Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Доказана связь между климатом в школе и проявлениями жестокости

22.04.2013

Сегодня школы еще на один шаг приблизились к формированию эффективных стратегий по предотвращению агрессивного поведения учащихся. Новое исследование ученых из Университета Люксембурга показало, что между климатом в школе и насилием существует прямая взаимосвязь.

Школьная агрессия и насилие распространены по всему миру и являются значимой социальной проблемой. Они представляют опасность для здоровья и нормального развития детей, формирования их социальных связей и отношений, препятствуют высокому качеству жизни. Несмотря на то, что некоторые чрезвычайно жестокие инциденты получают широкую огласку в СМИ, менее серьезные формы проявления агрессии и жестокости зачастую не рассматриваются обществом как значимые проблемы, с которыми нужно бороться.

В течение последних двадцати лет научные исследования школьного буллинга, агрессии и жестокости проводились достаточно интенсивно. Особое внимание уделялось школьному климату - в первую очередь, микроклимату в классе.  Сегодня имеются определенные аргументы в пользу того, что климат в школе является важнейшим фактором общего уровня агрессии, однако, в отсутствие четких определений и эмпирически валидизированных показателей, надежные выводы ни в одном из конкретных исследований получены не были. Пришло время проанализировать обширные накопленные результаты как единое целое и выделить факторы риска, связанные с усилением школьной агрессии.

Профессор Джордж Штеффген и его команда исследователей из Университета Люксембурга проанализировала статистические результаты, полученные в ряде эмпирических исследований, чтобы выявить надежные и стабильные эффекты взаимосвязи школьного климата и школьного насилия.

Метаанализ 36 независимых исследований по этой теме показал, что между этими двумя показателями существует стабильная связь. Такие индивидуальные характеристики учащихся как возраст, пол, а также размер школы и школьного класса, сильно не изменяют данную взаимосвязь.

Результаты мета-анализа были опубликованы в апрельском номере престижного международного журнала “Aggression and Violent Behaviour”. Выводы, сделанные в этой статье, говорят о необходимости коренных изменений в климате школ, которые могут способствовать проявлениям агрессии у учащихся.

По словам профессора Штеффгена, "Исследование показало, что определенные изменения в социальном климате школы действительно могут уменьшить уровень проявления агрессии. Таким образом, наши рекомендации содержат ряд предложений по созданию новых программ интервенции, в которых должны учитываться как индивидуальные факторы, так и факторы социальной среды".

Литература:

 
Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира? видео 18 февраля 2019

Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира?

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

Все медиа-обзоры  |  RSS