Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Телевизор нарушает общение ребенка с родителями

17.09.2011

С самых первых дней, когда голубые экраны телевизоров осветили наши дома, ученые начали исследовать их влияние на развитие детей. В недавней работе ученые из Огайо сравнили процесс общения ребенка со своей матерью после просмотра телепередач и после игры или чтения. Их интересовало, будут ли иметься различия во влиянии разных видов деятельности на развитие ребенка.

Оказалось, что просмотр телевизора приводит к уменьшению общения ребенка с родителями, а также существенно влияет на развитие его грамотности и языковых способностей.

Эми Натансон и Эрик Расмуссен из Университета Огайо провели исследование так называемой материнской отзывчивости на действия ребенка, занятого книгами, игрушками или просмотром телепрограмм. Когда мать и ребенок вместе заняты какой-либо деятельностью, реакции матери на действия ребенка вносят существенный вклад в самовосприятие и самоосознание ребенка. Описывая ребенку новые для него предметы, слова и изображения, объясняя их назначение и свойства, мать вовлекает ребенка в совместную деятельность. От нее также поступает обратная связь, позволяющая ребенку ориентироваться в ситуации и оценивать свои действия. Мать зачастую повторяет то, что сказал ребенок, тем самым помогая ему запомнить новые слова или факты.

Матери, адекватно реагирующие и отвечающие на действия ребенка, способствуют его позитивному самовосприятию и между ними вырабатывается надежная связь и доверие, формируется надежный тип привязанности. Если же мать безучастна к тому, что делает ребенок, он вырастает дезориентированным в окружающем мире, у него может сформироваться личностная тревожность.

Ученые обследовали взаимодействия 73 пар мать-ребенок. Наиболее типичная мать в этом исследовании была замужем, ее возраст составлял 30-35 лет, она имела высшее образование. Половина матерей не работала. Обследованные дети были в возрасте от 16 месяцев до 6 лет. Пары были случайным образом разделены на три группы: в течение 10 минут мать и ребенок смотрели вместе телевизор, читали книгу или играли в игрушки. Затем экспериментатор предлагал им все три вида деятельности и оставлял их на двадцать минут. Кроме того, родителей просили заполнить опросник о развитии языковых способностей их детей, и отдельно в ходе беседы выявлялся уровень грамотности и навык чтения у дошкольников.

Результаты показали, что при чтении книги матери больше значимо общались со своими детьми, чем при просмотре телевизора. По сравнению с игрой в игрушки, объем коммуникации при чтении книг значимо не отличался, однако, качество общения и степень отзывчивости матери во втором случае были выше. Читая книгу вместе с ребенком, родители использовали более активный стиль коммуникации и проговаривали вместе те слова, с которыми в повседневном общении ребенок редко сталкивался. Таким образом увеличивался словарный запас ребенка и его грамотность. Напротив, при просмотре телевизора позитивной обратной связи от матери поступало значительно меньше.

Ученые сделали вывод, что совместное чтение книг способствует большему общению матери и ребенка, и поднимает качество этой коммуникации на новый уровень, в то время как смотря вместе телевизор, мать и ребенок начинают общаться меньше. Этот вывод очень важен ввиду того, как много времени современные дети проводят перед телевизором. Чаще всего родители просто оставляют детей в это время одних, полностью лишая их общения и совместного взаимодействия. Важно не допускать этого, поскольку в данном возрасте дети особенно нуждаются в общении с родителями, это существенно для их правильного развития.

 

Источник: sciencedaily.

 

Статьи по теме:

 
Медиа: обзоры
Зачем заниматься ЧЦП? видео 24 сентября 2020

Зачем заниматься ЧЦП?

Профилактика коронавируса. Полезные продукты, защищающие наши легкие от инфекции. Польза жира. видео 14 августа 2020

Профилактика коронавируса. Полезные продукты, защищающие наши легкие от инфекции. Польза жира.

ISCAR 2020. Welcome addresses from Professor Katerina Plakitsi and Dr. Vitaly Rubtsov видео 6 августа 2020

ISCAR 2020. Welcome addresses from Professor Katerina Plakitsi and Dr. Vitaly Rubtsov

Речь и коммуникация при расстройствах аутистического спектра: взгляд нейропсихолога. видео 15 июля 2020

Речь и коммуникация при расстройствах аутистического спектра: взгляд нейропсихолога.

Семейный психолог: зачем он нужен. Джавадова Э. и Майбалиев Ф. видео 8 июля 2020

Семейный психолог: зачем он нужен. Джавадова Э. и Майбалиев Ф.

Все медиа-обзоры  |  RSS