Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Религиозность и социальная самооценка: зависимость от общества

23.01.2012

В ряде исследований, проведенных за последние несколько лет, было показано, что верующие люди обладают более высокой социальной самооценкой и лучше психологически приспособлены к жизни в обществе. Однако, в недавней работе, опубликованой в журнале Psychological Science в начале января 2012 года, международная команда исследователей из университетов Германии и Великобритании приходит к выводу, что описанный принцип работает только в тех странах, где общий уровень религиозности и процент верующих людей высок, тогда как в странах, где население по большей части причисляет себя к атеистам, напротив, верующие хуже приспособлены и имеют более низкую социальную самооценку.

Гипотеза "религия как социальная ценность", выдвинутая одним из авторов исследования Константином Седикисом, утверждает, что следствием высокой социальной значимости религии в том или ином обществе является высокая социальная оценка данным обществом своих верующих членов. Следовательно, такие высоко оцененные обществом люди обладают более высокой самооценкой и психологической приспособленностью.

Из этой гипотезы также следует, что чем выше ценится религия в том или ином обществе, тем больше психологических и социальных преимуществ будут иметь в нем верующие, и наоборот.

Метод, которым воспользовались ученые для проверки этой гипотезы, заключался в следующем. Использовались анонимные данные 188 тысяч человек, заполнивших анкету на сайте знакомств. Анкета включала как вопросы о значимости религии для каждого из респондентов, так и вопрос о стране проживания. Также людей просили оценить по семибалльной шкале, насколько хорошо каждое из прилагательных описывает их самих: "приспосабливаемый", "спокойный", "жизнерадостный", "довольный", "энергичный", "здоровый", "оптимистичный", "позитивный", "веселый" и "решительный". Кроме того респонденты заполнили адаптированную версию опросника, оценивающего самооценку - в частности, респонденты указывали, насколько у них развиты социальные навыки, такие как приобретение новых друзей, или насколько им легко вступить в разговор с незнакомыми людьми.

Всего включенные в анализ анкеты заполнялись респондентами из 11 европейских стран, начиная с таких как Швеция (где процент атеистов самый большой в Европе) и заканчивая Польшей, где более 90% населения - глубоко верующие (в основном, католики). Размеры выборок для каждой из стран уравнивались.

Анализ данных показал, что оценки по описанным выше шкалам были осгласованы с общим фактором удовлетворенности жизнью, положительных эжмоций, оптимизма и благополучия. Что касается уровня религиозности, то он вычислялся исходя из средних оценок религиозности представителей этой страны и их заинтересованности в принадлежности к церкви. Также использовались данные веемирного опроса "занимает ли религия важное место в Вашей жизни", проведенного агенством Gallup.

Общие результаты подтвердили выдвинутую исследователями гипотезу: эффект увеличения социальной самооценки у верующих людей варьируется в зависимости от уровня значимости религии в том или ином обществе. Это относится не только к различным европейским странам: в дальнейшем ученые планируцют проверить эту гипотезу на отдельных городах внутри одной и той же страны и, наример, на университетских сообществах с разным средним уровнем религиозности.

 

Литература:

 
Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира? видео 18 февраля 2019

Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира?

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

Все медиа-обзоры  |  RSS