Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Для нормальной речи не обязательно иметь оба полушария мозга

15.07.2013

Уникальные способности человеческого мозга к адаптации после тяжелых повреждений в очередной раз были продемонстрированы в недавно опубликованной статье. В ней рассказана удивительная история 17-летнего подростка, речевые функции которого восстановились после того, как он потерял практически все левое полушарие.

Операция по удалению левого полушария была сделана итальянскому мальчику, известному под псевдонимом ЕВ, в возрасте 2,5 лет. Показанием к такой операции была чрезвычайно крупная опухоль. Непосредственно после операции мальчик потерял языковые способности. Чтобы восстановить их, ему потребовались годы упорной борьбы и терапии. Прежде всего, это говорит о том, что к моменту операции речевая функция у него уже латерализовалась в левом полушарии, что характерно для 95 % правшей. До операции ЕВ был правшой.

Однако, впоследствии благодаря интенсивной терапии и реабилитации, к пяти годам языковая способность ЕВ и беглость его речи значительно улучшилась вплоть до того, что школе и дома речь мальчика значительно не отличалась от речи здоровых детей. В тот период мальчик имел сниженный коэффициент интеллекта (78), однако его можно было охарактеризовать как готового к сотрудничеству и общительного, хорошо ориентирующегося во времени и пространстве. Он хорошо выполнял ряд заданий, направленных на оценку зрительно-пространственных навыков и распознавания лиц.

В новой статье, опубликованной в последнем номере журнала Neurocase и находящейся в открытом доступе, Лаура Данелли и ее коллеги описывают результаты глубокой оценки языковых способностей ЕВ в возрасте 17 лет, приводя помимо прочих данных результаты функционального сканирования мозга мальчика и их сопоставление с аналогичными данными здоровых испытуемых. Несмотря на то, что речь ЕВ практически полностью восстановилась в терминах грамматики и языкового запаса, систематическое обследование выявило более сложную картину. У пациента наблюдались незначительные проблемы с грамматикой, а также низкие относительно нормы способности называния изображений и чтения заимствованных слов (из английского и французского языков).

По мнению ученых, полученные результаты согласуются с ранее проведенными исследованиями и позволяют предположить, что языковая функция в значительной степени сохраняется и может быть восстановлена даже после удаления целого полушария, однако, оставшееся правое полушарие не может само по себе обеспечить достижение идеального владения каждым из компонентов языка и связанных с языком функций.

По сравнению с более ранними обследованиями ЕВ, преимущества данной работы в том, что в ней предложено сканирование мозга пациента, в частности, во время выполнения им задач на чтение. Результаты показали, что функциональная организация речевых зон в правом полушарии ЕВ во многом «отзеркаливает» строение речевых зон в левом полушарии здоровых испытуемых, как бы воспроизводя ту структуру, которая обычно формируется в мозге слева. Основными отличиями мозга ЕВ от мозга контрольных испытуемых были: увеличение активации в дорзолатеральной префронтальной коре при выполнении более сложных заданий, что, вероятно, говорит о том, что пациент прикладывает больше усилий; уменьшение активации в нижневисочной и височно-затылочной коре при чтении слов и не-слов.

Подобный паттерн активации, не характерный для нормы, согласуется с проявляющимися у ЕВ нарушениями при чтении: так, они напоминают поверхностную дислексию, для которой характерны трудности в узнавании и образовании значений слов, в чтении слов как целых единиц. В предыдущих исследованиях такую форму дислексии связывали именно с расстройствами функционирования нижневисочной и височно-затылочной коры. У ЕВ эти зоны функционируют нормально, когда ему предлагаются невербальные задания. Это позволяет предположить наличие у него специфических трудностей, связанных именно с чтением, но не с другими видами переработки информации.

 

Литература:

 
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

Все медиа-обзоры  |  RSS