Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Заметки с пьедестала: эссе

Четыре года назад, сидя дома с маленьким ребенком, скучая и думая о приработке из дома, я стала писать в родительские журналы. Тем более, что фраза "психологическое образование" сильно украшала небольшой список имевшихся у меня публикаций и предлагаемых тем. С тех пор в моем резюме заметно увеличилось не только количество вышедших статей, но и перечень изданий, с которыми я сотрудничала. И до сих пор при знакомстве с очередным редактором очередного женского/родительского журнала у нас происходит примерно такой диалог:

- Нам нужно про адаптацию к детскому саду, можете?

- Боюсь, что нет. 

- Ладно, а про детскую агрессию?

- Я в этом не вполне компетентна...

- Ну, есть же Интернет!

- Все-таки не возьмусь.

- Но вы ведь психолог?

- Да. Специальный. Я могу написать что-нибудь про детей с особенностями развития.

- Ой, нет, это так мрачно... В общем, давайте так: если что-нибудь придумаете позитивное - звоните. 

В некоторых случаях удается достичь компромисса - и я, чертыхаясь, пишу, скажем, о том, как сладить с бабушками, в четырех тысячах знаков. Ни про это, ни про то, что делать с детской агрессией, ни про адаптацию к саду - ни про что из подходящего редакторам, меня не учили в институте. Там я проходила мимо Выготского, зон Вернике и Брока, четырех степеней тугоухости и особенностей восприятия незрячих, а в итоге защитила диплом по представлениям о родительстве у подростков и получила свою красную корочку. После чего работала в общественных организациях, где вела просветительские семинары о социальной активности со старшеклассниками (в том числе из коррекционных школ), проводила тренинги по командообразованию и сидела на телефоне доверия по ВИЧ/СПИДу. Но мой профессиональный опыт тоже не интересует редакторов женских журналов.

Выдавливая из себя осторожные фразы о том, что бабушки, как и молодые мамы, бывают разными, я все больше хочу послать читателя - на краткосрочную, а лучше долгосрочную, психотерапию вместо глянцевых страниц. И чем дальше, тем меньше я понимаю, зачем пишутся эти статьи - на разворот-другой. Все, что в моих силах - некоторый ликбез, хотя, изложенный до чрезвычайности лаконично, он может быть "использован против нас"-психологов или вызвать закономерное недоумение читателя. Потому что нахватанное по верхам, получается либо банально и очевидно (и читатели вправе возмутиться: "Толку от вас-психологов - заявляете то, что всем и так известно!"), либо притянуто за уши и оторвано от контекста ("Вот еще, базовое доверие миру, скажете тоже! Нечего всем подряд доверять! Совсем психологи жизни не знают!").

Да, иногда статья - это крик души. Я могу отследить свой мотив, побудивший написать, скажем, о родительской гордости, но почти не верю, что этот крик на несколько тысяч знаков будет кем-то услышан (кроме тех, кто и так был согласен с моей точкой зрения). Все, на что я могу надеяться - что кто-то задумается о проблеме. Но редактор не заинтересован в этом. Лишь однажды мне удалось написать в журнал для родителей популярную статью о языке жестов и еще однажды - об этапах формирования материнства (по Г. Филипповой). Но такое просвещение не востребовано. Психология - наука полутонов? Для женского глянца это слишком размыто. Редактор от лица читателя заявляет: нужны конкретные рекомендации, четкие рецепты, практические советы. В идеале хорошо бы написать десять пунктов, следование которым обеспечит родительское счастье - и все в 4-8 тысячах знаков. 

Судя по запросам редакторов, психолог должен знать все обо всем, видеть всех насквозь и уметь в двух словах вылечить любую проблему. Они смотрят на нас так, как будто мы стоим на пьедестале (хорошо, если не на Олимпе). Я всерьез подумываю над статьей о том, что психолог - тоже человек. Только, боюсь, ни читателям, ни редакторам это будет неинтересно...


 
Медиа: обзоры
Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Как стать психологом. Что такое профессия "психолог"? видео 22 ноября 2022

Как стать психологом. Что такое профессия "психолог"?

Awareness Day 2022. Smith Magenis syndrome. видео 11 ноября 2022

Awareness Day 2022. Smith Magenis syndrome.

Все медиа-обзоры  |  RSS

с 13 декабря 2022
по 17 января 2023
Москва
Онлайн-проект «Как помочь себе в сложных ситуациях?»