Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Знакомые голоса легче услышать – и легче проигнорировать

03.09.2013

Известный феномен «вечеринки с коктейлем», когда необходимо прислушиваться к голосу собеседника, выделяя его в общем гуле голосов, был прекрасно описан еще У. Джеймсом: "Мы знаем, что можем быть внимательными к голосу собеседника среди гвалта других разговоров, незамечаемых нами, хотя они объективно намного громче, чем та речь, к которой мы прислушиваемся. Каждое слово пробуждается дважды, и не столько благодаря чтению по губам говорящего, сколько уже до того, внутри, благодаря иррадиации прежде воспринятых слов и туманному возбуждению со стороны всех процессов, связанных с "предметом беседы".

Согласно новому исследованию, голос самого близкого человека лучше выделяется из общего шума, вследствие чего на нем легче сосредоточиться. Ингрид Джонсруд и ее коллеги из Университета Куинс так описывают полученные результаты: «Мы показали, что знакомые голоса влияют на перцептивную организацию звуков окружающего мира».

Джонсруд и ее коллеги пригласили поучаствовать в исследовании жен и мужей в возрасте от 44 до 79 лет. Для начала каждого из них просили зачитывать в микрофон некоторый текст с инструкцией. Затем эти записи подавали в наушники другому человеку из пары – мужу и жене того, кто говорил – и одновременно в эти наушники подавалась запись голоса незнакомого человека. Такой метод называется бинауральным прослушиванием, в отличие от дихотического, когда на левое и правое ухо подаются разные звуковые дорожки.

В некоторых пробах слушающих просили воспроизводить то, что говорил их супруг или супруга, в других пробах – речь незнакомца.  В контрольном условии оба голоса были незнакомы слушающему. Задачей ученых было выяснить, будет ли фактор знакомости голоса влиять на эффективность воспроизведения и понимания речи на слух.

Результаты работы опубликованы в журнале Psychological Science. Они показали, что действительно, знакомый голос распознается легче. Это проявилось в том, что участники более точно выполняли задание по воспроизведению текста, который был произнесен знакомым голосом. Эта тенденция не менялась в зависимости от возрастной группы участников.

«Преимущество знакомого голоса было весьма существенно», – говорит Джонсруд. – «Оно сопоставимо с тем преимуществом, которое дает различение двух звуков из разных источников (дихотическое предъявление) по сравнению с различением двух звуков из одного источника (бинауральное предъявление)».

Однако, когда задание было связано с распознаванием незнакомого голоса, выявлялись различия между участниками разного возраста. Люди средних лет относительно неплохо адаптировались к незнакомому голосу и довольно успешно повторяли за ним текст. Более того, им это удавалось лучше, если дистрактором выступал голос их супруга/супруги, чем если тот голос, от которого нужно было отвлечься, также был незнакомым. Таким образом, как предполагают ученые, «люди среднего возраста способны использовать при решении этого задания то, что им известно о голосе партнера, чтобы выделять его при восприятии и игнорировать, и, следовательно, лучше воспринимать незнакомый голос».

Но с возрастом последний эффект уменьшался – другими словами, пожилые люди одинаково отвлекались и на знакомый, и на незнакомый голоса.

Исследователи предполагают, что с возрастом у людей в целом ухудшается способность использовать перцептивные знания о голосе того или иного человека для организации своего слухового внимания, и они уже не могут так успешно игнорировать знакомые им голоса.

Из этого, в свою очередь, следует интересный вывод: относительное преимущество слов, сказанных знакомым голосом, с возрастом слушающего только повышается.

Более широкой проблемой, затронутой в исследовании, являются известные трудности в восприятии и понимании пожилыми людьми речи на фоне любых звуков или шума. И данная работа выявила еще один фактор – степень знакомости голоса говорящего – что может помочь пожилым людям в таких ситуациях.

Литература:

 
Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира? видео 18 февраля 2019

Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира?

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

Все медиа-обзоры  |  RSS