Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Срастание людей с компьютерами – это дело нескольких лет... Мы сможем с этим справиться психологически и социально?

19.12.2009

Татьяна Владимировна ЧерниговскаяИтервью Натальи Деминой с Татьяной Владимировной Черниговской, профессором СПбГУ

Как бы Вы оценили проходящую сессию и уровень научных докладов?

Мне кажется, что это замечательная идея собрать такую научную сессию, посвященную мозгу, потому что я совершенно убеждена, что для человечества сейчас вообще нет ничего более важного.

Я, как один из докладчиков, с большим интересом слушаю то, что говорят другие, потому что выступление на Общем собрании – очень трудный жанр. На самом деле, почти все докладчики с друг другом заранее переговаривались или переписывались, чтобы лучше построить свой доклад.

Выступление перед академиками – это очень необычный жанр. В Академии наук, с одной стороны, не может быть популярной лекции для домохозяек, а, с другой стороны, поскольку это Общее собрание, и здесь ученые – представители разных дисциплин от географии до физики, то нужно рассказать о своей теме так, чтобы люди все-таки понимали, о чем идет разговор. Никто из нас, на самом деле, этим жанром не владеет.

Мне кажется, что те доклады, которые я услышала, были очень хорошими, особенно мне понравились выступления члена-корреспондента РАН Е.Е. Никольского и академика РАН М.А. Островского. Они сделаны идеально! Они умудрились очень сложные вещи рассказать так, как могут воспринять дети, а это очень высокий уровень .

Пожалуй, некоторые доклады напугали академиков. Когда в своих презентациях докладчики  показывали, как психически больной человек трясется, и как его лечат, вживляя электроды…

Как человек трясется, они должны знать из жизни, потому что  болезни Альцгеймера и Паркинсона – очень распространенные, к сожалению. Этими болезнями болеют такое число людей и с этим надо что-то делать.

Хорошо, что была организована эта сессия, поскольку эта тема имеет отношение ко всем людям. Мы надеемся, что наша информация о мире объективна (хотя я не понимаю, с чего мы это взяли). И единственный орган, которым мы можем эту информацию получать, это мозг и мы должны быть с ним знакомы. Потому что если мы не знаем, как он действует, то чего стоит вся информация, которую он нам поставляет?

Как бы Вы оценили уровень российских исследований о мозге?

Высокий. На самом деле, высокий. Я так говорю не потому, что у меня внезапно взыграл патриотизм. Я этим как раз не отличаюсь, но он, на самом деле, хорош. Но этот уровень мы можем очень быстро потерять, потому что наука о  мозге сейчас находится на такой стадии развития, когда в нее нужны очень большие финансовые вложения. Мы по-прежнему сильны остатками очень хорошего образования. Хорошего не только в том смысле, что люди много знают, а в том смысле, что широко знают. Широко, но не мелко, понимаете? И это очень большое богатство, которое мало, где в мире есть. Это чистая правда.

Но если у вас логарифмическая линейка, а у вашего, пусть даже в 10 раз менее умного конкурента, синхрофазотрон, то вы понимаете, что вы не можете конкурировать на равных. Т.е. это области науки, в которые нужно вкладывать очень большие деньги. Очень большие! Это значит больше на порядок, чем вкладывается сейчас в России. Количество денег, которые вкладывают США, оно намного больше, чем у нас.

Критики Академии наук скажут, что те деньги, которые сейчас дают, тратятся неэффективно.

Хорошо, но это значит, что нужно что-то придумать, чтобы РАН тратила деньги эффективно, но все равно давать большие деньги. Но большие не на 3 рубля, а на порядок.

К сожалению, наши университеты находятся в мировых рейтингах вузов не первом месте. В качестве примера  того, что делают умные страны, могу привести пример университета Хельсинки. Финляндия – маленькая страна, а ее университет входит в число лучших университетов мира. При том, что его конкуренты – Гарвард, Кембридж и т.д.  В Финляндии поставили себе цель войти в 10-ку лучших и для этого в Хельсинки был создан Когнитивный институт, где объединили усилия психологов, лингвистов, информатиков. На ближайший 2010 год  им дают 300 млн. евро. Вы понимаете! 300 млн. евро такой группе людей на год. И говорят: а отчитываться вы будете статьями в журналах первого ранга.

А наши чиновники считают, что статьи в Nature или Science – это не отчет.

Нужно отчитываться не количеством студентом на единицу площади, не количеством напечатанной бумаги, а только одним – статьями в журналах первого ранга. Здесь должен быть другой подход. Правительство и власть должны понимать, что либо мы играем в эту очень дорогую игру и тогда у нас есть какой-то шанс, либо уйти. Остальные страны не спят, а вкладывают деньги в науку и образование. Как говорит один мой авангардный немецкий приятель: «Устройте вместо пастбищ поля для гольфа – будете много зарабатывать». Если мы хотим играть в такую игру, то она требует серьезных финансовых вложений.

Чему посвящено Ваше выступление?

Тема моего доклада – «Мозг и язык: врожденные модули или обучающаяся сеть?». Это, на самом деле, о том, как сложнейший из объектов Вселенной, а именно наш мозг, справляется с одним из сложнейших из возможных дел, а именно организацией языка. И то, как мы разбираемся с миром, зависит от того, как устроен наш мозг и как устроено наше сознание и язык, потому что это те инструменты, с помощью которых мы не только общаемся друг с другом (это умеют и другие биологические виды своими способами), а это то, как мы категоризуем мир, как мы его делим на классы, как мы его называем. А если называем, то значит обобщаем. И есть ли у нас для этого гены? Это «ящички» в мозгу, каждый из которых занят своей работой или это общая и страшная нейронная сеть? И как она работает?

Понятно, что если бы я могла ответить на эти вопросы, то мы бы с вами разговаривали в Нобелевском комитете, но я постараюсь рассказать о том, что в данный момент про это известно, каково положение дел сейчас. Что будет через полгода – посмотрим.

Другие материалы этой сессии:

 
Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира? видео 18 февраля 2019

Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира?

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

Все медиа-обзоры  |  RSS