Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Домашние животные или игрушки: кого или что предпочитают маленькие дети?

05.02.2013

Старшие дети, определенно, проявляют больший интерес к живым существам - домашним питомцам. Вопрос о том, что больше привлекает младенцев - животные или игрушки - до сих пор практически не изучался систематически, особенно когда дело касается не изображений, а настоящих животных.

Ванесса Лобю и ее коллеги начали с того, что делали видеозаписи поведения 38 детей в возрасте около 2 лет в то время, когда они играли в комнате, в которой на полу располагались 14 чрезвычайно привлекательных игрушек и два вида животных: хомяк в клетке и экзотическая рыбка в аквариуме. Животные находились в противоположных концах комнаты.

Во время десятиминутной игровой сессии один из родителей ребенка присутствовал в комнате, однако сидел в углу и не вмешивался в игровой процесс. Основной результат исследования заключается в том, что младенцы значительно чаще интересовались животными, чем двумя наиболее интересными игрушками: куклой и самолетом. Кроме того, дети более интенсивно жестикулировали, указывая на животных, чаще упоминали их и задавали больше вопросов о них.

Во втором эксперименте дизайн исследования был схожим, однако на этот раз в комнате было четыре игрушки и четыре вида животных: рыбка, хомяк, тарантул и ярко окрашенная змея. Кроме того, после пяти минут игры ребенка в одиночестве взрослому разрешалось присоединиться к нему.

Во второй части исследования приняли участие 38 детей, не участвовавших в первой. Их средний возраст был 28 месяцев. И снова, как и в первом эксперименте, они больше интересовались животными, чем игрушками - как и их родители. И родители, и дети играли с пауком и змеей с некоторой опаской, что подтверждает результаты предыдущих исследований, показавших, что младенцы испытывают страх при виде таких существ.

Конечно, наиболее очевидной критикой данного исследования может быть то, что животные - одушевленные, а игрушки - неодушевленные объекты окружающего мира. Ученые отметили, что приняли это во внимание и специально выбрали относительно неактивных животных для исследования, а их клетки и аквариум были достаточно небольшими. Например, хомяк во время проведения исследований просто спал.

И наконец, в третьей части исследования ученым пришлось пожертвовать некоторой долей реализма ситуации в пользу большего экспериментального контроля. На этот раз детям показывали пары объектов - настоящее животное в клетке и его игрушечную копию, закрепленную на полке. Животные, участвовавшие в этом эксперименте - хомяк, рыбка и геккон.

Если дети играли в одиночку, как в первой серии, они больше времени проводили, взаимодействуя с животными. Когда к ним присоединялись родители, они еще больше времени общались с настоящими животными, что позволяет предположить, что участие родителей в игре усиливает интерес детей к животным.

По словам ученых, "дальнейшие исследования необходимы для того, чтобы понять, почему и дети, и взрослые проявляют больший интерес к животным, чем к другим объектам, и есть ли от этого какое-либо преимущество для развития детей".

Литература:

  • LoBue, V., Bloom Pickard, M., Sherman, K., Axford, C., and DeLoache, J. (2013). Young children's interest in live animals. British Journal of Developmental Psychology, 31 (1), 57-69 DOI: 10.1111/j.2044-835X.2012.02078.x
 
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

Все медиа-обзоры  |  RSS