Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Юмор облегчает решение творческих задач

30.12.2014

Творческое мышление весьма непросто изучать экспериментальными методами. Одним из типов творческих задач являются специальные загадки, решение которых требует так называемой «ага»-реакции, или инсайта. Инсайтом сложно управлять, и практически невозможно отследить, что приводит к внезапному осознанию правильного решения.

Недавно в журнале «Экспериментальная психология» была опубликована статья, посвященная одному из возможных факторов, облегчающих возникновение инсайта – юмору. По словам авторов статьи, юмористические тексты можно разделить на два основных типа: когнитивный – основанный на противоречии, неожиданном повороте сюжета, и т.д., и аффективный (эмоциональный) – заражающий положительными эмоциями.

Участникам исследования предлагали решать три творческие задачки, предварительно показав им юмористические ролики обоих типов, а также нейтральные ролики, не содержащие  юмора. Пример задачи, которую давали испытуемым: Электровоз идет на запад со скоростью 70 км в час, ветер восточный, скорость ветра 20 км в час. В каком направлении идет дым? Исследователи предположили, что время и усилия, затраченные на решение задач после просмотра юмором, уменьшатся по сравнению с нейтральными роликами.

В эксперименте приняли участие 90 человек. Они верно решили все задачи. Результаты показали, что действительно, время решения снижается в среднем на 10-15 секунд после просмотра роликов с «когнитивным» юмором и почти на 30 секунд – после просмотра аффективных.

Во второй серии исследования в качестве стимульного материала были предъявлены ролики, одновременно содержащие и когнитивный, и аффективный юмористические компоненты, либо только один из них. Оказалось, что по сравнению с нейтральными роликами наиболее сильный эффект дают ролики с обоими типами юмора: время решения снижалось со 105 до 77 секунд.

Данное исследование может дать толчок к разработке новых приемов обучения решению творческих задач. Например, перед обсуждением новых проектов, требующих от коллектива новых, оригинальных способов решения, можно было бы рекомендовать просмотр юмористических программ.

Литература:

Читайте по теме:

 
Международный кинофестиваль «Кино без барьеров»: как это было видео 29 октября 2018

Международный кинофестиваль «Кино без барьеров»: как это было

Зрительное внимания - Мария Фаликман видео 22 октября 2018

Зрительное внимания - Мария Фаликман

Метафоры и модели внимания в когнитивной психологии - Мария Фаликман видео 15 октября 2018

Метафоры и модели внимания в когнитивной психологии - Мария Фаликман

Модели памяти в когнитивной психологии - Мария Фаликман видео 8 октября 2018

Модели памяти в когнитивной психологии - Мария Фаликман

Все медиа-обзоры  |  RSS

18–25
ноября
Москва
V Фестиваль Нить Ариадны