Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Коротко о том, как мозг обрабатывает информацию?

30.10.2018

Все мы живём не в объективной реальности, а в иллюзии, созданной нашим мозгом. То, как именно она создаётся — один из главных вопросов науки последних десятилетий. В этой области остаётся ещё много вопросов, но многие загадки уже разгаданы.

Когда человек воспринимает что-либо, активизируются и связываются друг с другом пучки нейронов. Запоминание зависит от схемы активации нейронов: такая схема позволяет нам, к примеру, не задумываясь включать свет в знакомой комнате. Осознанные воспоминания, как и нерефлексивные механизмы поведения, записываются в виде определённого нейрохимического кода, но локализуются в разных участках головного мозга, причём последние относятся к более древним и глубоким слоям психики. Лишь некоторым нейронным схемам соответствуют мысленные репрезентации или внутренние образы, которые можно увидеть «перед глазами» и хорошенько обдумать.

Такая разница есть, хотя она не сводится к различию между «творческим» правым и «логическим» левым полушарием. Левое полушарие в большей степени отвечает за речь, вербальное мышление и прогнозирование будущих событий. Правое — за пространственную ориентацию, невербальную память и восприятие настоящего. Яркое подтверждение межполушарной асимметрии мозга дали операции по рассечению коры двух полушарий (комиссуротомия). Но для большинства психических операций требуется согласованное действие обоих полушарий, а некоторые функции могут даже поменяться местами, ведь мозг — необычайно пластичная структура.

Это способность мозга меняться и перестраивать свои внутренние структуры. Благодаря этой способности мозг может компенсировать повреждения, «перебрасывая» выполнение отдельных функций на неповреждённые области: в некоторых случаях человек может вести почти полноценную жизнь даже после утраты 90% неокортекса. Но свойство нейропластичности проявляется и в более обыденном контексте — например, в процессе обучения. Вы учитесь чему-то и даже читаете эти строки только благодаря тому, что структура вашего мозга может меняться.

Мозг — не только биологическая, но и социальная структура: многие особенности психики непосредственно связаны с воспитанием и культурой. Считается, что представители «западных» культур воспринимают информацию, фокусируясь на её отдельных аспектах, а «восточные» культуры чувствительнее к взаимосвязям и контексту (отсюда выводится связь с индивидуализмом первых и коллективизмом вторых). Существуют даже корреляции между типом хозяйства (выращивание риса или пшеницы) и типом психических операций. На восприятие влияет и характер обучения, но все эти отличия достаточно специфичны. Между культурами есть отличия, но общего между ними, если говорить о психике, всё-таки гораздо больше.

Источник: https://newtonew.com/science/cognition-and-perception-questions

 
Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира? видео 18 февраля 2019

Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира?

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

Все медиа-обзоры  |  RSS