Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Одинокие люди не следуют за мнением большинства, только если их собственный выбор остается анонимным

24.10.2011

Несмотря на популярность социальных сетей, многие люди чувствуют себя одинокими и считают, что им не с кем поделиться значимыми для них темами. За последние двадцать лет количество одиноких людей даже выросло (об этом говорят данные соцопросов, проведеных на американской выборке) и составило не менее 25 %. Одиночество - важная проблема современного общества, однако ее изучению было посвящено неоправданно мало исследований. Например, было показано, что социально изолированные респонденты более агрессивны, меньше склонны к сотрудничеству с другими людьми и меньше ориентированы на общество.

Одна из таких работ, которая будет опубликована в 2012 году в журнале Journal of Consumer Research и уже сейчас доступна он-лайн, была связана с поведением потребителей-одиночек. В этой работе акцент сделан на то, как влияет одиночество и изоляция на отношение к товарам массового потребления: будут ли одинокие люди предпочитать тот продукт, который выбрало большинство, или же не последуют этому выбору.

Исследователей интересовало, в первую очередь, взаимодействие фактора одиночества и явления социального консенсуса. Социальный консенсус представляет собой некие принятые в жанном обществе нормы, неписанные договоренности об интерпретации и оценке универсальных явлений окружающего мира: времени, пространства, изменения, причины, судьбы, числа, отношения частей к целому и пр. Общепринятые трактовки этих характеристик образуют своеобразную «модель мира», сетку координат, которой пользуются люди при восприятии мира и построении его образа. Показано, что люди склонны доверять общепринятому отношению к таким явлениям и в большинстве случаев не проверять информацию о них.

В данном исследовании в качестве социального консенсуса выступало мнение других людей о тех или иных продуктах. Участникам исследования, среди которых в отдельную группу выделяли людей, считающих себя одинокими, информацию о продуктах и просили оценить их на основании информации о выборе других потребителей. Результаты показали, что одинокие респонденты были склонны не следовать мнению большинства и не выбирали тот продукт, о котором им было известно, что его предпочли 80% людей. Однако, если респондентам сообщалось, что информация об их выборе будет известна другим людям, они проявляли конформизм и соглашались с мнением большинства.

Литература:

 

 
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

Все медиа-обзоры  |  RSS