16 декабря 2016 года в Колледже малого бизнеса №4 г. Москвы Дошкольного отделения №1 (детский сад №288) прошел круглый стол «Комплексный подход к обучению и воспитанию детей с РАС в условиях инклюзивного детского сада».
Круглый стол проходил в рамках I Всероссийской научно-практической конференции «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра». Главными предметами обсуждения трехдневной конференции стали вопросы совершенствования методик и диагностик для выявления РАС (расстройства аутистического спектра), а также были подняты вопросы помощи семьям, которые воспитывают детей с РАС.
В структуру ГПБОУ КМБ №4 входят 6 отделений:
· Отделение-Колледж: программы СПО и ДПО;
· Отделение-Школа;
· Отделение-Школа «Центр на Павелецкой»;
· Два отделения-Детского сада («Детский сад для всех №288» и «Детский сад №224 компенсирующего вида, для детей с нарушением зрения»);
· Отделение-Колледж: программы профессиональной подготовки.
Общая численность обучающихся 1386 человек. Из них 524 ребенка дошкольного возраста.
Объединение данных отделений дало расширение множественным материально-техническим ресурсам. Например, на базе детского сада и школы, детского сада и колледжа есть столярные мастерские, кабинеты керамики, мастерские вышивки, бассейны, кабинеты цветоводства и флористики, спортивные залы и многое другое. В блок дополнительного образования входят 113 кружков, студий, клубов, секций по различным направлениям.
Круглый стол начался с вступительных слов Антоновой Тамары Петровны и Марины Львовны Семенович.
Участники круглого стола обсудили множество актуальных тем, а специалисты подразделения поделились своим опытом в следующих вопросах:
-
Организационные аспекты инклюзивного образования детей с РАС в детском саду;
-
Организация работы междисциплинарного консилиума в инклюзивном детском саду;
-
Разработка ИОПР – индивидуально-ориентированной программы развития для ребенка с РАС;
-
Комплексный подход в организации психолого-педагогического сопровождения детей с РАС;
-
Ресурсные возможности дополнительного образования в коррекционной работе с детьми с РАС;
-
Проактивная стратегия в профилактике дезадаптивного поведения у детей с РАС;
-
Роль развивающей образовательной среды для сенсорного развития детей с РАС;
-
Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей с РАС;
-
Особенности логопедической работы с детьми с РАС;
Также прошел танцевально-музыкальный Мастер-класс «Использование приемов музыкальной терапии в коррекционной работе с детьми с РАС».
Краткий обзор тем:
-
«Организационные аспекты инклюзивного образования детей с РАС в детском саду».
Данную тему представила Марина Львовна Семенович, рассказав об основном контингенте «Детского сада для всех №288», кадровом обеспечении, материально-техническом и финансово-экономическом, а также о работе детского сада в целом.
Всего в детском саду обучаются 450 детей.
И надо сказать, что не зря детский сад носит название «Для всех»: детей-инвалидов в д/с – 106 человек, детей с ОВЗ – 59, детей с РАС – 30 (все с инвалидностью). 327 детей находятся в основных группах, 123 ребенка – в ГКП (группах кратковременного пребывания). Средняя наполняемость групп – 31 ребенок, что на самом деле является очень большой цифрой. На такое количество детей нужно соответствующее количество воспитателей, педагогов и психологов. Если говорить о кадровом обеспечении, то в детском саду работают 75 сотрудников, из них 55 – педагогов (35 воспитателей, 7 логопедов, 7 психологов, 3 дефектолога), что уверенно можно назвать серьезным штабом подготовленных специалистов.
В детском саду имеется внушительное материальное обеспечение: музыкальный зал, физкультурный зал, бассейн, сенсорная комната, мастерские, лекотека, СРП (служба ранней помощи).
Хочется еще подчеркнуть, что «Детский сад №288» выиграл Всероссийский конкурс инновационных проектов, направленных на развитие технологий и содержания образования для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) «Свой среди своих».
Мне также удалось взять небольшое интервью у Марины Львовны и поговорить с ней о том, каким должен быть образовательный путь родителей, воспитывающих ребенка с РАС, а также о том, какие же все-таки условия должны быть созданы для детей с РАС:
-Марина Львовна, по какому принципу происходит запись и прием детей в детский сад?
-Сейчас идет только электронная запись, но для дополнительного консультирования родителей у нас есть формат «консультирования родителей по образовательному маршруту». Мы встречаемся с родителями, наш специалист освещает родителям некоторые формальные аспекты. Затем специалисты группы кратковременного пребывания либо Кагарлицкий О.В. (педагог-психолог), делают консультационный прием, разбираются в анамнестических сведениях о ребенке (установлен ли официальный диагноз, есть ли на руках ЦПМПК заключение), либо рассказывают о возможностях дополнительных медицинских исследованиях, в которых нуждается ребенок. Иногда мы сами предполагаем существует ли у ребенка проблемы или их нет, для этого у нас есть специалисты ГКП. В ГПК попадают дети маленькие, за то время, пока они там находятся, мы имеем возможность понаблюдать за ними, поработать и определить есть ли какая-то существенная проблема и входит ли ребенок в группу риска, либо у него абсолютно нормативное развитие.
-Если все-таки ребенок попадает в группу риска, то какие дальнейшие шаги предпринимаются?
-Сначала ребенок ходит вместе с родителями в группу, затем попадает в адаптационную группу и, когда ребенок достигает возраста 2-х лет и 8-ми месяцев, мы уже можем его принять в ясельную группу.
- Насколько я поняла, круг детей, находящихся в детском саду очень широкий. С какого возраста и по какой дети в среднем пребывают в детском саду?
-Да, у нас есть дети с синдромом Дауна, просто умственно-отсталые детки, дети с задержкой психического развития, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с РАС и просто дети нормативного развития и есть также «пограничники», те, которые физиологически незрелые. С такими детками работает, конечно же, нейропсихолог в группах 6-7 лет. Мы таких детей успеваем до школы максимально продвинуть на пути к большей самостоятельности, большему репертуару принимаемых решений самим ребенком. Учитлекя Учителя часто говорят: «Не надо обучать детей буквам, читать, писать, считать до 100. Мы научим этому сами.». У детского сада совершенно иная забота: он должен научить ребенка дружить, любить, быть отзывчивым, видеть мир вокруг себя, быть к миру сопричастным и вот эти универсальные учебные действия совмещать с границами времени, уметь ждать своей очереди. То есть для кого-то гигиенические навыки, сформированные к 6-7 годам – уже достижение, например, для учителя, обучающего ребенка с РАС. Соответственно, дети у нас в основном находятся с возраста 2, 5 лет до 7-8 лет.
«…У детского сада совершенно иная забота: он должен научить ребенка дружить, любить, быть отзывчивым, видеть мир вокруг себя, быть к миру сопричастным…»
Фото сделаны в разных классах детского сада
-Часто мы можем услышать, что бытует такое мнение о том, что дети с РАС обладают какой-то гениальностью. Что Вы об этом думаете и может быть у Вас есть такие воспитанники?
-Любимый вопрос журналистов! *смеется* Вопрос обычно очень интересен и читателям, но скажем так, сверходарённых детей не так много в этом спектре. Гораздо больше детей, которые испытывают довольно солидные трудности. Но при этом дети с РАС обладают некоторой сосредоточенностью на одной из интересующих их тем, что иногда приводит к развитию гипер-возможностей, зачастую это может помочь выбрать профессию. Например, если ребенок любит рисовать схемы, читать схемы, то впоследствии он может стать даже работником, который будет помогать людям ориентироваться к примеру, в картах метро. Иногда дети обладают каким-то необыкновенным чувством цвета. Очень любопытно, когда они делают какие-то творческие работы. Это позволяет нам взглянуть на их особенный мир.
Вот еще одна небольшая зарисовка, показывающая особенности мышления детей с РАС: у меня, как-то раз произошла встреча, дорогого стоящего, с моим бывшим воспитанником на ярмарке. Взрослым юношей с РАС, которому уже около 17-18-ти лет. Он был совершенно очарователен. Он рисовал только схемы, листы, вплоть до ватманских были исписаны исключительно мелким почерком с наклоном какими-то обоварнными бессмысленными фразами. И мне было очень любопытно увидеть каким он стал в эти 17 лет. Так вот, он самозабвенно делал на мастер-классе декупажную свечку. Для него было большим событием купить на свои деньги себе что-либо. При этом он работает в особой мастерской, зарабатывает небольшую денюшку, вполне себе ничего вписался в повороты жизни. Конечно, я была очень рада его встретить и узнать, что у него все так хорошо сложилось.
Я ему говорю: –«Миш, купи игрушку на ёлку.», а он мне отвечает: -«А как же я догадаюсь, что она новая?», я ему: «Ну, может быть ты вспомнишь, что за игрушка у тебя была в прошлом году?», а он ответил: «Никогда и ни за что не вспомню! Я же буду сомневаться, новая это игрушка или старая, ту которую я купил».
Нас вообще часто выпускники навещают, и мы следим за своими детьми. Очень всегда рады им и их успехам.
-В каких особых условиях нуждаются дети с РАС?
-В первую очередь, конечно, обеспечение сенсорного и эмоционального комфорта. Затем наличие упорядоченной пространственно-временной структуры образовательной среды. Разработка индивидуального маршрута и/или индивидуально ориентированной программы развития. Конкретная коррекционная цель с учетом специфики освоения навыков и условия информации. Также дозирование нагрузки с учетом темпа и работоспособности ребенка, и наконец, индивидуализация оценки достижений. При учете данных ключевых условий ребенок «не провалится» на своем образовательном пути.
-Какие советы дадите родителям, которые только-только обнаружили у ребенка РАС или имеют подозрения на этот счет? Какие шаги им предпринять?
-Вы знаете, я бы выделила, то, что говорил О. В. Кагарлицкий: «Покуда родители бегают и прячутся от неприятного диагноза РАС, бегают по самым волшебным врачам и ищут самого великолепного доктора, который даст волшебную таблетку и аутизм пройдет – лучше пусть они раньше выявят этот диагноз и найдут все возможные пути устройства жизни ребенка вне дома». Это может быть и коррекционный центр, может быть и платный какой-то центр, это может быть ГКП, специализированная или общая, это неважно. Главное дать ребенку необходимые ориентиры, не сосредотачиваться только на медикаментозном лечении и не очень долго переживать по тому поводу, что случился этот РАС, обвиняя себя. Лучше набраться сил и включаться в долгую, но не бесперспективную работу. Чем раньше Вы начнете, тем больше вы добьетесь.
Большое спасибо Марине Львовне за столь развернутое интервью, я думаю, что нашим читателям будет полезна данная Вами информация.
Заметка для родителей «Образовательный маршрут ребенка с РАС»
1. Раннее выявление (поликлиники-ЦПМПК)
2. Службы ранней помощи (ПМС-центры, ДОУ)
3. Группы кратковременного пребывания
4. Инклюзивные группы
5. Коррекционные классы
6. Инклюзивные классы
7. Профессиональное обучение
-
«Комплексный подход в организации психолого-педагогического сопровождения детей с РАС»
Данную тему осветила Рубан О.В. (канд. пед. наук, педагог-психолог).
В первую очередь актуальность комплексных подходов важна, поскольку увеличилось количество детей с РАС. Учет характерных особенностей развития детей с РАС в организации психолого-педагогической помощи просто необходим. Также важно создание развивающейся среды, адекватной задачам развития и социальной адаптации детей с РАС.
Комплексный подход включает в себя:
-
Диагностику
-
Психолого-педагогическую помощь
-
Воспитание
-
Социальную адаптацию
Воспитание детей с РАС особенно важный и трудоемкий процесс. Детей нужно приобщать к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Необходимо создание средовых условий, которые бы побуждали ребенка к принятию социально обусловленных моделей поведения. Также нужно учитывать и формировать у детей модель социально-приемлемого поведения, развивать бытовую культуру. Не забыть стимулировать социальную активность, проявленную ребенком, вводить ребенка в круг детских интересов, а также развивать его досуговую деятельность.
Детский сад как раз обеспечивает включение детей в активную жизнь (инклюзия, интеграция, частичная интеграция), формирует социальный опыт детей.
Гармоничное и целостное развитие ребенка с РАС состоит из 7 компонентов:
-
Развитие сенсорной системы
-
Развитие моторной сферы
-
Когнитивное развитие
-
Развитие речи
-
Эмоциональное развитие
-
Развитие игровой деятельности
-
Развитие коммуникации
После своего выступления Рубан О.В. провела для гостей конференции небольшой мастер-класс по фольклорным народным играм:
*тут будет видео*
-
Мастер-класс: Использование приемов музыкальной терапии в коррекционной работе с детьми с РАС
Фондорка Е.А., музыкальный руководитель,
Тарвердян Н.А., музыкальный руководитель
Музыкальные руководители осветили основные цели и задачи использования музыкальной терапии в работе с детьми с РАС:
-
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка средствами музыки.
-
Растормаживание речи, расширение творческих возможностей ребенка, переживание успешного опыта музицирования, обогащение двигательного спектра.
-
Социальная адаптация посредством совместных музыкальных действий.
-
Упор на самоконтроль.
Музыкальные руководители поиграли в несколько игр с гостями, попели песни, поиграли на различных муз. Инструментах (зачастую на необычных), дали мастер-класс по нескольким направлениям. О том, как это было можно увидеть на видео и фото.
*тут несколько видео*
Мне также удалось побывать в нескольких классах ГПК, а именно на занятиях по керамике, где детки лепили цепочку, в физкультурном зале, где дети преодолевали препятствия и свои страхи, а также катались на специальной тележке.
Поделки в лаборатории керамики
Казалось бы, что особенного в этом прохождении препятствия? Но некоторые дети очень боялись, им пришлось преодолеть свой страх, чтобы совершить «восхождение» и «спуск» по этому сооружению, которое для нормативного ребенка даже не будет являться препятствием.
катание на тележке, ребенок должен самостоятельно держаться за канат, чтобы не упасть.