Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Как увидеть иронию с помощью томографа?

28.08.2012

В когнитивных науках способность понимать и интерпретировать намерения других нзывается теорией сознания, или теорией ума ("Theory of Mind"). Мы активно используем ее в процесах коммуникации и совместной деятельности.

Общаясь с другими, мы постоянно обращаемся к тому, что лежит за поверхностью прямого значения слов. Если вас спросят: "У вас есть время?", то в ответ недостаточно ответить "Да", но часто надо быть готовым потратить это время на собеседника. При этом мы опираемся как на сами слова, так и на невербальное поведение собеседника, его интонации, жесты, мимику.

В последние годы исследователи обнаружили в головном мозге особую распределенную систему, связанную с "теорией сознания", однако до сих пор не было найдено доказательств, что эта нейронная система специфически активируется при понимании определенных высказываний. Недавно в журнале Neuroimage  была опубликована статья французских исследователей, в которой они показали, как данная система мозга реагирует на понимание иронии.

Сказанные с иронией фразы зачастую означают противоположное прямому смыслу слов. Для проведения эксперимента ученые составили двадцатьь коротких рассказов, каждый - в буквальной и ироничной версии. В каждом отрывке было ключевое предложение, которое могло быть понято по-разному в зависимости от наличия или отсутствия иронического подтекста. Например, фраза "вечер удался" может быть воспринята буквально, если в рассказе речь шла именно о хорошем времяпреповождении, или с иронией, если весь остальной рассказ говорил об отвратительном вечере.

Затем эти рассказы предалагались для прочтения испытуемым, активностьь мозга которых в это время регистрировалась функциональным томографом. Каждый из рассказов предлагался либо в буквальной, либо в ироничной версии. этот выбор был случайным. Испытуемые не знали, что изучается их понимание иронии. Зато их головной мозг знал: при чтении ироничных рассказов система, связанная с "теорией сознания", активировалась гораздо сильнее. Это позволяет сделать вывод, что она включена в обработку информации о смысле тектов и, более широко - в понимание речи.

Следующим шагов в данной линии исследований может стать искусственное отключение системы "теории сознания" - например, при помощи транскраниальной магнитной стимуляции - и воспроизведение эксперимента в таких условиях.

Литература:

  1. Nicola Spotorno, Eric Koun, Jereme Prado, Jean-Baptiste Van Der Henst, Ira A. Noveck. Neural evidence that utterance-processing entails mentalizing: The case of irony. NeuroImage, 2012; 63 (1): 25.
 
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

Все медиа-обзоры  |  RSS