Психологическое просвещение на сегодняшний день – самая неразработанная как в теоретическом, нормативном, так и практическом плане форма работы практического психолога.
Прежде всего, этот вопрос не имеет самостоятельного отражения в нормативных документах, регламентирующих работу психологической службы образования. Достаточно проанализировать несколько основных документов по психологической службе, как будет понятно, что именно здесь и кроется причина того, что психологическое просвещение выпадает из общего представления как в плане терминологической трактовки понятия «просвещение», так и оказывается несопоставимым с общепризнанными терминами близких к нему понятий: «санитарное просвещение», «педагогическое просвещение» и др.
Просвещение, согласно трактовки «Википедии» — свободной энциклопедии, — распространение знаний. Пcихологическое просвещение - вид работы специалиста-психолога по распространению специальных (в данном случае психологических) знаний, особый вариант педагогической деятельности, осуществляемый специалистом-психологом самостоятельно или в сотрудничестве со специалистом другого профиля, помогающим более эффективно достичь целей распространения психологических знаний [14].
Психологического просвещения: общие положения
В настоящее время существует две точки зрения на психологическое просвещение и его место в системе работы практического психолога: ряд авторов выделяет психологическое просвещение как отдельный вид работы (например, И.В.Дубровина, 2000) [1], другие, в частности, Л.Ф.Чупров (2003), рассматривает психологическое просвещение как составную часть психопрофилактической работы практического психолога [13].
Определение термина «психологическое просвещение»
Пcихологическое просвещение - раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания. Психологическое просвещение - основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает [13].
Задачи психологического просвещения.
Психологическое просвещение выполняет следующие четыре задачи:
1) формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии в частности (психологизация социума);
2) информирование населения по вопросам психологического знания;
3) формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;
4) профилактика дидактогений (ятрогений). Содержание психологического просвещения определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения, уровня общей и психологической культуры информируемого субъекта (отдельный человек, группа, коллектив, массовая аудитория) и социальной ситуации [14; 15].
Формы психологического просвещения могут быть индивидуальные (беседа), групповые (тематический урок, родительское собрание), эстрадные представления (с участием субъекта-реципиента), публичные выступления (лекция, сообщение перед большой аудиторией) и др. Использование той или иной формы определяется как опытом практического психолога, его коммуникативными и лекторскими, творческими возможностями, так и конкретной ситуацией аудитории в которой (или по запросу которой) проводится этот вид работы.
Средства психологического просвещения подразделяются на:
1) вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении), публицистика (печатные и электронные СМИ);
2) наглядные (плакат, буклет, памятка), интерактивные и т.п. «Иногда просвещение принимает нетрадиционные формы: психолог проводит урок вместе с учителем, направляя его деятельность в желаемое русло» (М.Степанова, 2003) [3]. Практически безграничные, но мало реализованные на сегодня, возможности для П.п. предоставляет Интернет (размещение тематической информации на web-сайтах и т.п.).
Основные позиции специалиста-психолога при осуществлении работы по психологического просвещения
Выступая в СМИ психолог выбирает одну из двух позиций. Первая – позиция носителя и популяризатора психологических знаний. Выступая в СМИ в рамках этой позиции специалист-психолог информирует, консультирует, но не несет ни какой ответственности за результат. Вторая – позиция представителя СМИ, наделенного специальными знаниями по психологии, или выполнение роли эксперта («экспертиза» - от латинского слова «expertus», опытный, сведущий.). Выступая в рамках этой позиции, психолог уже ответственен за то «чем наше слово отзовется» (пример такого вида выступления см. [16]).
В данном же сообщении будет рассмотрена именно реализация первой позиции специалиста-психолога.
На форме и методике психологического просвещения через СМИ стоит остановиться более подробно.
К методике психологического просвещения через СМИ
Рассмотрим основные варианты публицистических выступлений психолога в СМИ. Исходя из имеющихся в распоряжении автора собственного и группы черногорских психологов опыта (Л.Ф. Чупров, 2003) [12], можно выделить следующие виды такого взаимодействия педагогов-психологов и СМИ:
1. Постоянные рубрики.
2. Мнения.
3. Комментарии по письму читателей.
4. Проблемные выступления.
5. Отдельные разобщенные публикации.
6. "Запросная" тематика.
7. Хроника психологической службы.
8. Реклама, краткая информация и объявления.
Варианты взаимодействия специалистов со СМИ - интервью, комментарий по письму читателей или к материалу корреспондента, самостоятельные статьи. В основе интервью лежат интерес и инициатива корреспондента СМИ. В комментариях по письму границы темы очерчиваются лишь той информацией, которую можно выкристаллизовать из содержания письма читателя и при этом сделать его доступным для других читателей. Статейный материал представляет максимальные возможности для самостоятельного публицистического творчества психолога.
Теперь рассмотрим более подробно каждый из выделенных выше видов публицистических выступлений педагогов-психологов в СМИ.
Постоянные рубрики. Если позволяет ситуация в СМИ, психолог может вести самостоятельную рубрику в газете, на радио, телеканале. Это могут быть рубрики по «популярной (занимательной) психологии», «советы психолога» и т.п. В таких постоянных рубриках может размещаться материал, ориентированный на родителей, детей и по психологической безопасности.
Мнения. Этот вид публицистики является распространенным в любом современном СМИ. Журналисты часто проводят небольшие экспресс-опросы населения по тому или иному вопросу, чтобы представить по нему как можно более разностороннее и максимально объективное мнение. Насколько это бывает возможным в СМИ. Тематика таких вопросов не обязательно касается проблем психологии, но практические психологи, как и любые другие граждане города, высказывают свою точку зрения по заданному им вопросу. Хотя, здесь необходимо учитывать тот факт, что в большинстве случаев какой-либо объективности и репрезентативности экспресс-опросы журналистов региональных СМИ не имеют. Отбор мнений ведет корреспондент СМИ, оставляя, выправляя и направляя в печать лишь те из них, которые подтверждают его собственную субъективную точку зрения, далеко не всегда безупречную в плане объективности и специальных познаний. Этот вид выступлений в СМИ следует эксплуатировать лишь для своего имиджа.
Достаточно плодотворным может быть сотрудничество психолога со СМИ в плане комментариев по письмам читателей газеты. В свое время В. И. Костив (1987) использовал «письмо в редакцию» как методику научного исследования, анализируя читательские письма [5, С. 4]. В газету, на радио, телевидение пишут люди и чтобы просто выпустить пар, и, ища совета и консультации, и для подтверждения правильности уже принятого решения. Основная сложность такого консультирования, что оно открыто для читателей (слушателей), но психолог не имеет прямого контакта с лицом, обратившимся к психологу за помощью. Психологу трудно определить, является ли это письмо в газету (как и на web-форум) «криком о помощи», демонстративным выпадом или спланированным шагом сутяги. К тому же это письмо - лишь собственная субъективная оценка ситуации лицом, писавшим это письмо, а для объективной оценки ситуации необходимо бывает и исследование мнения противной стороны.
Проблемные выступления. В этот вид публицистики могут входить материалы с самой разнообразной тематикой. Была бы проблема, а психолог всегда найдет что сказать. Работа с проблемой (или с проблемой субъекта) - это его хлеб.
Отдельные разобщенные публикации это, вероятно, самый распространенный у практических психологов вид выступлений в СМИ, продиктованных текущей ситуацией. Например, перед предстоящей аттестацией на квалификационную категорию черногорские психологи помещали в газетах тот материал, который для них был более знаком и наработан.
«Запросная» тематика. Запрос к психологу, сотрудничающему со СМИ, может формироваться как интересами самих сотрудников издания, так и быть делегирован через СМИ извне. В первом случае запросная тематика провинциальных изданий фокусируется вокруг тривиальных тем: любви, смерти и зрелищ или календарных дат. Во втором - во многом напоминает, так называемый «социальный заказ», прежней эпохи. Запрос к СМИ необходимо формулировать самому психологу.
Хроника ПС. Деятельность любого специалиста, учреждения и объединения протекает в континууме времени. Любой же временной континуум требует определения точек отсчета и фиксирования пройденного пути. Это можно вполне успешно выполнять через СМИ. Хроникальный материал, может подготавливаться журналистами СМИ, на основе информации, представленной или целиком подготовленной практическими психологами. Этот вид информации выполняет одновременно две функции: а) хроникальную и б) скрытой рекламы. Обе функции выгодны психологу и Службе в целом.
Реклама, краткая информация и объявления. В настоящее время деятельность большинства служб, осуществляющих разнообразные виды помощи населению, не обходятся без прямой или косвенной рекламы.
Среди такого вида информационных сообщений следует отметить и так называемую «случайную рекламу», например, когда какое-либо образовательное учреждение (детский сад, школа, лицей), или реабилитационный центр помещают обширную или краткую рекламную информацию о своей деятельности, где несколько строк или фраз свидетельствуют о том, что в данном учреждении работает психолог. Иногда сам практический психолог пишет рекламную заметку об учреждении. Можно использовать и возможность частного рекламного объявления для выражения собственной точки зрения. Например, по инициативе заказчика частного рекламного объявления психолог пишет соответствующую статью или заметку на психологическую тему.
Как показывает опыт, сотрудники СМИ, особенно региональных изданий, не всегда способны сформулировать адекватный и значимый для практического психолога запрос. Его необходимо формировать. Чаще всего, самостоятельная запросная тематика провинциальных изданий фокусируется вокруг тривиальных тем: любви, смерти и зрелищ или календарных дат. Запрос к психологу быть делегирован через СМИ извне, и он уже во многом напоминает так называемый «социальный заказ» прежних времен. В этом, во втором случае один и тот же запрос одной тематики может поступать как к большому числу практических психологов, так и к смежным психологии специалистам. Да, психолог имеет гарантию публикации по этой теме, возможно, что и его материал не претерпит большой правки. Как известно, правка корреспондентом СМИ рукописи специалиста ни к чему хорошему не приводит: он может быть просто некомпетентным в вопросах психологии человеком. Но при всех «плюсах» у запросной тематики, во втором случае, есть и «минусы» - ограниченность спектра освещаемых психологом тем и вопросов.
Варианты публицистических выступлений психолога в СМИ
По характеру публицистических материалов психологи можно подразделить все их на три варианта: оригинальные, интервью и компиляционные.
Оригинальные материалы. В эту категорию принято включать сообщения (заметки, статьи, материалы), подготовленные непосредственно практическим психологом в порядке личной инициативы или планово. Здесь могут быть представлены как материалы собственных экспериментальных или социально-психологических исследований, популярное изложение отдельных вопросов психологии развития, общей или социальной психологии. Если первый вариант полностью зависит от мастерства практического психолога, то второй - является плодом совместного творчества психолога и представителя СМИ. В этом и его сложность.
Публицистическая статья. Формой вербального письменного варианта психологического просвещения является публицистическая статья в региональных печатных СМИ. Преимущества такого варианта психопрофилактического воздействия в том, что статья или заметка в газете, независимо от темы выступления, всегда найдет своего читателя. «Печатный текст, - согласно Г. Селье, - обязательно найдет свою аудиторию, пусть даже самую небольшую» [2, С. 343]. К тому же печатное слово всегда вызывает большее доверие, чем устное. Это явление было подмечено еще И.С. Коном: «Психологическая наука раскрыла мне, что печатный текст учебника, прочитанный непосредственно перед экзаменом, почти всегда «перешибает» ранее услышанный материал» [4, С. 329]. Даже отпечатанный на пишущей машинке текст воспринимается лучше.
Отрицательные моменты статьи в СМИ - отсутствие полноценного контакта и действенной обратной связи с читательской аудиторией. Читатель не может вступить с автором в обсуждение содержания и уточнение отдельных моментов публикации. Правда, среди читателей любых СМИ всегда найдутся отдельные индивиды, готовые вступить в полемику с любым из авторов и по любому поводу. Они, как правило, хорошо знакомы сотрудникам региональных СМИ.
Интервью в данном случае - это устная беседа журналиста с психологом, преобразованная в печатный текст. Как известно, требования, предъявляемые к устной речи менее жестки. Часть информации во время беседы передается не только словесно, но и невербальными средствами общения: жестами, мимикой, интонацией и т.п. Все это трудно записать дословно. Кроме того, различными являются как понятийный аппарат, так и ориентация в материале у журналиста и у психолога. Нередко после своей устной беседы психолог в подготовленном к печати интервью обнаруживает то, что он и не думал говорить. Это могут быть по-разному расставленные акценты, вставки и дополнения, а порой и рабское копирование совершенно чужого текста. Интервью требует обязательной читки и проверки перед его выходом в печать. Процедура не всегда одобряемая представителями СМИ.
Компиляционные материалы. Вероятно, с этой категорией материалов каждому из психологов и читателей изданий региональной прессы приходилось встречаться ни один раз. Частью такие публикации размещается самими сотрудниками СМИ в плане «отработки количества печатных строк», частью представляется самими психологами, не утруждающими себя самостоятельным творчеством. В первом случае в числе таких материалов могут появляться всякого рода небольшие по объему психологические методики и тесты, но чаще - это «тесты-игрушки» лишенные всякой диагностической ценности. Профессиональные психологи, как правило, ревностно относятся к своему инструментарию и не позволяют себе такой роскоши, чтобы размещать его в разряде ребусов, загадок и кроссвордов. Место для психологического инструментария - на страницах практических и научных специализированных изданий, куда редко заглядывают дилетанты. Зато заимствовать чужое произведение или воспроизвести его без ссылки на автора - этим, к сожалению, грешат многие. Просто нет у многих из нас соответствующего уровня правовой культуры. Во многом такой «наивный плагиат» по принципу «В чужом огороде яблоки слаще» - есть проявление личностных черт – «эксплуатирующего типа социального характера» по Э. Фромму.
Особенности подготовки рукописи к печати
Теперь рассмотрим некоторые из моментов, которые стоит учитывать при подготовке материала для опубликования в СМИ.
Заголовок. В печатных СМИ принято размещать материалы «пополосно» - на печатной полосе (в газетах - это страницы). Первополосные материалы каких-то полтора-два десятилетия назад отводились для «ТАСС-овской» информации. Это были материалы Правительства, Пленумов КПСС, информация общественных союзов. Здесь же размещалась и «новостная информация», т. е. региональные новости. Как правило, первую полосу для психологических материалов не отводят. Вторая полоса в региональной прессе резервируется под промышленность и коммунальную тематику. Третья - новости и события культуры. Для психологических материалов место размещения среди спорта, советов по домоводству, гороскопов, частной рекламы и некрологов, т.е. на четвертой полосе. Исключение могут составлять тематические полосы, размещаемые обычно на третьей странице, куда по воле случая может быть прилеплена и психологическая информация, да еще при отсутствии новостей культурной жизни психологическая информация может появиться на этом месте. В этой связи, среди «неброскости» материала необходимо хорошо продумать заголовок публикации. Он должен притягивать внимание читателя.
Вообще в газетах броские заголовки оцениваются отдельно. Запомнившийся заголовок, выполняет функцию якоря для информации.
Для усиления броскости заголовка можно использовать прием неожиданности («Из «детского сада» без профессии») [Публиц. 2]. Здесь на лицо конфликт несовместимых стереотипов. Речь же в статье идет о том, что педперсонал муниципальных детских домов, имеющий опыт работы в детском саду, не готов к работе с подростками-сиротами. Хорошо работает прием опоры на подсознательный контекст (оборот «Миром правит любовь» - из оперетты французского композитора Ж. Оффенбаха «Прекрасная Елена», записанный как «Миром правит не интеллект») [1]. Этот заголовок использован для резонанса на статью одного из корреспондентов газеты, размышлявшего о невысоком уровне «общего развития» некоторых из своих знакомых руководителях. Подойдут и слегка редактированные стоячие выражения (например, выражение «Куда бедному крестьянину податься» - из фильма "Чапаев", редактированное как «Куда бедному мужику податься»).
Хорошую службу сослужат крылатые слова или даже ключевые фразы распространенных анекдотов. Название статьи должно запускать психологический эффект «щелк, зажужжало», описанный Р. Чалдини в его книге «Психология влияния» [6]. И здесь уместно использовать «эксплуатацию» социальных стереотипов восприятия - крайне упрощенных представлений или ожиданий групп людей.
Иллюстрации. Без картинки материал слеп. Задачи иллюстрации (фото, картинки, рисунка, коллажа) как привлечение внимания читателя к тексту публикации, так и по возможности выражение главной мысли сообщения. В региональных СМИ иллюстрации - это самое больное место. В подборе к вашему материалу подходящей иллюстрации, как правило, проецируется внутренний мир того сотрудника издания, который готовил материал к печати. Только читатель этого не знает, он и текст, и заголовок, и иллюстрацию к ним ассоциирует исключительно с автором публикации. Посему и совет: «Подготовьте к своему материалу одну-две картинки».
Основной текст публицистического материала статьи (выступления, заметки) подчиняется психолингвистическим закономерностям восприятия читателем письменного сообщения.
Собственно, главный совет для начинающего публициста - писать. У журналистов на этот счет есть такой совет: «Нужно расписаться». Со временем оттачивается техника, появляется чувство языка, а в уже опубликованном материале легче заметить то, что не удалось сделать или не было учтено в подготовке предыдущей рукописи.
Размещение материала на полосе, выделение его кусков для «поплавков» (информации, очерченной рамкой), определение частей текста для выделения подчеркиванием, цветовыми оттенками и т.п., как и подбор шрифтов для статьи - это работа ответственного секретаря и верстальщика.
Некоторые хитрости и шероховатости сотрудничества психолога со СМИ
Практический психолог задумал опубликовать свой материал в местной газете, но там предложили поправить одно, другое и после нескольких таких попыток, как правило, у начинающего публициста инициатива иссякает. Поэтому несколько советов для начинающих.
Хочешь, что бы напечатали - подготовь рукопись полностью. Это значит, что рукопись должна быть отпечатана на машинке или компьютере с учетом количества знаков в колонке. Обычно колонка имеет 24 знака, включая пробелы и знаки препинания. Допускается печать рукописи в полторы и две колонки. Так легче считать строки. Любой материал в газетах размещается с учетом строк. Лучше всего большой текст разбить на небольшие куски с подзаголовками. Такой текст легче читать и удобнее сокращать без существенных потерь для авторского замысла. Использование компьютера облегчает подготовку рукописи к печати и, вероятно, сегодня уже нет газеты без такой техники.
Работай с одним сотрудником. Обычно журналист начинает специализироваться на каком-либо одном направлении работы. Это выражается во владении темой. Работая с одним корреспондентом, легче понять круг его интересов и пристрастий. При всем внешнем дружелюбии и доброжелательности корреспондентов СМИ внутри корпорации отношения могут быть натянутыми. Нередко одни сотрудники стараются перехватить материал другого, а уж умыкнуть внешних авторов - это из серии культивируемых внутри корпорации «плюсов», своеобразное свидетельство мастерства. От смены сотрудника автор вряд ли выигрывает: натягиваются отношения с прежним корреспондентом и не исключена полнейшая некомпетентность в вашей теме новой «акулы пера».
Настаивай на своем праве увидеть правку. Как правило, солидные издания, и порядочные сотрудники СМИ обычно сами предлагают перед отправкой в печать вычитать правку рукописи автору. Процедура для «писателя» не совсем приятная: он же не «читатель». Не выпускайте инициативы из своих рук, сколь неудобна и утомительна не была бы эта читка, а то однажды может наступить такой момент, когда в печать пойдет материал далеко отличный от вашего замысла. После того как материал (статья, заметка, эссе) увидел свет - что-либо поправить будет уже не возможно, а читатель ассоциирует его с вашим именем, а не с виновником брака. Современные информационные технологии, особенно при размещении материала на некоторых сайтах (On-line), позволяют произвести авторскую правку после опубликования.
Одна тема - одна статья. В периодических изданиях типа газет информация живет не намного дольше самой бумаги, на которой ее разместили. Поэтому, все, что было необходимо сказать - нужно изложить на этой странице, в этом номере. В газетах не рекомендуется давать материал с продолжением. Большая часть ваших читателей увидит такое продолжение либо как новую статью без начала, либо не прочтет продолжения. Другое дело журналы. В большинстве случаев их по старинке хранят. Еще большие возможности в плане возвращения к напечатанному ранее материалу имеют web-сайты с постоянным или долговременным хранением информации.
Сделай выбор: идея (мысль) или авторство. Небольшой по объему материал может быть размещен и без вашей фамилии. Это делается порой из простого соображения, чтобы не платить гонорар. Если для вас важна сама по себе представленная в материале информация - соглашайтесь на это, тем более что расценки для внешкорров у провинциальных газет мизерные. Если заметка необходима для отчетности - настаивайте на указание вашего авторства. Такие моменты обычно оговариваются заранее.
Корреспондент тоже хочет есть. Как показывает практика, один из самых распространенных способов взаимодействия со СМИ - это интервью. Авторство в интервью принадлежит и корреспонденту, и тому, у кого его берут. Только оплата разная. Корреспондент провинциальных СМИ получает гонорар за интервью полностью, тогда как за статью автора только подготовленное к печати количество строк входит в его «отработку». Обычно сотрудник издания оформляет интервью как «записано тем то», но в провинциальных газетах могут оформлять материал, как только авторство корреспондента. При составлении собственного списка публицистических работ для отчета - исправьте эту ошибку. В целях творческого альянса сотрудничество психолога и корреспондента в рамках интервью вполне целесообразно.
Запасись еще одним «именем». Авторский публицистический псевдоним это не только возможность остаться до какого-то времени инкогнито, но и возможность подключения «эффекта нового автора». От частого употребления затираются не только монеты, но и имена. Употребление псевдонима уместно при обсуждении некоторых тем, по которым не может быть однозначного мнения. В разряд таких тем попадают материалы по вопросам полового воспитания детей. Целесообразно использование псевдонима и в случае освещения тематики, выходящей за рамки непосредственных функциональных обязанностей. Например, психолог детского сада излагает свою, порой и очень компетентную, точку зрения по вопросу неуспеваемости детей в школе. Большинство читателей, знающих его как психолога детского сада, вряд ли смогут переступить через стереотип собственного восприятия такой «фиксированной компетентности», и материал потеряет в эффективности воздействия. Аналогично и в ситуации, когда известный специалист-психолог, не состоя в браке и не имея собственных детей, пишет о психологии воспитания детей в семье. Если информация важная, затрагивающая чьи-то интересы - этичнее подавать ее «с открытым забралом», то есть, указав свое настоящее имя. Если будет допущена грубая ошибка, влекущая гражданско-правовую ответственность - псевдоним все равно не спасет.
Плагиат - свидетельство ценности. Предлагая рукопись СМИ, в случае проволочек или ее отклонения - заберите ее обратно. Совсем не исключено, что вас рассчитывают «кинуть»: материал (или идея) представляет определенную ценность для самого корреспондента. Конечно, если редакция находится в другом населенном пункте - она не будет высылать рукописи автору. Хотя, как показывает мой личный опыт, уважающие себя издания, будь то газеты или журналы, возвращают иногороднему автору даже отклоненные материалы с соответствующей рецензией или объяснением. Все зависит от внутри корпоративной политики издания. Нередко материал может появиться позднее без вашего согласия либо без фамилии или с другой фамилией (или с чужим псевдонимом) - произошел самый обычный плагиат. Конечно, это утешает мало, но ваш материал представлял определенную ценность.
Журналист - не специалист-психолог. В провинциальных СМИ профессиональный журналист - явление редкое. Даже при сегодняшних возможностях получения высшего образования без отрыва от основной работы. В любом случае, профессиональные психологи среди них - явление весьма редкое. Часто на корреспондентских должностях в провинциальных СМИ работают лица с педагогическим образованием (учителя-словесники). Такие люди, прошедшие мимо школы, порой считают, что уж что-что, а психологию они знают лучше вас. Да и современные факультеты журналистики не готовят специалиста по всем областям знания. Зачастую психология воспринимается многими людьми как очень доступная область деятельности, где специальная подготовка не требуется. Журналисты не исключение. Стоит это помнить при сотрудничестве со СМИ. Любой ваш материал может быть попросту испорчен, если вы всецело доверитесь «работнику пера и линейки-строкомера» (Сегодня большинство газетных работников уже не помнят, что это такое, поскольку верстка осуществляется компьютером – Л.Ч.). Сегодня за деятельностью СМИ нет ни идеологического, ни профессионального контроля, как это осуществлялось полтора-два десятилетия назад. И если публикацию некоторой информации, эрозирующей психологическое знание у населения, можно объяснить, то другая - это просто некомпетентность журналиста.
Целесообразнее строить взаимодействия психолога со СМИ, исходя из «принципа здорового прагматизма»: сотрудничать с теми изданиями, где меньше правят и/или где больше платят.
При взаимодействии со средствами массовой информации, прежде всего, общаются с людьми там работающими. Представления о психологии, о функциях и задачах этой сферы практической деятельности у сотрудников СМИ во многом отличны от таковых у самих психологов. Этим, в частности, объясняются факты работы в СМИ (газетах, журналах, телевидении, Интернете) астрологов и рецидивы «кашпировщины». Если в своем большинстве профессиональные психологи понимают такие сеансы психотерапии без обратной связи как проявление некомпетентности или профессиональной халатности, то, как раз, такая модель работы психолога в СМИ для самих их сотрудников является наиболее приемлемой и одобряемой. У журналистов своеобразное отношение к обратной связи: любую информацию извне и любого качества отзыв на свои публикации они зачастую воспринимают как собственное профессиональное достижение. Успех А. Чумака и А. Кашпировского в СМИ был обусловлен не только отсутствием у представителей СМИ необходимых знаний по психологии и психотерапии, но и действием установки «четвертая власть».
Из опыта психологического просвещения черногорских психологов
Одной из разновидностей психологического просвещения являются публицистические выступления практического психолога и врача-психотерапевта в средствах массовой информации (СМИ). Материалы, помещаемые специалистами в «печатных» СМИ, представляют для любого исследователя особую ценность по сравнению с таковыми, но устными выступлениями или даже трансляцией беседы по телевидению. Печатные материалы легко фиксируются, накапливаются, их можно легко анализировать и изучать.
У практических психологов г. Черногорска (Республика Хакасия) накоплен значительный опыт в плане сотрудничества с печатными (газетными) изданиями. Первое обобщение некоторых аспектов этого вида работы, где анализировался опыт П.П., было сделано ранее (Л.Ф. Чупров, 1997; 2001) [9; 10; 11]. Данное сообщение собственно подводит своеобразный итог, ограниченный деятельностью городской психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК): от периода, предшествовавшего ее созданию (19 сентября
В Черногорске две газеты. Первая - это газета ЧР, основанная еще в
Предыстория газетной публицистики черногорских психологов довольно прозаична. В городских и республиканских СМИ в период с 1984 по 1993 гг. были напечатаны всего три публицистические работы по психологии [12]. Собственно психологического просвещения через СМИ в тот период почти не велось. Приоритет в изложении психолого-педагогической проблематики принадлежал педагогам - преподавателям АГПИ (Абаканского государственного педагогического института), доцентам Б.М. Ховратовичу и А.Н. Швецову. Отдавая должное этим преподавателям кафедры педагогики и психологии АГПИ, следует отметить и тот факт, что именно они были лидерами в плане научных и методических публикаций.
Второе место принадлежало представителям партийного аппарата. И первые, и вторые выступали в СМИ по вопросам нравственного и коммунистического воспитания подрастающего поколения. Психологические вопросы освещались лишь как вспомогательные, объясняющие рассматриваемые педагогические явления, хотя ссылки и цитирования ведущих ученых-психологов были не всегда корректны. Занятие практической психологией и преподавание учебного курса по психологии в АГПИ были в тот период времени делом весьма не престижным. Научная работа в области психологии вообще вызывала определенное подозрение, и поэтому даже остепененные преподаватели психологии (кандидаты педагогических наук) старались свои крайне редкие публикации в виде тезисов выполнять по педагогической тематике или методике преподавания психологии в ВУЗе. Не способствовала такому просвещению и политика Хакасского отделения общества «Знание» РСФСР. В методическую работу засчитывались только лекции на предприятиях, перед рабочей общественностью. Тем не менее, уже на пороге систематической работы психологов в школе, преподаватели кафедры педагогики и психологии АГПИ осуществляли такую психологическую просветительскую работу (Л. Ф. Чупров, 1982). В ней, в частности, был использован и накопленный ранее опыт санитарного просвещения (Л. Ф. Чупров, 1981) [8].
Начало официального разрешения в Хакасии практической психологической деятельности вызвало «первый поход в народ» преподавателей только что созданной в июне
Фактически активное сотрудничество со СМИ и, в частности с ЧР, у практических психологов Черногорска начинается именно с этого времени, т.е. с
Сегодня, если судить о технологии работы с общественностью региональных СМИ - это уже не площадка для размещения информации из того, что называют «сеять разумное, вечное, доброе». Интернет, во-первых, мало подконтролен местным администраторам, во-вторых, используется лишь для рекламы услуг в том числе психологических, для рекламы книг и т.п., но Интернет - как ресурс распространения психологических знаний - это целина.
Начинается период «пробы пера» в Интернете. В первую очередь были оцифрованы некоторые из прежних публикаций, появились и новые эссе и материалы.
Заключение
При проведении любого публичного выступления необходимо соблюдать этико-педагогический такт. Успешность и результативность мероприятия по П.П. зависят в первую очередь от авторитета психолога, учета им основных характеристик субъекта-реципиента информации (возраст, образование, интересы, наличие бытового и культурного опыта) и владения психологом адресуемым для восприятия и усвоения субъекта-реципиента материалом. Таким образом, в данном сообщении представлены определение П.П. как варианта педагогической работы, его задачи, содержание, формы, средства и т.п. Вопрос же о его самостоятельности как направления в деятельности практического психолога или составной части психопрофилактической работы остается открытым, но это (т.е. место в системе) не существенно в плане реализации общей задачи практической психологии по психологизации микро- и макросоциума, повышения психологической культуры населения. В конечном итоге П.П. – это возделывание пашни, на которой будут всходить побеги, приносящие плоды реальной психологической помощи.