Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Почерк Леонардо, или почему дети пишут зеркально?

13.08.2012

Большинство исследований зеркального почерка у детей проводится на особых выборках - например, изучается зеркальное письмо в контексте дисграфии или феномен правшей, пишущих левой рукой. Считается, что зеркальное письмо - то есть, справа налево для большинства европейских народов - связано с недостаточной сформированностью пространственного мышления, прежде всего, по отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку, а также недостаточной сформированностью функций зрительного анализа и синтеза и даже слишком быстрым обучением письму печатными буквами, из-за чего дети не успевают надежно усвоить взаимосвязь формы буквы и ее значения.

Однако, последние исследования показали, что так называемый "почерк Леонардо", названный так в честь гения, предпочитавшего вести свои многочисленные дневники именно зеркальным почерком, встречается и у детей с типичным развитием. В журнале Journal of Educational Psychology недавно была опубликована статья французских психологов Жан-Поля Фишера и Юссефа Тазути, посвященная тому, какими причинами вызвано зеркальное письмо у пятилетних детей.

Авторы поставили перед собой два основных вопроса. Первый заключался в том, чтобы выяснить характер связи между зеркальным копированием букв и цифр с образца и написанием их по памяти, а второй - как зеркальное написане отдельных символов приводит к зеркальному написанию целых слов, в частности, собственного имени.

Ученые провели три серии экспериментальных исследований в школах Франции, чтобы ответить на эти вопросы. Оказалось, что копируя с образца, дети совершают гораздо меьнше зеркаьлных ошибок, чем при письме по памяти. Слабая, но значимая корреляция, была выявлена между зеркальным написанием символов и своего имени. Удивительно, что уровень школьной успеваемости также положительно коррелировал с зеркальным написанием, хотя сила этой корреляции были намного меньше, чем в случае правильной ориентации букв. При этом другие ошибки - например, орфографические, но совершаемые в правильной ориентации слева направо - отрицательно коррелировали с успеваемостью.

В результате исследований авторы пришли к выводу, что феномен зеркального письма может возникать наряду с рядом других ошибок на определенном этапе развития навыков письма у всех детей с нормальным развитием. При этом большую роль могут играть не индивидульано-психологические факторы, право- или леворукость и пол ребенка, но факторы контекста: так, значительно более сильное влияние на зеркаьлное написание букв и цифр оказывало то, что ребенок написал перед этим, и даже в какой части страницы он начал писать.

Литература:

 
Медиа: обзоры
Эксперимент с неподвижным лицом видео 26 марта 2020

Эксперимент с неподвижным лицом

Как защитить себя от болезней: интервью с кардиологом Ярославом Ашихминым видео 25 марта 2020

Как защитить себя от болезней: интервью с кардиологом Ярославом Ашихминым

"Ревность. Враг или друг отношений?" - открытая лекция для психологов от ОСКиП видео 20 февраля 2020

"Ревность. Враг или друг отношений?" - открытая лекция для психологов от ОСКиП

Социально-психологический конкурс "ГЕНИЙ ОБЩЕНИЯ" видео 13 февраля 2020

Социально-психологический конкурс "ГЕНИЙ ОБЩЕНИЯ"

Алексей Мелёхин. Психотерапия синдрома раздраженного кишечника видео 7 февраля 2020

Алексей Мелёхин. Психотерапия синдрома раздраженного кишечника

Все медиа-обзоры  |  RSS