Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Новая надежда для детей-аутистов, которые не могут говорить

26.04.2013

Согласно недавно опубликованным данным, 24% детей с аутизмом почти или совсем не пользуются речью для общения, и известно, что эти проблемы сохраняются и во взрослом возрасте. В научном и клиническом сообществе давно предпринимаются попытки разработать особый язык для таких детей, чтобы они могли общаться на нем, как, например, общаются глухонемые, используя жестовые языки. Однако, такие разработки пока не привели к эффективному результату. По современным оценкам, в мире насчитывается около 70 млн людей с расстройствами аутистического спектра.

Новая статья исследователей из Университета Бирмингема, опубликованная в журнале «Frontiers in Integrative Neuroscience», показала: несмотря на то, что не все современные методы коррекции и лечения аутизма являются эффективными, существует реальная надежда на то, что определенный прогресс может быть достигнут при использовании техник, основанных на понимании естественного развития речи и языка, а также роли моторных навыков и систем зеркальных нейронов у младенцев.

Команда ученых под руководством профессора Джо Макклири при поддержке благотворительной ассоциации Autistica провела обзор более чем двухсот статей и шестидесяти клинических исследователей. Результаты обзора показали следующее:

Во-первых, такие виды моторного поведения как взаимодействие с игрушками и копирование выражений лица и жестов окружающих (отзеркаливание) играют ключевую роль в усвоении языка.

Во-вторых, дети с аутизмом демонстрируют определенные нарушения моторного поведения, а также меньшую активность зон мозга, входящих в зеркальную систему. Это проявляется, прежде всего, в отношении незнакомцев, к которым дети-аутисты не проявляют ни малейшего интереса. В этом может заключаться ключ к пониманию проблемы развития и усвоения языка в целом.

Далее, несмотря на то, что языки жестов и обучение им детей-аутистов часто используются с целью улучшения их коммуникативных навыков, в том числе и речи, их положительное влияние до сих пор не доказано, что связано, прежде всего, с нарушениями моторного поведения и работы зеркальной системы.

Методы, использующие общение при помощи картинок, в определенных случаях позволяют добиться улучшений в развитии речи. К примеру, дети постепенно научаются выражать свои просьбы при помощи обмена картинками. Преимущество таких техник заключается в том, что они не опираются на работу зеркальной системы, но используют другие функции, полностью сохранные при аутизме.

Подходы, основанные на игровом взаимодействии, связаны с использованием эксплицитных стратегий обучения и развития, вследствие чего также достаточно эффективны.

В новом исследовании британских ученых главной целью было изучение как моторных навыков, так и целенаправленного развития речи и языка. Предварительные результаты являются весьма многообещающими. Они дают детям-аутистам определенные надежды, поскольку используют новейшие данные, полученные в исследованиях роли моторного поведения в развитии речи и социального взаимодействия.

Команда ученых под руководством Макклири начала работу над новым исследованием, основанным на выявленных по результатам обзора закономерностях. Задачей нового исследования является создание новых способов лечения, направленных в первую очередь на развитие тех аспектов социального взаимодействия и речи, которые нарушены у аутичных детей.

По словам Макклири, «На наш взгляд, сейчас эта область исследований приближается к важной поворотной точке своего развития, после которой возможен значительный прорыв в понимании того, с чем связаны нарушения коммуникации у людей, страдающих аутизмом. Будут найдены способы интервенции и лечения, которые позволят существенно изменить жизнь и общение с окружающими для тех детей, которым сложно пользоваться устной речью».

Представители НКО «Аутистика» считают, что «Около 80% родителей, обратившихся к нам за консультацией по поводу их аутичных детей, были готовы к тем или иным курсам занятий с детьми сразу же после постановки диагноза. Работа профессора Макклири показала, насколько важным для любой интервенции является ее обоснованность научными исследованиями, а также то, что наиболее эффективные подходы основаны на реальном понимании развития и его нарушения при аутизме».

По мнению родителей шестилетнего мальчика-аутиста Альфи, который не пользуется речью, «необходимы научные подтверждения действенности того или иного способа интервенции. Это позволит сконцентрировать наши усилия на каком-то одном методе, который даст нам надежду на то, что наш сын заговорит».

Литература:

Также по теме читайте:

 
Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира? видео 18 февраля 2019

Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира?

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

Все медиа-обзоры  |  RSS