Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 
Коротко о том, как мозг обрабатывает информацию?

30.10.2018

Все мы живём не в объективной реальности, а в иллюзии, созданной нашим мозгом. То, как именно она создаётся — один из главных вопросов науки последних десятилетий. В этой области остаётся ещё много вопросов, но многие загадки уже разгаданы.

Когда человек воспринимает что-либо, активизируются и связываются друг с другом пучки нейронов. Запоминание зависит от схемы активации нейронов: такая схема позволяет нам, к примеру, не задумываясь включать свет в знакомой комнате. Осознанные воспоминания, как и нерефлексивные механизмы поведения, записываются в виде определённого нейрохимического кода, но локализуются в разных участках головного мозга, причём последние относятся к более древним и глубоким слоям психики. Лишь некоторым нейронным схемам соответствуют мысленные репрезентации или внутренние образы, которые можно увидеть «перед глазами» и хорошенько обдумать.

Такая разница есть, хотя она не сводится к различию между «творческим» правым и «логическим» левым полушарием. Левое полушарие в большей степени отвечает за речь, вербальное мышление и прогнозирование будущих событий. Правое — за пространственную ориентацию, невербальную память и восприятие настоящего. Яркое подтверждение межполушарной асимметрии мозга дали операции по рассечению коры двух полушарий (комиссуротомия). Но для большинства психических операций требуется согласованное действие обоих полушарий, а некоторые функции могут даже поменяться местами, ведь мозг — необычайно пластичная структура.

Это способность мозга меняться и перестраивать свои внутренние структуры. Благодаря этой способности мозг может компенсировать повреждения, «перебрасывая» выполнение отдельных функций на неповреждённые области: в некоторых случаях человек может вести почти полноценную жизнь даже после утраты 90% неокортекса. Но свойство нейропластичности проявляется и в более обыденном контексте — например, в процессе обучения. Вы учитесь чему-то и даже читаете эти строки только благодаря тому, что структура вашего мозга может меняться.

Мозг — не только биологическая, но и социальная структура: многие особенности психики непосредственно связаны с воспитанием и культурой. Считается, что представители «западных» культур воспринимают информацию, фокусируясь на её отдельных аспектах, а «восточные» культуры чувствительнее к взаимосвязям и контексту (отсюда выводится связь с индивидуализмом первых и коллективизмом вторых). Существуют даже корреляции между типом хозяйства (выращивание риса или пшеницы) и типом психических операций. На восприятие влияет и характер обучения, но все эти отличия достаточно специфичны. Между культурами есть отличия, но общего между ними, если говорить о психике, всё-таки гораздо больше.

Источник: https://newtonew.com/science/cognition-and-perception-questions

 
Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

III Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» видео 21 декабря 2018

III Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра»

Виды воображения - Мария Фаликман видео 10 декабря 2018

Виды воображения - Мария Фаликман

Все медиа-обзоры  |  RSS