Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
22 января - день рождения Людмилы Ивановны Новиковой

22.01.2013

Л.И. Новикова родилась 22 января 1918 года в г. Горки, Белоруссия. В 1941 году окончила механико-математический факультет МГУ.

Вся жизнь Людмилы Ивановны была связана с народным образованием. Начинала она свой профессиональный путь как учитель математики. В эвакуации почти до самого окончания Великой Отечественной войны работала в одной из школ Алтайского края, вела математику, физику, астрономию, санитарное дело и немецкий язык. В 1944 году стала директором средней школы в Московской области. С 1951 г. Л.И. Новикова работает в системе Академии педагогических наук: начав аспиранткой, она прошла все ступени профессионального роста. В 1990 году ее избрали действительным членом АПН СССР, с 1993 года она является академиком РАО.

Имя Л.И. Новиковой в педагогической науке связано, прежде всего, с разработкой теории детского коллектива, исследованиями наследия А.С.Макаренко, проблем трудового воспитания, детского самоуправления, воспитательного потенциала среды. Она явилась основоположником теории воспитательных систем и теории воспитательного пространства. В круг ее научных интересов входили вопросы методологии педагогической науки и методики исследовательского поиска, особое внимание Л.И. Новикова внимание уделяла применению системного подхода в педагогике.

Академик Новикова создала самую масштабную и практико ориентированную научную школу в отечественной педагогике. «Незримый колледж Новиковой» - так говорили про ее учеников и соратников. На счету этого колледжа - теория детского коллектива, разработка методологии воспитания, подходов к личности ребенка как к цели, объекту, субъекту и результату воспитания, а самое главное - внедрение в педагогическую науку системного подхода. На этой основе четверть века назад началась разработка теории воспитательных систем, которая в последнее десятилетие дополнена концепцией воспитательного пространства.

«Воспитание успешно, если оно системно», - говорила Людмила Ивановна. Следовательно, создание гуманистических воспитательных систем - наиболее эффективный и верный путь в воспитании.

Л.И. Новикова всегда живо интересовалась психологией, философией, социологией. Не случайно многие исследования, выполненные под ее руководством, носят междисциплинарный характер. Становление научной школы академика РАО Людмилы Ивановны Новиковой пришлось на начало 70-х годов ХХ века, когда она вместе со своими соратниками А.Т. Куракиным и академиком Х.Й.Лийметсом активно разрабатывали теорию детского коллектива.

За время существования научной школы из ее «стен» вышли такие известные ученые, как член-корр. РАО А.В.Мудрик, член-корр. РАО О.С.Газман, член-корр. РАО, народный учитель СССР В.А.Караковский, д.пед.н., профессор Н.Л.Селиванова, д.пед.н., проф. С.Д.Поляков и др. Всего же в рамках школы подготовлено около 30 докторов и более 90 кандидатов педагогических наук.

Научной школой Л.И.Новиковой разработан целый ряд теорий: теория детского коллектива, теория воспитательных систем, теория воспитательного пространства, имеющих принципиальное значение для отечественной педагогической науки и востребованных образовательной практикой (о последнем говорит хотя бы тот факт, что в 12 регионах России действуют общественные лаборатории по теории и практике воспитательных систем, а Министерство образования РФ провело в 2001 году 1-ый Всероссийский конкурс воспитательных систем, в котором приняло участие более 500 образовательных учреждений (объявлен 2-й конкурс, который состоится весной 2004 года)).

Сегодня в рамках научной школы исследуются проблемы формирования социальной реальности средствами воспитательной практики, развития личностно-профессиональной позиции педагога, воспитательного потенциала детско-взрослых бытийных общностей, воспитания самостоятельности у младших школьников и толерантности у подростков, поддержки подростков и юношества в ситуациях выбора и поиска смысла жизни и т.д. Активно разрабатываются такие гуманитарные подходы к воспитанию, как философско-антропологический, герменевтический, синергетический, средовой, событийный, позиционный.

В работу научной школы в логике междисциплинарного подхода интегрированы философы, психологи, акмеологи, социологи. В рамках научной школы подготовлены и изданы десятки книг по проблемам воспитания. Книга В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой «Воспитание? Воспитание… Воспитание!» в 1997 году удостоена Премии Президента РФ в области образования. Научная школа поддерживает активные контакты с научными центрами стран СНГ (Белоруссия, Казахстан, Украина), ближнего (Эстония) и дальнего (Германия, США) зарубежья.

Источник: Центр теории воспитания ИТИП РАО.

 
Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира? видео 18 февраля 2019

Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира?

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

Все медиа-обзоры  |  RSS