Найден ключевой ген, отличающий нас от обезьян

13.11.2012

Ученые совершили новый важный шаг на пути к познанию того, что делает нас людьми и отличает от других живых существ. Международная команда ученых обнаружила новый ген, который играет ключевую роль в развитии человеческого мозга и может пролить свет на то, как мы научаемся использовать инструменты и усваиваем язык.

Команда ученых из Университета Эдинбурга сравнила человеческий геном с геномами 11 других аидов млекопитающих, в том числе шимпанзе, гориллы, мыши и крысы, чтобы выяснить, в чем заключаются различия между ними. Исследователи говорят, что ими впервые был выделен ген, который имеется только у человека, но не у обезьян, и отвечает за важные функции организма.

Результаты, опубликованные в журнале Nature Communications, показали, что новый ген под названием miR-941 присутствует только у человека. Он появился в период между шестью и одним миллионом лет назад, когда человек отделился в эволюции в отдельный вид.

Данный ген проявляет высокую активность в двух областях мозга, которые контролируют принятие решений и языковые способности.

Известно, что новые гены образуются в основном в результате мутаций, происходящих с уже имеющимися работающими генами. Однако новый ген, по словам ученых, полностью возник из генетического материала, который называется "мусорная ДНК" -последовательность геномной ДНК, функции которой пока не установлены.

Доктор Мартин Тейлор, один из авторов исследования, проведенного в Институте генетики и молекулярной медицины Университета Эдинбурга, считает полученные результаты чрезвычайно важными. Он говорит: "Человек как вид чрезвычайно изобретателен - мы постоянно эволюционируем социально и технологически. Однако наше исследование показало, что и на генетическом уровне мы чрезвычайно инновационны. Этот новый ген возник из ниоткуда как раз в тот момент, когда с нашим видом происходили наиболее существенные изменения - мы научились прямохождению, стали жить дольше, научились пользоваться инструментами, а также создали язык и начали общаться на нем. Сейчас мы надеемся, что в будущем будут найдены и другие гены, которые сделали нас людьми".

• Hai Yang Hu, Liu He, Kseniya Fominykh, Zheng Yan, Song Guo, Xiaoyu Zhang, Martin S. Taylor, Lin Tang, Jie Li, Jianmei Liu, Wen Wang, Haijing Yu, Philipp Khaitovich. Evolution of the human-specific microRNA miR-941. Nature Communications, 2012; 3: 1145.

Собаки Павлова. Мозг и любопытство видео 17 мая 2019

Собаки Павлова. Мозг и любопытство

Приглашение на интенсив для психологов, педагогов и родителей. видео 13 мая 2019

Приглашение на интенсив для психологов, педагогов и родителей.

Московский международный салон образования 2019 видео 22 апреля 2019

Московский международный салон образования 2019

Вячеслав Дубынин - Как устроен мозг человека? видео 15 апреля 2019

Вячеслав Дубынин - Как устроен мозг человека?

Гуманитарно-педагогическая академия КФУ им. В. И. Вернадского видео 7 марта 2019