Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Билингвизм улучшает музыкальный слух, память и внимание

28.04.2012

Последние результаты, полученные исследователями из Северо-западного Университета Чикаго, впервые подтвердили наличие биологических связей билингвизма и системы в мозге, отвечающей за слуховое восприятие. Расширенный опыт восприятия и воспроизведения звуков различных языков, порой совершенно непохожих по фонетике, позволяет тонко настроить активность аудиальной системы, а также увеличивает объем рабочей памяти и улучшает внимание.

Виорика Мэриан, специалист по билингвизму из Чикаго, в сотрудничестве с нейрофизиологом Ниной Краус, занимающейся мозговыми механизмами слуха, исследовали, как билингвизм изменяет наш мозг. В частности, их интересовали подкорковые области, в которые стекается информация как непосредственно из сенсорных зон, обеспечивающих слух, так и из корковых областей, связанных с познавательными процессами высокого уровня.

Нина Клаус уже показала в своих работах, что музыкальное образование и постоянное повышение уровня исполнительского мастерства у музыкантов улучшает эффективность обработки воспринимаемой на слух речи. Теперь исследователей интересует, может ли билингвизм обепечивать такой же эффект, а также может ли он влиять на низкоуровневую обработку слухового сигнала в стволовых отделах мозга.

Статья, опубликованная в журнале Национальной академии наук США, рассказывает о результатах проведенного исследования. Ее авторы действительно обнаружили, что опыт владения двумя языками изменяет ответ нашей нервной системы на звук.

Мэриан говорит: "Люди решают кроссворды, чтобы упражнять свой мозг. Но это происходит автоматически у тех, у кого два родных языка. Похоже, что преимущества билингвизма чрезвычайно сильны и распространяются не только на восприятие звуков, но также и на память и внимание".

Проведенный эксперимент заключался в следующем: у добровольцев-подростков, 23 из которых были англо-испанскими билингвами, и еще 25 знали только английский язык, регистрировались потенциалы ствола мозга в ответ на сложные звуковые события. Звуки предъявлялись в двух условиях: на фоне шума и без него. В условии без шума потенциалы мозга обеих групп испытуемых не различались, тогда как в зашумленном условии мозг билингвов значимо лучше распознавал базовую частоту прослушиваемого звука, что обеспечивало более точную его категоризацию.

По словам исследователей, у билингвов внимание в большей степени направлено на релевантные звуки, и шум отсекается с большей эффективностью. В отличие от распространенного мнения, что билингвизм приводит к смешению двух языков и даже к заиканию ребенка, ученые показали, что он предоставляет уникальные возможности по контролю поступающей в мозг сенсорной информации.

Литература:

 
Медиа: обзоры
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

III Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» видео 21 декабря 2018

III Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра»

Все медиа-обзоры  |  RSS