Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Еще Сократ услышал совет: "Познай самого себя". Так и психологи долгое время верили в то, что человек сам себя знает лучше, чем кто-либо другой. Но психолог из Вашингтонского Университета в Сэнт-Луисе показала, что мы не можем все знать о себе

01.04.2010

Другие видят меня лучше, чем я вижу себя

Познай_себяСимайн Вэзайр (Simine Vazire), Ph.D, ассистент профессора психологии Вашингтонского Университета выяснила, что люди склонны с большей осторожностью оценивать свои собственные внутренние качества и свойства нервной системы, гнев, например, в то время как их друзья с большей точностью диагностируют такие наши качества, как интеллект и креативность.  И даже  совсем не знакомые нам люди так же хорошо, как наши друзья и мы сами могут определить степень нашей открытости, экстраверсии.

"Я думаю, что то, что мы  считаем, что знаем себя лучше всех, что-то вроде коленного рефлекса," - говорит Вэзайр. "Индивидуальность- это не то, что вы о себе думаете, это то, чем вы являетесь. Некоторые думают, что они сами могут себя оценивать, потому что каждый создает сам свою жизнь. Но индивидуальность - это не история, это то, чем мы являемся в реальности. Скажем, вы пишете историю о том, что вы о себе думаете, и о  своем социальном образе, но в реальности все не так? Другие люди видят то, чем вы являетесь, а не то, что вы думаете"

Индивидуальность, как говорит Вэзайр, проявляется во всем, что вы делаете: выборе одежды, режиме сна, дизайне веб сайта и профиле в Facebook. "Все, к чему вы прикасаетесь, несет на себе след вашей индивидуальности,"- говорит она. "Вы оставляете следы бессознательно. Ваша индивидуальность намекает о себе в таких действиях, о которых вы даже не задумываетесь."

Качества личности определяют поведение,- утверждает исследователь. Разработанная ею концепция носит название "модели ассиметрии знаний о  себе я-других" (self-other knowledge asymmetry, SOKA).  Исследователь решила узнать, каккие свои качества мы сами лучше оцениваем, а какие лучше оценивают другие. Предшествующее исследование выявило ассиметрию оценок личностных качеств: Некоторые качества лучше оцениваются самостоятельно, некоторые посредством других.Согласно "модели ассиметрии знаний о  себе я-других"  мы сами себя оцениваем лучше в том, что асается наших мыслей и чувств, в то время как другие точнее оценивают социально желательные качества. В данном исследовании участвовало 165 человек, которые осуществляли самооценку и были оценены 4 друзьями и 4 незнакомыми.

Учатники выполняли батарею бихевиористских тестов. Все участвовали в групповой дискуссии, без лидера и по ней было видно, кто в большей мере готов нести отвественность. Участники оценивали друг друга с помощью теста социального стресса Триера, когда выступающие в качестве экспериментаторов, оценивали других участников с двухминутным публичным выступлением на тему того, что они любят и не любят в своем теле. Для многих это то, что их тело потеет. Потом каждый участник оценивал других и самого себя по выраженности 40 личностных характеристик.

Согласно SOKA model, самооценка наиболее точна с оценке своих мыслей и чувств, друзья лучше оценивали интеллектуальные качества, и все группы одинаково хорошо оценивали уровень экстраверсии.

"Вы точнее можете оценить свой уровень разгневанности, чем другие, к тому же, вы можете скрывать свои чувства,"- говорит Вэзайр. "Но, тем не менее, когда вы свободны в своих проявлениях, другие часто  оценивают вас лучше, чем вы сами себя."

Самооценка неточна в тех случаях, когда мы говорим о социально желательных или нежелательных качествах. Уровень интеллекта, привлекательность, креативность трудно объективно оценить самому, поскольку "так много зависит от того, насколько вы интеллектуальны и привлекательны. Каждый хочет быть в глазах других умным и обаятельным, но о об этих свойствах человек не может себе сам точно дать отчет."

Сами же мы лучше оцениваем интеллект своих друзей, чем свой собственный, "потому что мы скорее признаем, что у наших друзей есть недостатки, чем у себя."

Давайте возьмем пример привлекательности и зеркала. "Мы постоянно смотримся в зеркало, но это не то же самое, что видеть фотографию кого-то другого,"- говорит Вэзайр. "Если бы мы тратили столько же времени, рассматривая фотографии других людей, сколько мы рассматриваем себя, у нас было бы более ясное и точное впечатление о том, насколько другие привлекательны, нежели представление о своей привлекательности. Но мы, рассматривая себя пять минут в зеркале, все еще неуверены, 'Привлекателен ли я?' Трудно ответить на этот вопрос, как и найти такое место, где мы хорошо выглядим, правда?"

Мы неправильно оцениваем некоторые свои качества, говорит исследователь, потому что нас интересуют наши мысли и чувства, а не то, что мы делаем. Хулиганы, к примеру, являются хорошей иллюстрацией модели SOKA. Их самовосприятие говорит им о том, что они опасные люди, жаждущие признания, что само по себе не так плохо. Но они не считают свое поведение отвратительным, потому что для них имеет значение то, что они думают о себе, а не делают.

"Нужно думать за двоих, как я убедительно показала," - говорит Вэзайр. "В среднем те, кто вас знает так же хорошо как вы сами, совпадают с вами в оценках. Но важнее то, что есть вещи, которые вы знаете, но неизвестные другим, и то, что сокрыто от вас другими, все это темы для будущих экспериментов и дискуссий."

Источник: Who knows what about a person? The self–other knowledge asymmetry (SOKA) model. Vazire, Simine.Journal of Personality and Social Psychology. Vol 98(2), Feb 2010, 281-300.
http://psycnet.apa.org/journals/psp/98/2/281/

 
Медиа: обзоры
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

III Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» видео 21 декабря 2018

III Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра»

Все медиа-обзоры  |  RSS