Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Базовые эмоции и запахи, их вызывающие

15.11.2011

Большую часть информации о мире и людях в нем мы получаем через невербальные каналы, в числе которых в первую очередь называют зрительное восприятие жесто, мимики, позы других людей, а также картины окружающего мира. Между тем, значительно меньше внимания уделяется таким каналам передачи информации как вкусовые и обонятельные ощущения.

Химическая чувствительность, к которой относятся обоняние и вкус, является эволюционно наиболее древним источником информации о пищевых ресурсах, опасности или наличии партнера противоположного пола. У многих видов обоняние играет ключевую роль при передаче информации: например, муравьи, обнаружившие источник пищи, собщают о его наличии другим особям при помощи химического следа, который они оставляют на протяжение всего пути до пищи. Вещества, выделяемые животными для обеспечения коммуникации, носят общее название феромонов и разделяются на различные группы в зависимости от того типа поведения, которое они вызывают, а также по времени действия.

Феромоны являются одной из наиболее важных знаковых систем у животных. Однако, человек также использует ее, зачастую не осознавая, насколько сильно запахи влияют на его поведение. Например, так назывемые "запахи страха", или торибоны, сначала были обнаружены у животных, но впоследствии их нашли и у человека. Т.Н. Березиной было показано, что кислые запахи в небольшой концентрации усиливают поведенческие реакции страха у собак, и ведутся исследования влияния такого вида запахов на поведение человека.

В последнее время были найдены запахи, соответствующие каждой из так называемых базовых эмоций. Так, эмоцию отвращения у большинства людей вызывает гнилостный запах, а едкий запах - эмоцию страха. Хорошее настроение и удовольствие связано с запахом фруктов или цветов, интерес и удивление - с запахом перечной мяты. Мускусный запах приводит к чувству гнева и агрессии, а печальному настроению способствует запах камфары.

Т.Н. Березина предлагает теоретическую модель того, как происходит влияние запахов, производимых самим человеком, на поведение других людей. На начальном этапе происходит переживание эмоции или чувства. Затем это переживание приводит к изменению функционального состояние и, следовательно, к выделению определенных запахов. Следующий этап - восприятие запахов другим человеком, возникновение у него определенной базовой эмоции, за которой следует формирование эмоционально окрашенного переживания и сложного чувства.

Согласно автору этой модели, она позволяет объяснять такие феномены, когда два человека независимо друг от друга думают об одном и том же или переживают одно и то же чувство, а также феномены эмпатии.

 

Литература:

 
Медиа: обзоры
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс на монографию Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории». печать 5 апреля 2017

Анонс на монографию Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории».

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Почему мы так привязаны к нашим вещам? видео 18 марта 2017

Почему мы так привязаны к нашим вещам?

Все медиа-обзоры  |  RSS