Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Юмор облегчает решение творческих задач

30.12.2014

Творческое мышление весьма непросто изучать экспериментальными методами. Одним из типов творческих задач являются специальные загадки, решение которых требует так называемой «ага»-реакции, или инсайта. Инсайтом сложно управлять, и практически невозможно отследить, что приводит к внезапному осознанию правильного решения.

Недавно в журнале «Экспериментальная психология» была опубликована статья, посвященная одному из возможных факторов, облегчающих возникновение инсайта – юмору. По словам авторов статьи, юмористические тексты можно разделить на два основных типа: когнитивный – основанный на противоречии, неожиданном повороте сюжета, и т.д., и аффективный (эмоциональный) – заражающий положительными эмоциями.

Участникам исследования предлагали решать три творческие задачки, предварительно показав им юмористические ролики обоих типов, а также нейтральные ролики, не содержащие  юмора. Пример задачи, которую давали испытуемым: Электровоз идет на запад со скоростью 70 км в час, ветер восточный, скорость ветра 20 км в час. В каком направлении идет дым? Исследователи предположили, что время и усилия, затраченные на решение задач после просмотра юмором, уменьшатся по сравнению с нейтральными роликами.

В эксперименте приняли участие 90 человек. Они верно решили все задачи. Результаты показали, что действительно, время решения снижается в среднем на 10-15 секунд после просмотра роликов с «когнитивным» юмором и почти на 30 секунд – после просмотра аффективных.

Во второй серии исследования в качестве стимульного материала были предъявлены ролики, одновременно содержащие и когнитивный, и аффективный юмористические компоненты, либо только один из них. Оказалось, что по сравнению с нейтральными роликами наиболее сильный эффект дают ролики с обоими типами юмора: время решения снижалось со 105 до 77 секунд.

Данное исследование может дать толчок к разработке новых приемов обучения решению творческих задач. Например, перед обсуждением новых проектов, требующих от коллектива новых, оригинальных способов решения, можно было бы рекомендовать просмотр юмористических программ.

Литература:

Читайте по теме:

 
Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира? видео 18 февраля 2019

Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира?

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

Все медиа-обзоры  |  RSS