При участии Павлины Ракицкой, редактора Белтелерадиокомпании
За последние несколько лет белорусские телеканалы («Первый национальный канал», семейный телеканал «Лад», СТВ, Беларусь ТВ, ОНТ) увеличили число программ, посвященных психологии развития, вопросам детско-родительских отношений. Такая тенденция сама по себе положительна и соответствует спросу. Ведь большая (даже бóльшая) часть родителей предпочитает получать необходимую информацию по вопросам развития, обучения и воспитания своих детей не в личном контакте с психологом, а опосредовано – через средства массовой информации.
Но, по моему субъективному мнению, увеличение количества привело к снижению качества, и телевизионная «психология для родителей» теряет свою глубину.
Несколько лет назад психологи (автор эссе в том числе) часто становились участниками программ в жанре беседы или интервью. Журналист и психолог вели в студии диалог по определенной проблеме возрастной психологии (примером может являться программа «Дела семейные» телеканал «Лад»). Психолог, как правило, выступал в качестве эксперта – специалиста, обладающего необходимыми знаниями, опытом, чтобы объяснить те или иные психологические феномены, проанализировать ситуацию или событие в системе «родитель-ребенок», спрогнозировать последствия каких-либо воспитательных воздействий и т.п. Хронометраж программы (30-50 мин.) позволял рассматривать обсуждаемую проблему всесторонне. Родитель получал теорию, но теорию, на основании которой можно выстраивать родительскую практику.
К сожалению, содержательность, характерная для программ 3-4хлетней давности, постепенно уходит из белорусского эфира. Это могло быть обусловлено тем, что программам в жанре беседы или интервью не хватало динамики, отсутствовал дополнительный видеоряд, оживляющий беседу, разговор в студии становился иногда чрезмерно академичным… Каковы бы ни были причины, факт остается фактом – программу-беседу как форму психологического просвещения родителей потеснили сначала ток-шоу, а затем сюжеты.
В настоящее время короткие видеосюжеты, пожалуй, самая популярная форма, которую белорусские тележурналисты предлагают родительской аудитории. Распространены такие, где по заявленной теме/проблеме озвучиваются мнения и рекомендации разных специалистов, в том числе психолога. Журналист как фигура в сюжете отсутствует (работает за кадром, организует съемку, озвучивает). Психологу отводится в кадре роль советчика. Т.е. психологическое просвещение сводится к рекомендациям побудительного характера: «Делай так».
По мере того, как поступали предложения участвовать в подобных сюжетах, нарастала моя внутренняя неудовлетворенность, и возникал один и тот же вопрос: что дает родителям просвещение в виде прямых советов или сжатых комментариев? Постаравшись, можно найти позитивные ответы, но искренними для меня будут следующие:
a) Отрывочные, бессистемные знания. Родитель не продвигается в понимании трудностей своего ребенка, их природы, не становится более компетентным, а сосредотачивается на одном возможном способе разрешения одной конкретной проблемы.
b) Укрепление ложных представлений о сути профессиональной деятельности психолога, его функциях и возможностях.
c) Повод обесценить профессиональные умения специалистов-психологов. Ведь, как правило, нерефлексивное использование родителями психологической информации, без учета особенностей их жизненной ситуации, не дает ожидаемого результата.
Полагаю, на сегодняшний день одна из задач, которая стоит как перед психологами, так и перед журналистами – поиск адекватных форм телевизионного просвещения родителей, способствующих развитию родительской компетентности. Поиск в сотрудничестве (совместном труде) от этапа замысла телевизионного проекта до его реализации.
Моделью, сформировавшейся в результате творческого взаимодействия профессионалов, могу назвать проект «Мамам на заметку» (автор П.Ракицкая), который реализуется как рубрика программы «Добрай раніцы, Беларусь!» на Первом национальном телеканале Белтелерадиокомпании. С марта 2007г. более полутора лет рубрика выходила в эфир два-три раза в неделю, и основным её содержанием были вопросы психологии детей от рождения до трёх лет. Также обязательно рассматривались особенности формирования и развития детско-родительских отношений в этот период.
Принимая непосредственное участие в сюжетах, а также являясь постоянным критичным зрителем, могу отметить, что с момента своего рождения, рубрика имела ряд отличительных особенностей, выделяющих её на фоне других.
Во-первых, главные герои сюжетов – дети и их родители. В фокусе внимания – определенная жизненная ситуация.
Во-вторых, на экране жизнь малышей представляется не как череда сменяющих друг друга трудностей и проблем, а как время усвоения различного опыта, время активного экспериментирования, созревания и, цитируя Л.С. Выготского, «врастания в человеческую культуру».
В-третьих, психологи, как участники рубрики оказывали родителям различные виды помощи – информационную, обучающую, консультативную. При этом зрители имели возможность увидеть на экране взаимодействие психолога с ребенком и его мамой или папой.
В-четвертых, значительная часть сюжетов имела продолжение и развитие. Например, авторы возвращались к наиболее актуальным для родителей темам, раскрывали их в новом, отличном от предыдущего, ракурсе. Другой вариант развития сюжета – повторная встреча с героями, анализ произошедших или не произошедших изменений.
И главное. Автору и её коллегам удалось найти корректный и, судя по обратной связи, эффективный способ психологического просвещения родителей.
В завершение добавлю, что от телевизионной формы подачи психологической информации, безусловно, зависит её восприятие. Программы для родителей о детях (по своей социальной значимости) не могут не соответствовать критериям развивающей передачи (Л.В. Матвеева) даже, если их создание требует значительных затрат ресурсов (интеллектуальных, эмоциональных, временных, материальных и прочих).
P.S. С октября 2008г. тематика рубрики «Мамам на заметку» расширена, увеличено количество эфиров до 6 в неделю.
P.P.S. На момент предоставления материала официальное разрешение «Первого национального канала» Белтелерадиокомпании на демонстрацию сюжетов из архива в рамках конференции не получено. Ознакомиться с содержанием новых сюжетов рубрики «Мамам на заметку» можно в утреннем эфире программы «Добрай раніцы, Беларусь!» (7.00 – 10.00 по московскому времени).