[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] Профессиональная система ценностей социального работника
Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Профессиональная система ценностей социального работника

Среди различных видов деятельности человека особое место занимает профессионально-трудовая, которая образует основную форму активности субъекта. Успешность трудовой деятельности во многом зависит от "деятельностно-смыслового единства", которое заключается в совпадении ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектов деятельности [9]. Наличие этого единства приобретает большое значение, когда речь идет о профессиональной деятельности в сфере "человек-человек", поскольку для данного вида профессий предметом трудовой деятельности выступает человеческая личность.

Одним из представителей профессиональной деятельности типа "человек-человек" является профессия социального работника. Профессия социального работника получила распространение в нашей стране в 1991 г. Появление новой профессии связано, прежде всего, с переменами, произошедшими в российском обществе, которые привели к распаду прежних систем социального обеспечения и социальной защиты. Существовавшие ранее учреждения оказались не в состоянии обеспечить экономическую, социальную и психологическую безопасность. К началу 90-х годов назрела необходимость поиска новых путей, способных удовлетворить потребности населения в социальной поддержке и защите. Очень ценным в связи с этим оказался опыт стран Западной Европы и США по оказанию социальной помощи и опеки. В этих странах одним из главных способов реагирования общества на новую социальную ситуацию является социальная работа на профессиональном уровне. Конечно, и прежде были люди и организации, которые неформально и формально помогали другим. Но они действовали разобщенно, несогласованно и поэтому не всегда эффективно. Ш. Рамон и Р. Сарри считают, что "уникальность социальной работы заключается в том, что помощь конкретному человеку оказывается путем объединения, формирования равновесия всех психосоциальных уровней его существования" [3, с.8]. Это под силу только профессиональным социальным работникам, выступающим в роли посредников между клиентом и государством.

Существует множество определений социальной работы. Р. Сарри дает такое определение: "Социальная работа - это профессия, целью которой является обеспечение и восстановление полноценного взаимодействия отдельных людей и общества ради улучшения качества жизни каждого" [6, с.60]. П.Д. Павленок рассматривает социальную работу как деятельность в узком и широком смыслах. В узком смысле социальная работа - это такая деятельность, которая помогает людям, организациям осознать трудности (личные, социальные и ситуативные) и преодолеть их благодаря поддержке, защите, коррекции и реабилитации. В широком смысле социальная работа определяется как особый вид деятельности, направленный на решение социальных проблем отдельных личностей, слоев и групп, на создание условий, которые благоприятствуют восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию [4, с.13]. Г. Бернлер и Л. Юнссон трактуют социальную работу как одну из форм работы, направленную на достижение общественных изменений [1, с.46]. Они выделяют такие виды социальной работы:

  1. Индивидуальная и семейная социальная работа (индивидуальная психотерапия).
  2. Групповая социальная работа.
  3. Общественная работа (работа с сообществом, на макроуровне).
  4. Социальное администрирование и планирование.

Социальная работа - это интегрированный, универсальный вид деятельности. Целью социальной работы является удовлетворение социально гарантированных интересов и потребностей различных слоев населения. Специфика социальной работы заключается в том, что:

1) социальные работники имеют дело с людьми из разных социальных групп;

2) сталкиваются с разными сферами жизни человека и общества - медициной, правосудием, системой образования, планированием семьи, финансовыми программами, с проблемами трудоустройства и др. [7];

3) социальные работники и клиенты находятся в неравных отношениях с точки зрения власти - клиент зависит от работника [5];

4) в социальной работе очень важны такие ценности, как достоинство, социальная справедливость, самоопределение, удовлетворение основных человеческих потребностей [6].

Социальная работа - это и один из сложных инструментов социального контроля. Она позволяет осуществлять социальный контроль различными способами - от принудительного отлучения детей от родителей и рекомендаций относительно помещения людей в психиатрическую клинику до психологического воздействия на людей с целью изменить их взгляды на себя и на других.

На успешность трудовой деятельности, в том числе и социального работника, большое влияние оказывает уровень сформированности профессиональной системы ценностей индивида. Профессиональные ценности можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, под профессиональными ценностями можно понимать ориентацию личности на профессиональную деятельность, на ценность профессиональной деятельности как таковой (в отличие от других видов деятельности - досуга, быта). Во-вторых, профессиональные ценности можно рассматривать с точки зрения ценностей конкретной профессии. Так, для социальной работы профессиональными являются ценности гуманизма, альтруизма, самоопределения, социальной справедливости и др.

По мнению Ш. Рамона, ядро социальной работы составляют такие ценности, как:
  • право индивидов на поддержку со стороны своего ближайшего окружения и общества в целом в тех случаях, когда они сталкиваются с жизненными трудностями и невзгодами;
  • право на уважение собственного человеческого достоинства;
  • право на самоопределение в той мере, в какой это не создает угрозы собственной личности или окружающим;
  • право на ошибку;
  • ответственность индивидов за свои действия;
  • право на самореализацию своих потенциальных возможностей [2, с.10].

Р. Сарри подчеркивает значение таких ценностей, как "гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, антидискриминация и честность в профессиональной деятельности" [6, с.61].

Шанти К. Хиндука считает, что социальные работники должны разделять такие ценности, как:

  • человеческое достоинство;
  • социальная справедливость;
  • поддержка неимущих и наиболее уязвимых слоев;
  • стремление к мирному сосуществованию;
  • добрую волю [7, с.14].

Основной ценностью социальной работы Ш. Рамон считает ценность самоопределения. И если руководствоваться данной ценностью, необходимо стремиться к сотрудничеству между профессионалами и клиентами, важным условием которого является знание мнения клиента о воздействии [5, с.31]. При этом Р. Сойер справедливо предложил считать "право на ошибку" частью ценности самоопределения [10].

Н.Б. Шмелева под ценностями социальной работы понимает ведущую потребность – "служить своей профессией на благо окружающих, которая ориентирует профессионально-личностную активность социального работника в достижении этой гуманной цели" [8, с.115-116]. Она выделяет три взаимосвязанные группы ценностей деятельности социального работника, последовательно усваиваемые в ходе профессионального обучения:

  1. ценности, отражающие альтруистический характер деятельности - помощь другому, нуждающемуся в твоей поддержке, слабо защищенному человеку;
  2. ценности этической ответственности перед профессией – отстаивание и защиты достоинства и целостности профессии, развитие этических норм, знаний и миссии социальной работы;
  3. ценности, связанные с потребностью самореализации, самоутверждения и самосовершенствования личности социального работника, достижение профессионализма деятельности [8, с.115-117].

Из разработанного М. Рокичем списка ценностей, нами было выделено 7 терминальных и 7 инструментальных ценностей, свойственных профессиональным ценностям социальных работников. В терминальные "профессиональные" ценности были включены:

  1. Активная деятельная жизнь – полнота и эмоциональная насыщенность жизни.
  2. Интересная работа.
  3. Познание – возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие.
  4. Продуктивная жизнь – максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей.
  5. Развитие – работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование.
  6. Счастье других – благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом.
  7. Творчество – возможность творческой деятельности.

К инструментальным "профессиональным" ценностям мы отнесли следующие:

  1. Жизнерадостность – чувство юмора.
  2. Ответственность – чувство долга, умение держать слово.
  3. Терпимость – к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения.
  4. Честность – правдивость, искренность.
  5. Чуткость – заботливость.
  6. Широта взглядов – умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки.
  7. Эффективность в делах – трудолюбие, продуктивность в работе.

Для изучения системы ценностей социальных работников нами было проведено экспериментальное исследование. В исследовании приняло участие 58 социальных работников Управления социальной защиты города Кемерово. Из них – 96,55% женского пола, 3,45% - мужского пола. Средний возраст испытуемых составил 41,43 полных лет.

В ходе исследования мы разбили социальных работников на две группы. В первую группу вошли менеджеры, то есть руководители, организаторы социальной работы, во вторую – непосредственно социальные работники, их условно можно назвать практическими социальными работниками.

Группа менеджеров социальной работы получила условное название "группа 1", соответственно практические социальные работники вошли в "группу 2".

Для проверки уровня развития профессиональной системы ценностей социальных работников нами использовалась методика М. Рокича.

Анализ достоверности различий позволяет сравнить близость обобщенных иерархий двух групп (табл. 1).

Ведущие ранги в иерархии терминальных ценностей социальных работников первой группы занимают ценности личной жизни и ценности профессиональной самореализации: здоровье (физическое и психическое); интересная работа; наличие хороших и верных друзей; любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); счастливая семейная жизнь; познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие). Далее следуют индивидуальные ценности: активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) и абстрактные ценности: развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей). В нижней части иерархии ценностей первой группы социальных работников расположились пассивные ценности: жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве). Замыкают иерархию ценностей первой группы: творчество (возможность творческой деятельности); счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) и развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей).

Таким образом, в иерархии ценностных ориентаций социальных работников первой группы условно можно выделить несколько содержательных блоков ценностей, образующих последовательность: ценности личной жизни; ценности профессиональной самореализации; индивидуальные ценности; абстрактные ценности; пассивные ценности. Ведущие ранги среди этих блоков принадлежат ценностям личной жизни и ценностям профессионального самоопределения.

 Таблица 1

Групповая иерархия терминальных ценностей в исследуемых группах

№ п/п

Ценности

Группа

t

р

1

2

ср.

ранг

гр.

ранг

cр.

ранг

гр.

ранг

1

Здоровье

5,10±0,91

1

3,17±0,67

1

1,69

0,0954

2

Интересная работа

5,34±0,71

2

7,06±0,70

7

-1,51

0,1357

3

Наличие верных друзей

6,31±0,58

3

6,44±0,56

5

-0,16

0,8667

4

Любовь

6,75±0,89

4

4,55±0,74

2

1,89

0,0629

5

Счастливая семейная жизнь

7,17±0,99

5

5,93±0,87

3

0,93

0,3539

6

Познание

8,72±0,82

6

12,00±0,63

14

-3,14

0,0026

7

Активная деятельная жизнь

8,75±0,82

7

6,86±0,85

6

1,42

0,1607

8

Материально обеспеченная жизнь

8,82±1,00

8

6,31±0,70

4

2,05

0,0447

9

Уверенность в себе

9,06±0,68

9

9,17±0,83

8

-0,09

0,9243

10

Развитие

9,41±0,81

10

10,89±0,84

10

-1,26

0,2115

11

Свобода

9,51±0,82

11

12,89±0,74

16

-3,04

0,0035

12

Продуктивная жизнь

10,27±0,91

12

11,34±0,56

12

-0,99

0,3258

13

Жизненная мудрость

10,41±0,89

13

9,31±0,78

9

0,92

0,3568

14

Общественное признание

11,55±0,86

14

10,93±0,71

11

0,55

0,5821

15

Красота природы и искусства

11,89±0,79

15

11,82±0,92

13

0,05

0,9550

16

Творчество

12,82±0,79

16

15,20±0,47

18

-2,57

0,0126

17

Счастье других

13,34±0,88

17

12,31±0,89

15

0,81

0,4161

18

Развлечения

15,41±0,58

18

14,37±0,64

17

1,19

0,2383

Следовательно, для первой группы социальных работников эти ценности являются предпочитаемыми.

Для второй группы среди терминальных ценностей ведущими являются ценности личной жизни и индивидуальные ценности: здоровье; любовь; счастливая семейная жизнь; материально обеспеченная жизнь; наличие хороших и верных друзей; активная деятельная жизнь. Следующий блок ценностей можно обозначить как ценности профессиональной самореализации и пассивные ценности: интересная работа; уверенность в себе; жизненная мудрость; развитие; общественное признание; продуктивная жизнь; красота природы и искусства; познание; счастье других. Последние ранги получили такие ценности, как свобода, развлечения, творчество.

Статистически значимые различия в иерархиях ценностных ориентаций двух групп наблюдаются по таким ценностям, как познание (р = 0,0026), материально обеспеченная жизнь (р = 0,0447) и творчество (р = 0,0126). При этом значимость ценностей познания и творчества, которые входят в первый блок профессиональных ценностей социального работника, выше у испытуемых первой группы по сравнению со второй группой.

Анализ групповых иерархий инструментальных ценностей также выявил достоверные различия между группами (табл. 2).

Ведущие ранги в иерархии инструментальных ценностей социальных работников первой группы принадлежат ценностям профессиональной самореализации и альтруистическим ценностям: честность (правдивость, искренность); ответственность (чувство долга, умение держать слово); образованность (широта знаний, высокая общая культура); исполнительность (дисциплинированность); чуткость (заботливость); терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения). Можно выделить следующий блок ценностей: ценности самоутверждения и ценности межличностного общения - самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); воспитанность (хорошие манеры); широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); жизнерадостность (чувство юмора); аккуратность, чистоплотность (умение содержать в порядке вещи, порядок в делах); эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов; твердая воля (умение настоять на своем, не уступать перед трудностями). Завершают иерархию инструментальных ценностей социальных работников первой группы рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); непримиримость к недостаткам в себе и других; высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания).

 Таблица 2

Групповая иерархия инструментальных ценностей в исследуемых группах

№ п/п

Ценности

Группа

t

р

1

2

ср.

ранг

гр.

ранг

ср.

ранг

гр.

ранг

1

Честность

4,48±0,77

1

4,55±0,78

1

-0,06

0,9505

2

Ответственность

5,20±0,67

2

6,03±0,75

2

-0,81

0,4158

3

Образованность

6,86±0,90

3

8,65±1,01

7

-1,31

0,1930

4

Исполнительность

8,27±0,83

4

8,00±0,77

6

0,24

0,8090

5

Чуткость

8,44±0,96

5

6,89±0,87

4

1,19

0,2389

6

Терпимость

8,65±0,93

6

8,89±0,95

8

-0,17

0,8579

7

Самоконтроль

8,75±0,83

7

9,34±0,79

10

-0,50

0,6128

8

Воспитанность

9,03±0,90

8

6,20±0,74

3

2,40

0,0194

9

Широта взглядов

9,13±0,93

9

10,68±0,86

12

-1,21

0,2293

10

Независимость

9,65±0,87

10

11,82±0,84

15

-1,78

0,0799

11

Жизнерадостность

9,79±0,94

11

9,10±0,88

9

0,53

0,5953

12

Аккуратность, чистоплотность

9,93±0,89

12

7,31±0,79

5

2,19

0,0325

13

Эффективность в делах

10,06±0,80

13

10,93±0,84

14

-0,73

0,4627

14

Смелость в отстаивании

своих взглядов

10,24±0,70

14

10,89±0,64

13

-0,68

0,4965

15

Твердая воля

11,34±0,82

15

9,93±0,88

11

1,16

0,2471

16

Рационализм

11,44±0,72

16

11,89±0,82

16

-0,40

0,6844

17

Непримиримость к недостаткам в себе и других

13,82±0,79

17

13,96±0,72

17

-0,12

0,8985

18

Высокие запросы

14,93±0,95

18

15,13±0,86

18

-0,16

0,8732

Таким образом, ведущими инструментальными ценностями для социальных работников первой группы являются ценности профессиональной самореализации и альтруистические ценности.

Инструментальные ценностные предпочтения второй группы расположились в несколько ином порядке. Ведущие позиции заняли ценности межличностного общения и ценности профессиональной самореализации: честность; ответственность; воспитанность; чуткость; аккуратность, чистоплотность; исполнительность. Далее следует два блока ценностей – это индивидуалистические ценности и альтруистические ценности: образованность; терпимость; жизнерадостность; самоконтроль; твердая воля; широта взглядов; смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов; эффективность в делах; независимость. Завершают иерархию инструментальных ценностей социальных работников второй группы рационализм, непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы.

Анализ ценностных предпочтений выявил различия в системах ценностей двух групп. В первой группе социальных работников в системе ценностных ориентаций одну из ведущих ролей играют ценности профессиональной самореализации, которые реализуются за счет альтруистических и профессиональных ценностей. Если учесть, что инструментальные ценности (ценности-средства) являются средствами достижения терминальных ценностей (ценностей-целей), то профессиональная система ценностей социальных работников определяется стремлением к интересной работе, познанию, которые, в свою очередь, достигаются и реализуются посредством честности, ответственности, образованности (широты знаний, высокой общей культурой), исполнительности, чуткости и терпимости к взглядам и мнениям других людей.

Для второй группы ведущими ценностями являются ценности личной жизни и индивидуальные ценности, которые достигаются посредством ценностей межличностного общения и ценностей профессиональной самореализации.

Исходя из приведенных данных, необходимо отметить, что у социальных работников первой группы в индивидуальной ценностной системе преобладают выделенные нами два блока профессиональных ценностей социальной работы. В первый блок вошли такие терминальные ценности, как интересная работа и познание. Второй блок составили следующие инструментальные ценности: честность, ответственность, чуткость и терпимость.

У социальных работников второй группы в индивидуальной ценностной системе профессиональные ценности социальной работы расположились иным образом. В первый блок вошла ценность "активная деятельная жизнь", которая не является приоритетной в системе ценностей социальных работников второй группы. Второй блок составили такие ценности, как честность, ответственность и чуткость, занимающие верхние позиции в ценностной иерархии. Следовательно, у социальных работников второй группы профессиональная система ценностей носит инструментальный характер, т.е. инструментальные ценности (ценности-средства) являются преобладающими в профессиональной системе ценностей, тогда как терминальные ценности (ценности-цели), которые определяют направленность деятельности индивида на те или иные цели, носят индивидуальный, личностный характер.

Существенные различия в системах ценностей между двумя группами социальных работников связаны, на наш взгляд, во-первых, с обнаруженной разницей в стаже профессиональной деятельности: средний показатель стажа профессиональной деятельности первой группы равен 9,34 года, второй – 3,55 лет (р = 0,0017) и во-вторых, со спецификой их деятельности: первую группу составляют управленцы, которые определяют основные цели деятельности, вторую группу – непосредственные исполнители, которые реализуют поставленные цели.

Таким образом, система ценностей социальных работников первой группы включает в себя профессиональные ценности терминального и инструментального характера, тогда как в системе ценностей социальных работников второй группы профессиональные ценности носят только инструментальный характер.

Литература
  1. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М., 1992. 342 с.
    Обучение практике социальной работы. Международный взгляд и перспективы / Под ред. М. Доэла и С. Шардлоу; Пер. с англ. под. ред. Ю.Б. Шапиро М.: Аспект Пресс. 1997. 223 с.
  2. Обучение социальной работе: преемственность и инновации /Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996. 157 с.
  3. Павленок П.Д. Введение в профессию "Социальная работа". Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998. 174 с.
  4. Рамон Ш. Исследование и обучение с точки зрения перспектив клиентов и опекунов / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 29 - 44.
  5. Сарри Р. Отбор студентов и обучение их социальной работе / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996. С.59 - 69.
  6. Хиндука Ш.К. О возможных путях развития системы подготовки социальных работников в России / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1996. С.13-28.
  7. Шмелева Н.Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника // Российский журнал социальной работы. 1997. №1. С. 115-124.
  8. Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе // Вопр. психол. 1995. № 4. С. 50-56.
  9. Soyer, R. The Right to Fail. In: McDermott J.(ed.) Self Determination in Social Work. Routledge. London, 1975.


Deprecated: Function split() is deprecated in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/djem.php on line 778

Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/djem.php on line 686

Fatal error: Call to a member function Get() on a non-object in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/service_bar.php on line 38
 
Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона видео 22 февраля 2023

Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона

Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Все медиа-обзоры  |  RSS