Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
В присутствии нарисованных глаз наше поведение становится лучше

17.03.2011

В 2005 году американские психологи обнаружили (Haley, Fessler, 2005), что люди, проходящие в условиях полной анонимности тест «Диктатор» (в этом тесте участвуют два человека, но только один из них совершает активные действия — принимает решения, а второй абсолютно пассивен), ведут себя более просоциально (альтруистично), если на рабочем столе компьютера присутствует стилизованное изображение двух глаз. Доходит до смешного: как показали дальнейшие исследования, достаточно разместить где-то в интерьере три точки, расположенные в виде перевернутого треугольника (...), чтобы испытуемые начали вести себя более альтруистично по сравнению с контрольной ситуацией, когда точки расположены наоборот (...).

Стилизованное изображение лица, использовавшееся в экспериментеВ новой статье, опубликованной на сайте журнала Evolution and Human Behavior, японские исследователи попытались сделать следующий шаг в изучении этого удивительного эффекта. Они хотели, во-первых, воспроизвести результаты Хейли и Фесслера (такие нетривиальные результаты полезно лишний раз воспроизвести), во-вторых — выяснить, что же побуждает людей вести себя более альтруистично при малейшем намеке на то, что об их поступке кому-то станет известно: страх наказания, надежда на награду или то и другое вместе?

В исследовании приняли участие 62 добровольца — студенты университета Киото (Kyoto University). Человеку говорили, что он будет играть в «Диктатора» с каким-то другим добровольцем, который никогда не узнает, кто был его партнером. Сначала тянули жребий, чтобы определить, кто из двоих будет выступать в роли диктатора, а кто будет пассивной принимающей стороной. Результаты жребия были подстроены так, чтобы все участники оказались «диктаторами». Затем испытуемого отводили в звукоизолированную комнату, где были только стол и стул, и оставляли там одного на минуту. Затем в комнату входил экспериментатор, вручал испытуемому пустой конверт, 7 монет по 100 иен (в сумме это соответствует примерно 9 долларам США) и листок с инструкциями. После этого экспериментатор снова оставлял испытуемого в одиночестве.

В инструкции говорилось, что диктатор, если хочет, может поделиться деньгами с «партнером». Монеты, причитающиеся партнеру, нужно положить в конверт и оставить на столе, а остальные оставить себе. Поделив деньги по своему усмотрению, испытуемый выходил из комнаты, а другой экспериментатор (который не встречался с испытуемым) входил туда через другую дверь и забирал конверт. Таким образом, всё было подстроено так, чтобы обеспечить максимальную анонимность: даже экспериментаторы как бы не знали, кто из добровольцев сколько денег пожертвовал своему партнеру.

На столе в звукоизолированной комнате стояло маленькое зеркальце, накрытое куском коричневой ткани. В половине случаев на ней были изображены «глаза Гора», такие же, как в экспериментах Хейли и Фесслера, в половине тряпочка была без рисунка. Таким образом, было создано две экспериментальные ситуации — «с глазами» и «без глаз».

Участники отдали «партнеру» больше денег (в среднем 330 иен) в ситуации «с глазами», чем в ситуации «без глаз» (239 иен). Женщины в «безглазой» ситуации оказались чуть щедрее мужчин (247 против 231), а в присутствии глаз результат оказался обратным: женщины отдали партнеру в среднем 306 иен, мужчины — 362.

После «игры» каждому участнику пришлось заполнить анкету из 17 пунктов, чтобы исследователи могли разобраться, какие соображения и чувства повлияли на решение, принятое «диктатором». Часть вопросов в анкете касалась опасений участника, что кто-то подумает о нём плохо, если он выделит партнеру слишком мало денег. Другие вопросы были связаны с надеждами на то, что кто-нибудь узнает о том, как хорошо поступил испытуемый, и это пойдет на пользу его репутации. Кроме того, все участники прошли набор стандартных психологических тестов, используемых психологами для классификации человеческих характеров.

Собранные данные подвергли сложному статистическому анализу с использованием метода главных компонент. В итоге выяснилось, что только компонента, связанная с надеждой на улучшение своей репутации, коррелирует с влиянием нарисованных глаз на щедрость. Глаза, по-видимому, не подействовали на чувства и соображения, связанные со страхом осуждения. Под взглядом Гора люди подсознательно надеялись, что об их добром поступке кому-то станет известно и это улучшит их репутацию.

Конечно, для окончательных выводов нужно провести еще много подобных исследований. Вполне возможно, что, если бы авторы использовали вместо глаз Гора какие-нибудь более строгие или гневные глаза, результаты получились бы несколько иными.

В связи с этим можно вспомнить также эксперименты, в которых было показано, что религиозные люди в экономических играх ведут себя более просоциально, если перед игрой их знакомят с текстом, где упоминается что-нибудь божественное. Точно такой же эффект на всех людей, независимо от их религиозности, оказывает напоминание о светских институтах, контролирующих законность и мораль.

 

Источник: Элементы.ру | новости науки

 
Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира? видео 18 февраля 2019

Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира?

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

Все медиа-обзоры  |  RSS