Тематическое направление: «Основные проблемы психологического сопровождения семьи с проблемными и приемными детьми»
Время проведения: 24 февраля
Лектор:
Авдеева Наталия Николаевна, кандидат психологических наук, профессор кафедры «Возрастная психология» факультета «Психология образования» МГППУ
Научный лекторий МГППУ приглашает всех желающих на лекцию, посвященную новым методам и программам работы с семьями в кризисных ситуациях, которые используются в Санкт-Петербургском Институте раннего вмешательства.
Вы сможете познакомиться с деятельностью сотрудников института и узнаете о специфике использования различных зарубежных и отечественных концепций при оказании помощи семьям с детьми, имеющими функциональные нарушения развития.
Также вы познакомитесь с проектом института «Дорога домой», разработанного совместно с коллегами из Великобритании и направленного на профилактику отказов от новорожденных и возвращения детей в семью из дома ребенка.
В лекции будет представлена работа Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства, построенная на основе зарубежных и отечественных концепций развития: детский психоанализ (Р.Шпиц), теория привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт, П. Криттенден), системный подход к изучению психического развития в раннем возрасте (Д.Стерн), концепция онтогенеза общения (М.И. Лисина и ее сотрудники), концепция ранней социализации (Ф. Дольто), психолого-педагогический опыт воспитания детей, лишенных попечительства, в «Лоцци» (Э. Пиклер)
Слушателям будет показана специфика различных зарубежных и отечественных программ помощи семьям с детьми с функциональными нарушениями развития, а также проекта «Дорога домой», разработанного совместно Санкт-Петербургским институтом раннего вмешательства и Health Prom, EveryChild (Великобритания), направленного на поддержку семьи в кризисной ситуации, с целью профилактики отказов от новорожденного и возвращения ребенка из дома ребенка в семью.
Приглашаем Вас посетить лекцию!
Вход по предварительной регистрации!
Форма регистрации на сайте www.mgppu.ru/lektoriy
Цикл лекций: с 11 ноября 2009 по 26 мая 2010.
Адрес: Москва, ул. Сретенка, 29, ст. м. Сухаревская.
Организатор лекций: Управление координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ.
Тел: +7 (495) 623-06-95
E-mail: competence@mgppu.ru
Доступны для просмотра
Полная видеоверсия публичной лекции В.Н.Касаткина «Современные тенденции в психологии здоровья».
Полная видеоверсия публичной лекции В.В.Москвичева «Нарративная терапия и работа с сообществами».
Информационные партнеры:
Портал психологических изданий
Детская психология для специалистов
Отчет о прошедшей лекции
24 февраля 2010 г. прошла шестнадцатая публичная лекция МГППУ
«Раннее вмешательство и эмоционально-личностные нарушения в раннем возрасте»
Лекцию читала Авдеева Наталия Николаевна, кандидат психологических наук, профессор кафедры «Возрастная психология» факультета «Психология образования» МГППУ.
В лекции проблема осуществления раннего вмешательства была представлена на примере работы Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства.
В начале лекции была представлена история разработки программ раннего вмешательства, освещались вопросы, которыми чаще всего задаются специалисты, оказывающие раннее вмешательство:
- Как можно раньше выявить детей, нуждающихся в раннем вмешательстве?
- Интенсивность, регулярность и продолжительность программ.
- Доступность по местонахождению.
- Финансовая доступность программ раннего вмешательства.
- Оценка эффективности.
Затем были обозначены факторы, влияющие на эффективность раннего вмешательства:
- возраст, в котором начато вмешательство;
- интенсивность и продолжительность программ;
- вовлеченность родителей.
Особо отмечался тот факт, что базовым принципом раннего вмешательства является принятие родителей как равных партнеров в осуществлении помощи ребенку. В связи с этим, были представлены основные стратегии развития партнерских отношений между специалистами и родителями:
- Участие родителей в оценке уровня развития ребенка.
- Предоставление родителям возможности влиять на составление программы помощи и активное участие в этой программе.
- Участие в оценке эффективности программ помощи, а так же влияние на услуги, предоставляемые учреждением.
Далее, обсуждались технологии командной работы с детьми с нарушениями в развитии, в которой участвуют: доктора (педиатры, неврологи), педагоги, логопеды, психологи, физические терапевты, эрготерапевты, социальные работники, родители.
Затем, более подробно были рассмотрены основные принципы построения программ раннего вмешательства:
- Междисциплинарный подход.
- Включение родителей как членов команды, и укрепление их роли в жизни ребенка.
- Любое нарушение рассматривается с точки зрения понимания психологических и социальных нужд ребенка и его семьи.
- Определение сильных и слабых сторон семьи.
Также отмечались условия для построения командной работы:
- Единые идеологические подходы у всех членов команды;
- Использование общего языка между представителями различных специальностей и родителей;
- Совместимость времени и структуры в рабочем графике специалистов;
- Учет целей, поставленных другими членами команды при проведении программы вмешательства;
- Возможность совместных обсуждений в ходе планирования и проведения программы.
Также Наталия Николаевна представила работу Учебной консультации и практикума по возрастно-психологическому консультированию в МГППУ (подробнее материалы представлены в презентации).
Видеофрагмент лекции