Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Юмор облегчает решение творческих задач

30.12.2014

Творческое мышление весьма непросто изучать экспериментальными методами. Одним из типов творческих задач являются специальные загадки, решение которых требует так называемой «ага»-реакции, или инсайта. Инсайтом сложно управлять, и практически невозможно отследить, что приводит к внезапному осознанию правильного решения.

Недавно в журнале «Экспериментальная психология» была опубликована статья, посвященная одному из возможных факторов, облегчающих возникновение инсайта – юмору. По словам авторов статьи, юмористические тексты можно разделить на два основных типа: когнитивный – основанный на противоречии, неожиданном повороте сюжета, и т.д., и аффективный (эмоциональный) – заражающий положительными эмоциями.

Участникам исследования предлагали решать три творческие задачки, предварительно показав им юмористические ролики обоих типов, а также нейтральные ролики, не содержащие  юмора. Пример задачи, которую давали испытуемым: Электровоз идет на запад со скоростью 70 км в час, ветер восточный, скорость ветра 20 км в час. В каком направлении идет дым? Исследователи предположили, что время и усилия, затраченные на решение задач после просмотра юмором, уменьшатся по сравнению с нейтральными роликами.

В эксперименте приняли участие 90 человек. Они верно решили все задачи. Результаты показали, что действительно, время решения снижается в среднем на 10-15 секунд после просмотра роликов с «когнитивным» юмором и почти на 30 секунд – после просмотра аффективных.

Во второй серии исследования в качестве стимульного материала были предъявлены ролики, одновременно содержащие и когнитивный, и аффективный юмористические компоненты, либо только один из них. Оказалось, что по сравнению с нейтральными роликами наиболее сильный эффект дают ролики с обоими типами юмора: время решения снижалось со 105 до 77 секунд.

Данное исследование может дать толчок к разработке новых приемов обучения решению творческих задач. Например, перед обсуждением новых проектов, требующих от коллектива новых, оригинальных способов решения, можно было бы рекомендовать просмотр юмористических программ.

Литература:

Читайте по теме:

 
Медиа: обзоры
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории». печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории».

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Почему мы так привязаны к нашим вещам? видео 18 марта 2017

Почему мы так привязаны к нашим вещам?

Все медиа-обзоры  |  RSS

29 июня
1 июля
Лондон
International Attachment Conference 2017