Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Как обучают и воспитывают детей с РАС в инклюзивном детском саду

18.01.2017

Корреспондент портала психологических новостей PsyPress.ru Ольга Чубарова побывала 16 декабря 2016 года в Колледже малого бизнеса №4 г. Москвы Дошкольного отделения №1 (детский сад №288), где прошел круглый стол «Комплексный подход к обучению и воспитанию детей с РАС в условиях инклюзивного детского сада».

Круглый стол проходил в рамках I Всероссийской научно-практической конференции «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра». Главными предметами обсуждения трехдневной конференции стали вопросы совершенствования методик и диагностик для выявления РАС (расстройства аутистического спектра), а также были подняты вопросы помощи семьям, которые воспитывают детей с РАС.

В структуру ГПБОУ КМБ №4 входят 6 отделений:

  • Отделение-Колледж: программы СПО и ДПО
  • Отделение-Школа
  • Отделение-Школа «Центр на Павелецкой»
  • Два отделения-Детского сада («Детский сад для всех №288» и «Детский сад №224 компенсирующего вида, для детей с нарушением зрения»)
  • Отделение-Колледж: программы профессиональной подготовки

Общая численность обучающихся 1386 человек. Из них 524 ребенка дошкольного возраста.

Объединение данных отделений дало расширение множественным материально-техническим ресурсам. Например, на базе детского сада и школы, детского сада и колледжа есть столярные мастерские, кабинеты керамики, мастерские вышивки, бассейны, кабинеты цветоводства и флористики, спортивные залы и многое другое. В блок дополнительного образования входят 113 кружков, студий, клубов, секций по различным направлениям.

На круглом столе выступали специалисты структурного подразделения «Детский сад №288».
Круглый стол начался с вступительных слов Антоновой Тамары Петровны и Марины Львовны Семенович.

Антонова Т.П. и Семенович М.Л.

Участники круглого стола обсудили множество актуальных тем, а специалисты подразделения поделились своим опытом в следующих вопросах:

  • Организационные аспекты инклюзивного образования детей с РАС в детском саду
  • Организация работы междисциплинарного консилиума в инклюзивном детском саду
  • Разработка ИОПР – индивидуально-ориентированной программы развития для ребенка с РАС
  • Комплексный подход в организации психолого-педагогического сопровождения детей с РАС
  • Ресурсные возможности дополнительного образования в коррекционной работе с детьми с РАС
  • Проактивная стратегия в профилактике дезадаптивного поведения у детей с РАС
  • Роль развивающей образовательной среды для сенсорного развития детей с РАС
  • Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей с РАС
  • Особенности логопедической работы с детьми с РАС

Также прошел танцевально-музыкальный Мастер-класс «Использование приемов музыкальной терапии в коррекционной работе с детьми с РАС».


Краткий обзор тем:

  • «Организационные аспекты инклюзивного образования детей с РАС в детском саду»

Данную тему представила Марина Львовна Семенович, рассказав об основном контингенте «Детского сада для всех №288», кадровом обеспечении, материально-техническом и финансово-экономическом, а также о работе детского сада в целом.

Всего в детском саду обучаются 450 детей.

И надо сказать, что не зря детский сад носит название «Для всех»: детей-инвалидов в д/с – 106 человек, детей с ОВЗ – 59, детей с РАС – 30 (все с инвалидностью). 327 детей находятся в основных группах, 123 ребенка – в ГКП (группах кратковременного пребывания). Средняя наполняемость групп – 31 ребенок, что на самом деле является очень большой цифрой. На такое количество детей нужно соответствующее количество воспитателей, педагогов и психологов. Если говорить о кадровом обеспечении, то в детском саду работают 75 сотрудников, из них 55 – педагогов (35 воспитателей, 7 логопедов, 7 психологов, 3 дефектолога), что уверенно можно назвать серьезным штабом подготовленных специалистов.

В детском саду имеется внушительное материальное обеспечение: музыкальный зал, физкультурный зал, бассейн, сенсорная комната, мастерские, лекотека, СРП (служба ранней помощи).

Хочется еще подчеркнуть, что «Детский сад №288» выиграл Всероссийский конкурс инновационных проектов, направленных на развитие технологий и содержания образования для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) «Свой среди своих».


Нам удалось взять интервью у Марины Львовны и поговорить с ней о том, каким должен быть образовательный путь родителей, воспитывающих ребенка с РАС, а также о том, какие же все-таки условия должны быть созданы для детей с РАС:

-Марина Львовна, по какому принципу происходит запись и прием детей в детский сад?

-Сейчас в Москве принята система электронной записи, но для родителей у нас организуются приемы-консультации по выбору образовательного маршрута. Наши специалисты встречаются с родителями и освещают некоторые формальные аспекты, разбираются в анамнестических сведениях о ребенке (установлен ли официальный диагноз, есть ли на руках ЦПМПК заключение), рассказывают о возможностях дополнительных медицинских исследованиий, в которых нуждается ребенок и других возможностях. Иногда мы сами задаемся целью понять существует ли у ребенка проблемы или их нет, для этого у нас есть специалисты ГКП. В ГКП попадают дети маленькие, за то время, пока они там находятся, мы имеем возможность понаблюдать за ними, поработать и определить есть ли какая-то существенная проблема, входит ли ребенок в группу риска, либо у него абсолютно нормативное развитие.

-Если все-таки ребенок попадает в группу риска, то какие дальнейшие шаги предпринимаются?

-Образовательный маршрут в ГКП строится по слеюдущему принципу: сначала ребенок ходит вместе с родителями в группу, затем попадает в "адаптационную" группу и, когда ребенок достигает возраста 2-х лет и 8-ми месяцев, мы можем его принять в основную группу ясельного сада.

- Круг детей, находящихся в детском саду очень широкий. С какого возраста и по какой дети в среднем пребывают в детском саду?

-Да, у нас есть дети с синдромом Дауна, просто умственно-отсталые дети, дети с задержкой психического развития, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с РАС и просто дети нормативного развития и есть также дети с пограничными состояними, т.е. физиологически незрелые. С этими детьми занимается коррекционной работой нейропсихолог в группах 6-7 лет. Таких детей мы успеваем до школы максимально продвинуть на пути к большей самостоятельности и большему репертуару принимаемых решений. Учителя часто говорят, что не надо обучать детей буквам, читать, писать, считать до ста - это наша педагогическая задача. У детского сада совершенно иная забота: он должен научить ребенка дружить, любить, быть отзывчивым, видеть мир вокруг себя, быть к миру сопричастным и научить ребенка базовым навыкам. То есть для кого-то гигиенические навыки, сформированные к 6-7 годам – уже достижение.  Соответственно, дети у нас в основном находятся с возраста 2, 5 лет до 7-8 лет.

«…У детского сада совершенно иная забота: он должен научить ребенка дружить, любить, быть отзывчивым, видеть мир вокруг себя, быть к миру сопричастным…»

Фото из разных классов детского сада

-Часто мы можем услышать, что бытует такое мнение о том, что дети с РАС обладают какой-то гениальностью. Что Вы об этом думаете и может быть у Вас есть такие воспитанники?

-Любимый вопрос журналистов! *смеется* Вопрос обычно очень интересен и читателям, но скажем так, сверходарённых детей не так много в этом спектре. Гораздо больше детей, которые испытывают довольно солидные трудности. Но при этом дети с РАС обладают некоторой сосредоточенностью на одной из интересующих их тем, что иногда приводит к развитию гипер-возможностей, зачастую это может помочь выбрать профессию. Фото класса десткого сада

Например, если ребенок любит рисовать схемы, читать схемы, то впоследствии он может стать даже работником, который будет помогать людям ориентироваться к примеру, в картах метро. Иногда дети обладают каким-то необыкновенным чувством цвета. Очень любопытно, когда они делают какие-то творческие работы. Это позволяет нам взглянуть на их особенный мир.

Вот еще одна небольшая зарисовка, показывающая особенности мышления детей с РАС: у меня, как-то раз произошла встреча, дорогого стоящего, с моим бывшим воспитанником на ярмарке. Взрослым юношей с РАС, которому уже около 17-18-ти лет. Он был совершенно очарователен. Он рисовал только схемы, листы, вплоть до ватманских были исписаны исключительно мелким почерком с наклоном какими-то обоварнными бессмысленными фразами. И мне было очень любопытно увидеть каким он стал в эти 17 лет. Так вот, он самозабвенно делал на мастер-классе декупажную свечку. Для него было большим событием купить на свои деньги себе что-либо. При этом он работает в особой мастерской, зарабатывает небольшую денежку, вполне себе ничего вписался в повороты жизни. Конечно, я была очень рада его встретить и узнать, что у него все так хорошо сложилось.
Я ему говорю: –«Миш, купи игрушку на ёлку.», а он мне отвечает: -«А как же я догадаюсь, что она новая?», я ему: «Ну, может быть ты вспомнишь, что за игрушка у тебя была в прошлом году?», а он ответил: «Никогда и ни за что не вспомню! Я же буду сомневаться, новая это игрушка или старая, ту которую я купил».

Нас вообще часто выпускники навещают, и мы следим за своими детьми. Очень всегда рады им и их успехам.

-В каких особых условиях нуждаются дети с РАС?

-В первую очередь, конечно, обеспечение сенсорного и эмоционального комфорта. Затем наличие упорядоченной пространственно-временной структуры образовательной среды. Разработка индивидуального маршрута и/или индивидуально ориентированной программы развития. Конкретная коррекционная цель с учетом специфики освоения навыков и условия информации. Также дозирование нагрузки с учетом темпа и работоспособности ребенка, и наконец, индивидуализация оценки достижений. При учете данных ключевых условий ребенок «не провалится» на своем образовательном пути.

-Какие советы дадите родителям, которые только-только обнаружили у ребенка РАС или имеют подозрения на этот счет? Какие шаги им предпринять?

-Многие родители долго избегают неприятного диагноза РАС, надеятся на ошибку диагностики, ходят по самым волшебным врачам и ищут самого великолепного доктора, который даст волшебную таблетку и аутизм пройдет, но лучше потратить это время на нахождение всевозможных  путей преодоления данной проблемы, всех способов лечения, а также на устройство жизни ребенка вне дома. Это может быть и коррекционный центр, и платный центр, и ГКП, специализированная или общая, это неважно. Главное - дать ребенку необходимые ориентиры, не сосредотачиваться только на медикаментозном лечении и не очень долго переживать по тому поводу, что случился этот РАС, обвиняя себя. Лучше набраться сил и включаться в долгую, но не бесперспективную работу. Чем раньше Вы начнете, тем больше Вы добьетесь.

Большое спасибо Марине Львовне за столь развернутое интервью, я думаю, что нашим читателям будет полезна данная информация.


Заметка для родителей «Образовательный маршрут ребенка с РАС»

1.      Раннее выявление (поликлиники-ЦПМПК)

2.      Службы ранней помощи (ПМС-центры, ДОУ)

3.      Группы кратковременного пребывания

4.      Инклюзивные группы

5.      Коррекционные классы

6.      Инклюзивные классы

7.      Профессиональное обучение


  • «Комплексный подход в организации психолого-педагогического сопровождения детей с РАС»

Рубан О.В.Данную тему осветила Рубан О.В. (канд. пед. наук, педагог-психолог).

В первую очередь актуальность комплексных подходов важна, поскольку увеличилось количество детей с РАС. Учет характерных особенностей развития детей с РАС в организации психолого-педагогической помощи просто необходим. Также важно создание развивающейся среды, адекватной задачам развития и социальной адаптации детей с РАС.

 

 

Комплексный подход включает в себя:

  • Диагностику
  • Психолого-педагогическую помощь
  • Воспитание
  • Социальную адаптацию

Воспитание детей с РАС особенно важный и трудоемкий процесс. Детей нужно приобщать к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Необходимо создание средовых условий, которые бы побуждали ребенка к принятию социально обусловленных моделей поведения. Также нужно учитывать и формировать у детей модель социально-приемлемого поведения, развивать бытовую культуру. Не забыть стимулировать социальную активность, проявленную ребенком, вводить ребенка в круг детских интересов, а также развивать его досуговую деятельность.

Детский сад как раз обеспечивает включение детей в активную жизнь (инклюзия, интеграция, частичная интеграция), формирует социальный опыт детей.

Гармоничное и целостное развитие ребенка с РАС состоит из 7 компонентов:

  • Развитие сенсорной системы
  • Развитие моторной сферы
  • Когнитивное развитие
  • Развитие речи
  • Эмоциональное развитие
  • Развитие игровой деятельности
  • Развитие коммуникации

После своего выступления Рубан О.В. провела для гостей конференции небольшой мастер-класс по фольклорным народным играм:

 


  • Мастер-класс: Использование приемов музыкальной терапии в коррекционной работе с детьми с РАС

Фондорка Е.А., музыкальный руководитель,Тавердян Н.А. и Фондорка Е.А.
Тарвердян Н.А., музыкальный руководитель.

Музыкальные руководители осветили основные цели и задачи использования музыкальной терапии в работе с детьми с РАС:

  • Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка средствами музыки
  • Растормаживание речи, расширение творческих возможностей ребенка, переживание успешного опыта музицирования, обогащение двигательного спектра
  • Социальная адаптация посредством совместных музыкальных действий
  • Упор на самоконтроль

Музыкальные руководители поиграли в несколько игр с гостями, попели песни, поиграли на различных муз. инструментах (зачастую на необычных), дали мастер-класс по нескольким направлениям. О том, как это было можно увидеть на видео и фото.

 

 


Также  нам удалось побывать в нескольких классах ГПК, а именно на занятиях по керамике, где детки лепили цепочку, в физкультурном зале, где дети преодолевали препятствия и свои страхи, а также катались на специальной тележке.

Керамический класс

Керамический класс

Занятие по керамике


Физкультурный зал

Занятие в физкультном зале

Казалось бы, что особенного в этом прохождении препятствия? Но некоторые дети очень боялись, им пришлось преодолеть свой страх, чтобы совершить «восхождение» и «спуск» по этому сооружению, которое для нормативного ребенка даже не будет являться препятствием. Катание на тележке предполагает, что ребенок должен самостоятельно держаться за канат, чтобы не упасть.

Дети


"Мокрая" комната


Заключительное упражнение

Заключительная часть занятий с детьми: поется песенка, в которой следующие слова: «Досвидания, -имя ребенка-.» и ребенок должен задуть свечку.

Фрагмент с заключительного упражнения


Нам также удалось побывать во многих классах и лабораториях детского сада. Все помещения невероятно сказочные и вызвали только восхищение и восторг.



Смотрите полный фотоотчет о мероприятии
Смотрите
видеоотчет на канале youtube Psypress.ru

Фото и репортаж: обозреватель Psypress.ru Ольга Чубарова

 

 
Медиа: обзоры
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс на монографию Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории». печать 5 апреля 2017

Анонс на монографию Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории».

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Почему мы так привязаны к нашим вещам? видео 18 марта 2017

Почему мы так привязаны к нашим вещам?

Все медиа-обзоры  |  RSS