Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Без языка нельзя научиться считать

08.02.2011

Ученые давно подозревали, что без изучения числительных человек не может полностью понимать смысл чисел. Теперь они получили доказательства этого и могут строить новые психологические гипотезы того, как люди обучаются счету.

Предыдущие исследования племен Амазонки, которые не имеют слов для обозначения чисел больших трех (или в случае племени пираха, вообще для любых чисел), показали, что индейцы не понимают смысла больших чисел. Однако было неясно, что являлось причиной этого – недостаток слов для называния больших чисел или сама их культура, в которой оперирование большими числами не требуется.

Сейчас Элизабет Спэпен (Elizabet Spaepen), психолог из Университета Чикаго (University of Chicago), и ее коллеги, возможно, решили этот вопрос. Команда изучала полностью глухих людей из Никарагуа, которые создали для общения свой собственный язык жестов ("homesigns"), причем сделали это при отсутствии образования и влияния "обычного" языка жестов.

В этом языке нет никаких слов для обозначения чисел, хотя его носители и живут в той же культурной среде, что и остальные люди – они, например, используют деньги.

Команда исследователей просила испытуемых дать обобщающие ответы по картинкам, на которых числа играли важную роль, например, присутствовали 10 овец. Контрольные группы испаноязычных людей, не страдающих глухотой, и глухих, владеющих "обычным" вариантом языка жестов, показали безупречные результаты. В свою очередь, люди, всю жизнь общающиеся на языке homesigns, давали точные ответы только в рассказах про три-четыре предмета, а дальше часто ошибались. Например, отвечая про 10 овец, показывали 9 пальцев.

Далее задача была усложнена. Испытуемым давали множество предметов и просили использовать маркеры, чтобы нарисовать столько символов, сколько они видят предметов. И вновь точность значительно снизилась для наборов более чем из трех предметов.

"Они могут назвать приблизительные количества, но не оперируют точными числами", – говорит Спэпен.

Эксперимент не выявил, какой же компонент языка является необходимым условием для формирования точного понимания чисел. Тем не менее, Спэпен подозревает, что это обычная последовательность чисел, которую заучивает каждый ребенок даже прежде, чем он на самом деле начинает понимать, что "четыре" обозначает четыре объекта, а не три или шесть.

Источник: Наука и разработки

 
Медиа: обзоры
Зачем заниматься ЧЦП? видео 24 сентября 2020

Зачем заниматься ЧЦП?

Профилактика коронавируса. Полезные продукты, защищающие наши легкие от инфекции. Польза жира. видео 14 августа 2020

Профилактика коронавируса. Полезные продукты, защищающие наши легкие от инфекции. Польза жира.

ISCAR 2020. Welcome addresses from Professor Katerina Plakitsi and Dr. Vitaly Rubtsov видео 6 августа 2020

ISCAR 2020. Welcome addresses from Professor Katerina Plakitsi and Dr. Vitaly Rubtsov

Речь и коммуникация при расстройствах аутистического спектра: взгляд нейропсихолога. видео 15 июля 2020

Речь и коммуникация при расстройствах аутистического спектра: взгляд нейропсихолога.

Семейный психолог: зачем он нужен. Джавадова Э. и Майбалиев Ф. видео 8 июля 2020

Семейный психолог: зачем он нужен. Джавадова Э. и Майбалиев Ф.

Все медиа-обзоры  |  RSS