Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Президиум РАО разработал альтернативный вариант образовательного стандарта

03.05.2011

В Российской академии образования (РАО) произошёл раскол: учёные не сошлись во мнении, каким должен быть стандарт для старшей школы. До последнего времени в обществе не угасали споры из-за проекта, подготовленного Александром Кондаковым и Любовью Кезиной. С его последней версией и всеми предыдущими можно ознакомиться на сайте Минобрнауки России. И вот 28 апреля широкой публике представили альтернативный документ, который разработал Президиум РАО.

Новый проект стандарта представил Михаил Рыжаков, директор Института содержания и методов обучения РАО: «Стандарт по своей значимости стоит на втором месте после закона об образовании. Он несёт в себе не только нормативную, но и во многом политическую нагрузку. Поэтому в документе крайне важно подчеркнуть приоритетность образования для государства».

У нового проекта стандарта понятная и логичная структура, что выгодно его отличает от предшествующих версий, подчеркнул Михаил Рыжаков. Чтобы текстом было проще пользоваться, в нём даны ссылки на нормативные документы.

Стандарт пишется для широкого круга людей — учителей, школьников, родителей и т.д. Поэтому должен быть им понятен. Авторы сохраняют лучшие традиции российской школы — фундаментальность, общедоступность, бесплатность и другие. При этом понимают, что стандарт должен отвечать требованиям времени. В связи с этим предлагают школьникам на выбор два уровня изучения предметов — профильный и базовый. А также возможность сформировать индивидуальный учебный план. Это не новшества. Их декларировали в министерской концепции профильного обучения ещё в 2004 году.

Авторы нового стандарта утверждают, что ни один выпускник школы не получит аттестат зрелости, не изучив математику, физику или какой-то ещё предмет. Каждый из них должен в обязательном порядке получить знания по 11 общеобразовательным дисциплинам.

В проекте РАО нет вызвавшего массу споров предмета «Россия в мире» и более последовательно описана государственная итоговая аттестация. ЕГЭ – для поступающих в вуз и обычный экзамен – для всех остальных.

В отличие от варианта, подготовленного Кондаковым и Кезиной, академики РАО попытались прописать принципы финансирования стандарта. «Финансовые условия реализации федерального стандарта отнесены к компетенции субъектов РФ, – напомнил Михаил Левицкий, академик-секретарь отделения философии образования и теоретической педагогики РАО. – С одной стороны, у нас есть единые государственные требования к образованию, а с другой – абсолютно разные возможности регионов для их выполнения».

Эту инициативу поддержал научный руководитель института «Эврика» Александр Адамский, против нового стандарта выступил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов,  указав, на отсутствие необходимости  «вписывать в текст стандарта ещё и все принципы и нормы его финансирования».

Директор Департамента общего образования Минобрнауки России Елена Низиенко предложила подготовить общий документ: «Принципиально важно, что у нового стандарта не может быть авторства. Это должен быть текст, который соединит в себе все лучшие предложения, но при этом не будет противоречить утверждённым позициям. На сегодняшний день их три — сохранение права выбора, бесплатности и единого образовательного пространства».

Подробнее об образовательном стандарте читайте в обзоре PsyPress «Новый образовательный стандарт Pro и Contra»

 

Источник: Наука и технологии России

 
Медиа: обзоры
Зачем заниматься ЧЦП? видео 24 сентября 2020

Зачем заниматься ЧЦП?

Профилактика коронавируса. Полезные продукты, защищающие наши легкие от инфекции. Польза жира. видео 14 августа 2020

Профилактика коронавируса. Полезные продукты, защищающие наши легкие от инфекции. Польза жира.

ISCAR 2020. Welcome addresses from Professor Katerina Plakitsi and Dr. Vitaly Rubtsov видео 6 августа 2020

ISCAR 2020. Welcome addresses from Professor Katerina Plakitsi and Dr. Vitaly Rubtsov

Речь и коммуникация при расстройствах аутистического спектра: взгляд нейропсихолога. видео 15 июля 2020

Речь и коммуникация при расстройствах аутистического спектра: взгляд нейропсихолога.

Семейный психолог: зачем он нужен. Джавадова Э. и Майбалиев Ф. видео 8 июля 2020

Семейный психолог: зачем он нужен. Джавадова Э. и Майбалиев Ф.

Все медиа-обзоры  |  RSS