Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Как избавиться от волнения перед экзаменом

16.01.2011

Чтобы избавиться от волнения перед экзаменом, нужно за 10 минут до его начала взять лист бумаги и выписать на него все переживания, связанные с предстоящим испытанием. Подобный метод сработает и перед ответственным публичным выступлением, и перед спортивным состязанием, уверяют американские психологи в своей статье в журнале Science.

Как справиться с тревогой и волнением, которые не позволяют человеку показать все, на что он способен, во время экзамена, публичного выступления, спортивного соревнования или другого значимого мероприятия? Кто-то предлагает принять перед этим 50 грамм, а вот психолог с мировым именем американка Шан Бейлок из Университета Чикаго вместе со своим аспирантом Херардо Рамиресом рекомендуют сосредоточиться и выписать на лист бумаги все то, что так беспокоит и мешает настроиться на предстоящее действо. Об экспериментальном подтверждении своего метода ученые рассказывают в статье, опубликованной в журнале Science.

В минувшем году Бейлок и ее коллеги доказали, что страх перед математикой и низкая успеваемость по этому предмету у девочек, обучающихся в начальной школе, является результатом усвоения ими стереотипа «математика – мужское дело». Это мнение распространяется молодыми учительницами младших классов, которые сами испытывают страх перед этим предметом. Еще одно прошлогоднее открытие американской специалистки заключается в том, что студентки лучше сдают математику, если перед этим обсуждают предрассудок о плохих математических способностях женщин. Кроме того, буквально накануне у Шан Бейлок вышла книга, посвященная тому, что зачастую многие талантливые люди выполняют свою работу ниже своего уровня. В ней она дает советы, как преодолеть волнение перед важными мероприятиями. Основой для этого труда послужили исследования, который проводила Бейлок в течение нескольких лет. О некоторых из ее экспериментов и рассказывается в статье из Science.

В ходе предыдущих работ психологи установили, что постоянное письменное изложение своих тревог и проблем людьми, которые проходят лечение от физической или моральной травмы в течение долгого времени, помогает им снизить симптомы депрессии.

Теперь Бейлок и Рамирес использовали подобную методику применительно к школьниками и студентам.

В одном из экспериментов приняли участие 20 студентов колледжа, которые должны были пройти два небольших математических текста. После того как они выполнили первый тест, организаторы эксперимента создали «стрессовую ситуацию», сказав, что в зависимости от результатов второго теста студентам будет выдано денежное вознаграждение, размер которого будет зависеть от качества выполнения задания. Перед началом выполнения теста половина испытуемых 10 минут томилась в пустом ожидании, а другая половина получила задание написать о своих переживаниях, связанных с предстоящим заданием.

После проверки результатов оказалось, что те студенты, которые получили возможность письменно зафиксировать свои тревоги, выполнили задание лучше коллег из другой группы.

Качество выполнения второго теста по сравнению с первым у группы студентов, которая «томилась в ожидании», оказалось ниже на 12%.

А вот студенты, изложившие свои тревоги на бумаге, выполнили второй тест на 5% лучше, чем первый.

В другом эксперименте приняли участие студенты-биологи, которые сдавали реальный экзамен. Вначале авторы исследования попросили их пройти тест, в ходе которого была определена предрасположенность к стрессу, связанному с предстоящим важным испытанием. Непосредственно перед экзаменом испытуемые получили от психологов конверт, где содержалась просьба за 10 минут до экзамена записать мысли, связанные с предстоящим испытанием, или размышления на другие темы.

Проанализировав результаты экзамена, предэкзаменационные мысли и результат предварительного теста каждого учащегося, а также его индивидуальную успеваемость в течение года, ученые пришли к однозначному выводу, что лучшие оценки получили те студенты, которые перед экзаменом описали свои тревоги, связанные именно с ним.

«Мы считаем, что такое письменное изложение своих тревог поможет людям лучше выполнять важные дела, будь то представление деловой презентации, научный доклад или собеседование при устройстве на работу.

Волнение является серьезной проблемой, учитывая, что низкий результат экзамена повлияет на последующие возможности трудоустройства студентов», – подытожила Шан Бейлок.

Источник: Газета.ru

 
Медиа: обзоры
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории». печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории».

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Почему мы так привязаны к нашим вещам? видео 18 марта 2017

Почему мы так привязаны к нашим вещам?

Все медиа-обзоры  |  RSS

29 июня
1 июля
Лондон
International Attachment Conference 2017