Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Различия в понимании мультсериалов аудиторией разных возрастов

17.08.2011

В мире найдется совсем немного людей, которые не знакомы с анимацией. Мультфильмы, традиционно воспринимае­мые как «искусство для детей», на определенных возрастных этапах становятся важным источником информации, воспитания нравственных качеств ре­бенка. Но можно ли с уверенностью говорить, что все мультфильмы «одинаково полезны» для детей? В 2008 г. в РФ критике со стороны властей, а так­же общественных и религиозных организаций под­верглись в общей сложности 12 мультсериалов, сре­ди которых два наиболее популярных анимацион­ных телешоу «Южный Парк» и «Симпсоны».

Эти сериалы стали популярны за счет пародийного отображения реаль­ных предметов и явлений американской жизни, мировых культурных, политических, этно­графических и религиозных особенностей, а также критики множества глубоких убеждений и табу посредством «черного юмора». Таким образом, и в «Симпсонах», и в «Южном парке» «детское искусство» получает совсем не дет­ское наполнение, но, тем не менее, остается наиболее популярным среди подростков.

Исследование, проведенное Хусид А.Д, показало наличие значимых различий в пони­мании содержания вышеупомянутых мультсериалов аудиторией разных возрастов.

Так, на вопросы об основных идеях, пе­речисленных в анкетах мультсериалов в группе старших подростков (15-17 лет) в основном встречались вари­анты пересказа сюжета, «тупо поржать», указание на отсутствие идеи либо ее незнание. Подростки практически не переосмысливают сюжет, не срав­нивают его с текущей политической или экономи­ческой ситуацией, не ищут скрытых смыслов, а просто напрямую считывают картинку, а потому и смешными для них оказываются не смыслы, не идеи, а только лишь инструменты выражения этих идей. Объяснением таких результатов, может выступать ведущая дея­тельность подросткового возраста, каковой, по мнению большинства исследователей, является общение со сверстниками. Просмотр мультсериалов представляется не столько материалом для осмысления, сколько показателем, маркером принадлежности к группе.

Молодежная аудитория (18-25 лет) в свою очередь го­ворит уже о пародии на что-то, и в качестве основ­ных идей выделяет не саму пародию, а то, что за этим стоит. Основные идеи, выделяемые данной группой — это  общественные и политические проблемы, темы семьи, образования, религии, культуры, телевиде­ния, стереотипов. Таким образом, в интерпретации молодежной аудитории и «Симпсоны», и «Южный парк» — это юмор, но в их заявлениях это юмор ос­мысленный, остросоциальный и общественно значи­мый.

На данный момент, очевидно, что телевидение и интерне­т занимают сегодня тотальную позицию в ин­формационном и культурном пространстве детей, подростков и молодежи. При этом прямые и одно­значные запреты на просмотр несоответствующих возрасту мультсериалов, а также простое закрытие телеканалов вряд ли дадут какие-либо значимые результаты, поскольку всегда будут доступны иные информационные каналы. Поэтому в сложившейся ситуации столь же значимой, как и ответственная политика телеканалов, основанная на официаль­ных возрастных ограничениях, будет и воспита­тельная деятельность родителей, учителей, общест­венных организаций.

Литература:

Хусид А.Д. Проблема социально-психологических и возрастных особенностей восприятия подростками и молодежью мультсериалов пародийного содержания // Культурно-историческая психология. 2011. №2. – C. 94-97

 
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

Все медиа-обзоры  |  RSS