Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Как неопределенность помогает нам учиться?

02.08.2018

Ученые из Йельского университета провели исследование о том, как неопределённость помогает нам образовываться. В ходе изучения данной темы выяснилось, что мозговая деятельность развивается за счет изменчивости. Как бы мы не любили стабильность, наш мозг относится к этому явлению с точностью до наоборот. Именно неопределённость повышает общий уровень обучаемости.

"Возможно, самое важное понимание из нашего исследования заключается в том, что функция мозга, а также характер обучения не «фиксированы», а адаптируются в соответствии со стабильностью окружающей среды", - говорит профессор Йельской медицинской школы нейробиологии, психиатрии и психологии Дэйол Ли.

Наш мозг должен непрерывно развиваться, но не всегда окружающая нас действительность способствует его развитию. Когда задачи предсказуемы, мозгу не нужно проделывать большую работу и тратить много сил. Когда обстоятельства меняются, мозг начинает работать активнее. Необходимо искать новые ситуации и задачи, чтобы стимулировать работу мозга. “Когда вы входите в новую и изменчивую среду, это может усилить тенденцию мозга поглощать больше информации”, - пишет Ли.

Чтобы выяснить, где и как мозг принимает новую информацию, и меняется ли она в зависимости от контекста, исследователи провели два эксперимента с обезьянами — один, который имитировал неопределенные условия, и один, в котором условия были стабильными. В ходе экспериментов исследователи контролировали активность нейронов обезьян в трех отделах префронтальной коры.

В «нестабильном» испытании обезьянам предложили выбор между попаданием в красную и зеленую мишень. Попадание в красную цель давало им награду в виде сока в 80% случаев, в то время как зеленая цель давала им сок в 20% случаев. После 20 или 40 попыток ученые изменили вероятности для целей - 20% шанс сока для красного и 80% шанс сока для зеленого. Таким образом, обезьяны должны были обратить внимание на то, какой цвет они выбрали раньше, и вспомнить, был ли этот конкретный выбор вознагражден, чтобы выяснить, какая цель была наиболее прибыльной в любой момент.

В отличие от этого, в «стабильном» испытании ученые использовали оранжевые и синие мишени, также присвоенные 80% и 20% вероятности. Однако в этом тесте вероятности не изменились. Как только животное выяснило, что оранжевая мишень вознаграждает 80% испытаний, а синяя только 20% времени, они стали игнорировать информацию о предыдущих вариантах, потому что вероятность вознаграждения была стабильной, а сигналы о предыдущих вариантах не были столь важны.

Такой эксперимент на примере обезьян показывает, что мы узнаем больше в ситуациях, когда мы не уверены. Неопределенность активирует наш мозг и делает нас более сосредоточенными на сигналах о предыдущей информации, и заставляет нас слушать наиболее релевантные из этих сообщений в попытке предсказать лучший будущий результат.

Всякий раз, когда результат отличается от того, что вы ожидали, вы включаете эту новую информацию, так что в дальнейшем вы можете сделать лучший прогноз. Если сегодня жарче, чем вы ожидали, когда вы покинули дом этим утром, то завтра вы выберете более прохладную одежду, имея в виду сегодняшний удивительный опыт.

Но бывают ситуации, когда мы не должны слишком быстро получать новые знания. Например, если у вас есть любимый магазин, тот факт, что вам один раз попался дефектный продукт, не должен помешать вернуться в тот же магазин, чтобы покупать там вещи и дальше. Или, что более важно, если в один прекрасный день ваш супруг сильно раздражает, но большую часть времени все хорошо, не подавайте на развод на основе новой информации. Если окружающая среда, в противном случае, стабильна, то незначительные случайные события не должны заставлять вас изменять свое хорошо адаптированное поведение, помните об этом.

Читать подробнее: https://qz.com/1343503/a-new-study-from-yale-scientists-shows-how-uncertainty-helps-us-learn/

Источник: https://qz.com

 

 
Медиа: обзоры
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

III Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» видео 21 декабря 2018

III Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра»

Все медиа-обзоры  |  RSS