Лектор:
Жаворонков Роман Николаевич, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ
Лекция посвящена технологии, сформировавшейся на основе 30-летнего опыта организации инклюзивного образования инвалидов в ВУЗах США. У участников лектория будет возможность понять своеобразие ее теоретических оснований, построенных на философии независимой жизни, из которой вытекает необходимость создания для студентов-инвалидов равных с остальными студентами возможностей для их обучения в ВУЗе и участия в его жизни. Цель такой технологии - обеспечение такого функционирования ВУЗа, которое создает для всех студентов-инвалидов (не зависимо от вида и тяжести их инвалидности) равные с остальными студентами возможности доступа к образовательным программам и услугам ВУЗа, а также воспитание у студентов-инвалидов навыков самостоятельного принятия решений, необходимых для их персонального и профессионального развития. Это и определяет специфику решаемых здесь задач:
- содействие участию студентов-инвалидов наравне с остальными студентами в образовательных программах и иной деятельности ВУЗа;
- оказание студентам-инвалидам услуг, направленных на создание специальных условий;
- защита прав и интересов студентов-инвалидов, связанных с обучением в ВУЗе.
Используемая здесь методология заключается в создании специальных условий, компенсирующих ограничения жизнедеятельности инвалида и обеспечивающих им равные с другими людьми возможности. При их создании применяется подход разумного приспособления, согласно которому: характер создаваемых условий определяется потребностями инвалида;
создаваемые для инвалидов условия не создают угрозу для здоровья и безопасности других лиц и не влекут за собой принципиальное изменение образовательных программ или чрезмерное финансовое бремя для ВУЗа.
На лекции были обсуждены вопросы:
- правовое регулирование инклюзивного образования инвалидов в ВУЗе;
- система организации и финансирования инклюзивного образования;
- порядок создания наиболее распространенных специальных условий для студентов-инвалидов;
- реализация подхода разумного приспособления применительно к основным нозологическим группам студентов-инвалидов.
Лектор:
Ардзинба Виктория Анатольевна, научный сотрудник сектора информационно-аналитического обеспечения лаборатории практической психологии образования МГППУ
На этом занятии лектория продолжается обсуждение начатой ранее темы, посвященной инклюзивному образованию инвалидов в Соединенных Штатах Америки. В частности, здесь будет представлена образовательная модель "Инклюжен", используемая в обучении детей-инвалидов. Участники лектория смогут получить ответы на такие вопросы как:
- на чём основан такой подход к обучению?
- что необходимо для воплощения данной модели образования?
- какие принципы используются здесь?
Особое внимание будет уделено принципу определяющему возможность инвалидам пользоваться услугами организации или сервиса с той же простотой, как и обычный здоровый человек. Материалы лекции позволят слушателям представить и систему подготовки специалистов для работы со студентами-инвалидами. В частности, будет рассказано о тренингах, предназначенных для специалистов, работающих с инвалидами и для учащихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), которые были разработаны Государственном Университете Вейн (Детройт, штат Мичиган). Участники лектория получат возможность понять своеобразие этих тренингов и раскрыть содержание их основных принципов.