Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Фонд «Выход» готовит публикацию книги о поведенческой терапии для развития речи при аутизме

04.03.2014

В скором времени при поддержке Фонда «Выход» выйдет еще одна книга про прикладной поведенческий анализ (ABA) для коррекции аутизма. На этот раз книга будет посвящена такой сложной и разноплановой теме как развитие речевых навыков у ребенка с аутизмом. Это перевод популярной книги Мэри Линч Барберы «Вербально-поведенческий подход к обучению детей с диагнозом аутизм». Благодаря Фонду "Выход" появилась возможность бесплатного распространения данной книги среди родителей детей с аутизмом и заинтересованных специалистов.

Задержка речи и нарушения коммуникации — это основные симптомы расстройств аутистического спектра. Именно степень нарушений речи традиционно считается определяющей прогноз для ребенка с аутизмом. Однако с 1980-х годов в США стабильно растет процентная доля детей с аутизмом, в том числе тех, у кого изначально была диагностирована тяжелая форма этого расстройства, которые овладевают функциональной, то есть полезной для общения с другими людьми, устной речью. Причина — более ранняя диагностика и распространенность в США интенсивной поведенческой терапии, которая поощряет развитие речи у детей с аутизмом. Более того, даже те дети, которые так и не начинают говорить или чья речь очень ограниченна, в большинстве случаев могут освоить те или иные методы альтернативной коммуникации, такие как жесты, обмен карточками (PECS) и электронные коммуникаторы.

О стратегиях и методах, которые делают это возможным, и пойдет речь в новой книге. Что такое прикладной поведенческий анализ, и как он связан с речевым поведением? Как правильно награждать ребенка за попытки коммуникации? Как научить ребенка обращаться к взрослому с просьбами? Что делать, если ребенок совсем не говорит и не пытается это делать? Как использовать методы альтернативной коммуникации? Как научить слушать чужую речь и реагировать на нее? Автор книги пытается ответить на все эти вопросы.

Книга будет полезна как специалистам разного профиля, которые занимаются психокоррекцией при аутизме, так и родителям детей с этим диагнозом, которые смогут найти в издании много практичных и конкретных рекомендаций о том, как можно использовать поведенческие приемы для развития речи у ребенка.

Автор книги, Мэри Барбера, знает о жизни родителей детей с аутизмом не понаслышке. Изначально она работала медицинской сестрой с пациентами с неврологическими нарушениями. В 1999 году она узнала, что у ее старшего сына, Лукаса, аутизм. После этого она начала изучать аутизм и связанные с ним расстройства. Она основала Общество аутизма в своем родном округе, стала сертифицированным поведенческим аналитиком и с 2003 года работала в Проекте вербального поведения штата Пенсильвания в качестве главного поведенческого аналитика. За последние несколько лет Мэри Барбера работала с сотнями детей с расстройствами аутистического спектра и проводила обучение тысяч родителей и специалистов.

И в своей книге Мэри Барбера обращается, прежде всего, к другим родителям, чье психическое состояние и возможные проблемы она прекрасно понимает благодаря собственному опыту. Ниже приводится отрывок из книги, посвященный родителям и их роли в развитии ребенка с аутизмом.

Есть особый тип обучения, называемый обучением в естественной среде. Он предполагает и проведение запланированных упражнений, и сбор данных, но занятия проводятся в естественном для ребенка окружении, а не в кабинете инструктора. Применение вербально-поведенческого подхода в естественной среде немного отличается в том плане, что это дело повседневное, постоянно сопровождающее взросление вашего ребёнка. Но и обучение в естественной среде, и метод интенсивного обучения обязательно должны быть включены в вашу программу.

Вы можете вплести методы вербально-поведенческого подхода в вашу повседневную жизнь. Эти методы в состоянии использовать все взрослые, работающие с ребенком, страдающим нарушением развития или речи. Чем более последовательными в своих усилиях будут люди, работающие с ребёнком, тем лучше тот себя проявит. Вам нужно объяснить всем, с кем ребёнок сталкивается, — родителям, бабушкам и дедушкам, сиделкам, инструкторам и учителям, — как работают используемые вами методы.

Соответствующие концепции подробно разбирались в предыдущих главах, а здесь я упомяну лишь некоторые нюансы, о которых никогда нельзя забывать:

1. Будьте к ребенку добрее. На каждое конструктивное критическое замечание должно приходиться восемь одобрительных.

2. Снизьте требования, давайте такие указания, которые легко выполнить и к которым можно дать подсказку, и выполнение которых вы готовы довести до завершения.

3. Всегда будьте с ребенком вежливы. Не повышайте голос и не используйте физическую силу для того, чтобы добиться его покладистости.

4. Пореже называйте ребенка по имени, особенно когда предъявляете требования или когда говорите ему «нет».

5. Начните искать потенциальные подкрепители и обязательно называйте их дважды или трижды каждый раз, когда ребенок их от вас получает (с помощью речи или речи и жестов, если ребенок еще не говорит).

6. В течение дня обозначайте предметы одним-двумя словами, произнося их медленно, но энергичным тоном, делайте на них акцент. Например, говорите «вверх, вверх, вверх», поднимаясь с ребенком по лестнице.

7. Не снимайте требования, столкнувшись с проблемным поведением, не давайте ребенку доступа к подкрепителям, когда он плохо себя ведет. Дайте ему понять, что плохие поступки не дадут ему того, что он хочет.

8. Исправляйте ошибки, давайте ребенку подсказки и тренируйте переход от навыка к навыку в течение всего дня. Каждый раз, когда подсказываете ребенку правильный ответ или поправляете его, обязательно задайте вопрос еще раз, чтобы получить от него самостоятельный ответ.

Начните руководствоваться этими восемью правилами в повседневной жизни. Вы, вероятнее всего, очень скоро заметите перемены в своем ребенке. Вы заметите, что он стал счастливее и покладистее, и ваше настроение улучшится. Следование этим правилам станет для вас прекрасным началом, ведь они не требуют каких-либо данных или документации, а их эффективность подтверждена десятилетиями исследований в области прикладного анализа поведения.

Когда вы найдете способ включить эти методы в свою повседневную жизнь, вы почувствуете себя готовым начать обучение ребенка, основываясь на методах вербально-поведенческого подхода.

Источник: Фонд "Выход".

 
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

Все медиа-обзоры  |  RSS