприятия

Психолог Мария Фаликман о классах нашего восприятия реальности, зрительных иллюзиях и дефиниции понятия «восприятие» в психологии: "Восприятие в психологии определяют как активный процесс построения чувственного образа в результате воздействия на органы чувств энергии, излучаемой или отражаемой объектами внешнего мира. В этом определении важно все, потому что на самом деле образы у нас могут возникать и без всяких воздействий, они не будут образами восприятия".


«Тем временем» с Александром Архангельским: реестр одаренных детей

Запускается официальная программа Министерства образования и науки. В чем ее цель? Как работают в мире с одаренными детьми? Можно ли воспроизвести советский опыт? Кто такой - одаренный ребенок и для чего ему нужен реестр?


Портреты видео

Алиск Дженерос: «Как я научилась выражать себя с синдромом Аспергера»

Аликс Дженерос — молодая женщина с тысяча и одной идеей. Она получила награду за свою научную деательность, занимается разработкой новой технологии и очень остроумна (убедитесь в этом сами). У неё синдром Аспергера — форма расстройства аутистического спектра, затрудняющая общение с людьми. Многие годы ушли у неё на то, чтобы научиться выражать свои мысли и делиться ими с миром. В этом полном юмора, откровенном выступлении она делится своей историей и своим видением того, как помочь людям донести их блестящие идеи до других.


Как избежать «долины смерти» в образовании

Кен Робинсон описывает три принципа, критически важные для процветания человеческого ума, которым противостоит современная образовательная культура: люди от природы разные, люди любопытны, и неотъемлемой частью их жизни является творчество. Энергично и с юмором он рассказывает о том, как выбраться из образовательной «долины смерти», в которую мы попали, и как воспитывать новое поколение, чтобы перед ним открывались возможности.


Что такое эмпатия и в чем ее отличие от сочувствия?

Королевское общество в поддержку искусств (The Royal Society for the encouragement of Arts, the RSA) – просветительская организация, которая занимается поиском инновационных практических решений для социальных проблем, возникающих в современном обществе, чтобы уменьшить разрыв между реальностью и представлениями о лучшем мире. Один из серии коротких видеороликов, подготовленных Королевским обществом в поддержку искусств, посвящен эмпатии.


Кевин Брил: признания депрессивного комика

Кевин Брил не выглядел подавленным подростком: капитан команды, не пропускающий ни одной вечеринки, забавный и уверенный в себе. Но он рассказал о той ночи, когда понял, что для спасения собственной жизни должен сказать четыре простых слова.


Рассказ о психическом заболевании – изнутри

В 2007 году Сакс рассказала о своей шизофрении, которая никуда не исчезает, хотя и находится под контролем лекарств и терапии. В своем ярком обращении она просит нас посмотреть на людей с психическими заболеваниями внимательно, честно и с состраданием.


Дмитрий Ольшанский. Курортный роман и психология измен

Почему люди изменяют? Как сохранить семью? Как вести себя в любовном треугольнике? - в программе "Секс по вторникам" на Радио Фонтанка.фм, гость в студии - психоаналитик Дмитрий Ольшанский


"Как меня изменила электрошоковая терапия"

Хирург и автор книг Шервин Нуланд обсуждает возможности для применения электрошоковой терапии при тяжелой угрожающей жизни депрессии, в том числе его собственной. Это волнующий и искренний рассказ об облегчении, освобождении и втором шансе.


Элеонора Лонгден: "Голоса в моей голове"

Элеонора Лонгден была самой обыкновенной студенткой колледжа, полной надежд, пока в ее голове не начали говорить голоса. Она рассказывает о своем многолетнем пути обратно к душевному здоровью.


Депрессия: секрет, которым мы делимся

«Противоположность депрессии – не счастье, а жизнеспособность. В тот момент мне казалось, что именно жизнеспособность вытекает из меня». Писатель Эндрю Соломон о депрессии


Инклюзивное образование в России

О том, как в России развивается инклюзивное образование, говорили в программе "Классный час" на радио "Свобода". В беседе участвуют руководитель отделения "Наш дом" школы 1206 города Москвы Елена Цырульникова, директор Центра диагностики и консультирования Новосибирской области Светлана Самуйленко, учитель русского языка и литературы Наталья Колпашникова. В московской студии радио "Свобода" также присутствуют руководитель городского ресурсного центра Института инклюзивного образования МГППУ Елена Самсонова; школьница Дженнет и ее мама Светлана Базарова.


Анатомия послушания: вышел новый фильм про эксперимент Стенли Милгрэма

В 1961 году социальный психолог Йельского университета Стенли Милгрэм провел эксперимент, чтобы понять, может ли человек по приказу причинить боль другим людям. Об этом эксперименте и его организации рассказывает фильм “Experimenter” (“Экспериментатор”) режиссера Майкла Алмерейды, вышедший на экраны в 2015 году.


Почему аутизм более распространен среди мужчин

Доклад директора Центра изучения аутизма Кембриджского университета Саймона Барон-Коэна на ежегодной конференции Британского психологического общества 30 сентября - 1 октября 2014 года.


Карен Хопкин: Многозадачность увеличивает эффективность физических упражнений

Новое исследование показывает, что люди на велотренажере могут крутить педали быстрее, когда они одновременно решают задания психологического теста. Даже исследователи, опубликовавшие статью в журнале PLoS ONE, были удивлены этим результатом. Они изначально предполагали, что когда люди пытаются сделать две вещи сразу, они делают их менее эффективно.


Наталья Кисельникова: Как оценивать эффективность психотерапии?

Что такое эффективность психотерапии и нужно ли ее оценивать? Во всех ли видах психотерапии возможна оценка эффективности? Всегда ли можно оценить эффективность психотерапии по результатам работы? А по процессу? По удовлетворенности клиента и психотерапевта? Какие пути и методы оценки эффективности используются ваще всего?


Мария Фаликман: "Виды и свойства внимания"

Почему внимание — один из самых неуловимых познавательных процессов? Какие виды внимания можно выделить по степени активности человека? Какие различают свойства внимания как процесса и как состояния? На эти и другие вопросы отвечает кандидат психологических наук Мария Фаликман.


Психологи отмечают отсутствие свободного времени у современных школьников


Как функционируют речь и память в человеческом мозге

Как функционируют речь и память в человеческом мозге? Об этом в 1861 году острую дискуссию начали два крупных ученых.


видео

Почему игра на музыкальных инструментах помогает развитию мозга

Когда музыкант берет в руки инструмент, у него в мозге будто взрывается фейерверк.


Психологи научат работников "Скорой помощи" справляться со стрессом

Психологи в этом году впервые проведут для работников столичной "скорой помощи" специализированные психологические курсы, которые научат фельдшеров справиться с психологическим выгоранием.


Психологи проведут антистрессовые тренинги перед ЕГЭ для московских школьников

Московская городская психологическая служба (МГПС) готовит для столичных школьников, учителей и родителей антистрессовые тренинги перед единым госэкзаменом (ЕГЭ).


Дэн Ариели: Насколько равным должен быть мир?

У нас есть два разрыва: у нас есть пробел в знаниях, и у нас есть разрыв желательности. Разрыв в знаниях это то, что мы думаем об образовании людей. Как мы можем добиться того, чтобы люди думали по-другому о неравенстве и последствиях неравенства в плане здоровья, образования, уровне преступности, и так далее?


Российское образование уходит в онлайн

Не пройдет и полгода, как в России будет запущена своя Национальная платформа онлайн-образования, уверили в пятницу представители ведущих российских вузов и Министерства образования, выступая на Московском международном салоне образования (ММСО).


Олаф Бланке: Эффект «выхода из тела», сознание и когнитивное нейропротезирование

В данной лекции Олаф Бланке рассказывает об попытках изучения и создания моделей самосознания для их проецирования на искусственные конечности аватаров и роботов, а также как эти наработки могут найти применение в различных сферах — от медицины до видеоигр.


Художники и артисты пришли на помощь людям, страдающим аутизмом

В Москве провели благотворительный аукцион в поддержку людей, страдающих аутизмом. Выручка с каждой проданной картины пойдет в фонды, помогающим людям с тяжёлым заболеванием адаптироваться в обществе.


Михаил Соколов: Социология эмоций

Какие аспекты эмоциональных переживаний человека интересны социологам? Как социальное окружение влияет на проявления эмоций? Какой подход к природе эмоций предложил Эрвинг Гоффман? На эти и другие вопросы отвечает кандидат социологических наук Михаил Соколов.


Татьяна Ребеко: Ментальная репрезентация событий

Какие типы знания выделяются в когнитивной психологии? Какие уровни можно выделить в структуре скрипта? С помощью каких экспериментальных моделей изучаются скрипты? Об этом рассказывает кандидат психологических наук Татьяна Ребеко.


Татьяна Черниговская: "Игры разума"

В рамках цикла "Встреча на вершине" на телеканале "Россия К" прошла премьера документального фильма "Игры разума с Татьяной Черниговской". Ведущая проекта – российский нейролингвист, доктор филологии и биологии, профессор СПбГУ Татьяна Владимировна Черниговская – попыталась ответить на самые интересные и порой парадоксальные вопросы. Принимают участие приверженцы разные типов подхода к мышлению, крупнейшие ученые мира, в том числе лауреаты Нобелевской премии, которые делятся со зрителями своими мыслями и гипотезами о том, как устроен наш мозг и наше мышление.


Константин Анохин и Павел Балабан: "Возможности нашей памяти"

Информационно-познавательная программа "Наблюдатель" задает тон всему дню, рассказывая о ярких событиях в культурной, научной и духовной сферах общества. "Смысл "Наблюдателя" в том, чтобы вырвать зрителя из суеты, настроить на спокойный лад, заставить его хотя бы в течение часа поразмышлять о главном, а не о пустяках", – говорит Андрей Максимов. Для каждой программы выбирается актуальная тема, которую в студии обсуждают известные деятели культуры и науки.


Ася Казанцева: Знаменитые психологические эксперименты. Что было на самом деле?

Некоторые эксперименты XX века стали настолько известными и столько раз пересказывались в популярных изданиях, что давно зажили совершенно отдельной жизнью и оказались окружены мифами и легендами. Как на самом деле вели себя голуби Скиннера, крыса с педалью для удовольствия, дети, дожидавшиеся маршмеллоу, и другие герои околонаучной поп-культуры?


Нина Инсарова: Как помочь ребенку быть успешным

Нина Инсарова - специалист службы помощи семьям в кризисной ситуации. Как в работе, так и в жизни Нину больше всего интересует пространство отношений между людьми, в котором люди способны услышать и понять друг друга. В ходе вебинара Нина Инсарова ответила на следующие вопросы: - Что такое вообще "успех"? Кто его определяет? - Родительские ожидания: как это работает? - Что делать, когда вам от ребенка что-то надо? - Как доверять ребенку, если я пока знаю лучше?


Нэнси Кэнвишер: Нейронный портрет человеческого разума

Основоположница сканирования мозга Нэнси Кэнвишер использует функциональную МРТ, чтобы увидеть активность различных областей мозга (зачастую своих собственных). Она делится тем, что узнала вместе с коллегами: мозг состоит из узкоспециализированных компонентов и областей общего назначения.


Мария Фаликман: "Как мы получаем и организуем информацию об окружающем мире?"

Какие непосредственно познавательные процессы выделяют психологи? Как можно определить мышление? Что такое ось психологического времени? Об этом в интервью Постнауке рассказывает кандидат психологических наук Мария Фаликман.


Рози Кинг: "Не надо бояться быть другими".

“Люди настолько боятся быть другими, что они пытаются втиснуть все в маленькую коробочку с определенным ярлыком,” - говорит 16-летняя Рози Кинг, смелая, дерзкая и аутистичная. Она хочет знать, почему все так жаждут быть нормальными? Она адресует свой призыв не бояться быть разными каждому ребенку, родителю, учителю и человеку.


И.Н. Пигарев: "Экспериментальное исследование сна и надвигающаяся смена парадигмы в нейронауке":

27 ноября на встрече Московского семинара по когнитивной науке состоялся доклад главного научного сотрудника Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН, доктора биологических наук Ивана Николаевича Пигарева на тему "Экспериментальное исследование сна и надвигающаяся смена парадигмы в нейронауке"


видео

Интервью Василия Ключарева на телеканале Дождь

Василий Ключарев в гостях у Павла Лобкова на телеканале Дождь о стимуляции мозга: TMS, direct current stimulation и т.д.