Среди различных видов деятельности человека особое место занимает профессионально-трудовая, которая образует основную форму активности субъекта. Успешность трудовой деятельности во многом зависит от "деятельностно-смыслового единства", которое заключается в совпадении ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектов деятельности [9]. Наличие этого единства приобретает большое значение, когда речь идет о профессиональной деятельности в сфере "человек-человек", поскольку для данного вида профессий предметом трудовой деятельности выступает человеческая личность.
Одним из представителей профессиональной деятельности типа "человек-человек" является профессия социального работника. Профессия социального работника получила распространение в нашей стране в 1991 г. Появление новой профессии связано, прежде всего, с переменами, произошедшими в российском обществе, которые привели к распаду прежних систем социального обеспечения и социальной защиты. Существовавшие ранее учреждения оказались не в состоянии обеспечить экономическую, социальную и психологическую безопасность. К началу 90-х годов назрела необходимость поиска новых путей, способных удовлетворить потребности населения в социальной поддержке и защите. Очень ценным в связи с этим оказался опыт стран Западной Европы и США по оказанию социальной помощи и опеки. В этих странах одним из главных способов реагирования общества на новую социальную ситуацию является социальная работа на профессиональном уровне. Конечно, и прежде были люди и организации, которые неформально и формально помогали другим. Но они действовали разобщенно, несогласованно и поэтому не всегда эффективно. Ш. Рамон и Р. Сарри считают, что "уникальность социальной работы заключается в том, что помощь конкретному человеку оказывается путем объединения, формирования равновесия всех психосоциальных уровней его существования" [3, с.8]. Это под силу только профессиональным социальным работникам, выступающим в роли посредников между клиентом и государством.
Существует множество определений социальной работы. Р. Сарри дает такое определение: "Социальная работа - это профессия, целью которой является обеспечение и восстановление полноценного взаимодействия отдельных людей и общества ради улучшения качества жизни каждого" [6, с.60]. П.Д. Павленок рассматривает социальную работу как деятельность в узком и широком смыслах. В узком смысле социальная работа - это такая деятельность, которая помогает людям, организациям осознать трудности (личные, социальные и ситуативные) и преодолеть их благодаря поддержке, защите, коррекции и реабилитации. В широком смысле социальная работа определяется как особый вид деятельности, направленный на решение социальных проблем отдельных личностей, слоев и групп, на создание условий, которые благоприятствуют восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию [4, с.13]. Г. Бернлер и Л. Юнссон трактуют социальную работу как одну из форм работы, направленную на достижение общественных изменений [1, с.46]. Они выделяют такие виды социальной работы:
- Индивидуальная и семейная социальная работа (индивидуальная психотерапия).
- Групповая социальная работа.
- Общественная работа (работа с сообществом, на макроуровне).
- Социальное администрирование и планирование.
Социальная работа - это интегрированный, универсальный вид деятельности. Целью социальной работы является удовлетворение социально гарантированных интересов и потребностей различных слоев населения. Специфика социальной работы заключается в том, что:
1) социальные работники имеют дело с людьми из разных социальных групп;
2) сталкиваются с разными сферами жизни человека и общества - медициной, правосудием, системой образования, планированием семьи, финансовыми программами, с проблемами трудоустройства и др. [7];
3) социальные работники и клиенты находятся в неравных отношениях с точки зрения власти - клиент зависит от работника [5];
4) в социальной работе очень важны такие ценности, как достоинство, социальная справедливость, самоопределение, удовлетворение основных человеческих потребностей [6].
Социальная работа - это и один из сложных инструментов социального контроля. Она позволяет осуществлять социальный контроль различными способами - от принудительного отлучения детей от родителей и рекомендаций относительно помещения людей в психиатрическую клинику до психологического воздействия на людей с целью изменить их взгляды на себя и на других.
На успешность трудовой деятельности, в том числе и социального работника, большое влияние оказывает уровень сформированности профессиональной системы ценностей индивида. Профессиональные ценности можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, под профессиональными ценностями можно понимать ориентацию личности на профессиональную деятельность, на ценность профессиональной деятельности как таковой (в отличие от других видов деятельности - досуга, быта). Во-вторых, профессиональные ценности можно рассматривать с точки зрения ценностей конкретной профессии. Так, для социальной работы профессиональными являются ценности гуманизма, альтруизма, самоопределения, социальной справедливости и др.
По мнению Ш. Рамона, ядро социальной работы составляют такие ценности, как:-
право индивидов на поддержку со стороны своего ближайшего окружения и общества в целом в тех случаях, когда они сталкиваются с жизненными трудностями и невзгодами;
-
право на уважение собственного человеческого достоинства;
-
право на самоопределение в той мере, в какой это не создает угрозы собственной личности или окружающим;
-
право на ошибку;
-
ответственность индивидов за свои действия;
-
право на самореализацию своих потенциальных возможностей [2, с.10].
Р. Сарри подчеркивает значение таких ценностей, как "гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, антидискриминация и честность в профессиональной деятельности" [6, с.61].
Шанти К. Хиндука считает, что социальные работники должны разделять такие ценности, как:
- человеческое достоинство;
- социальная справедливость;
- поддержка неимущих и наиболее уязвимых слоев;
- стремление к мирному сосуществованию;
- добрую волю [7, с.14].
Основной ценностью социальной работы Ш. Рамон считает ценность самоопределения. И если руководствоваться данной ценностью, необходимо стремиться к сотрудничеству между профессионалами и клиентами, важным условием которого является знание мнения клиента о воздействии [5, с.31]. При этом Р. Сойер справедливо предложил считать "право на ошибку" частью ценности самоопределения [10].
Н.Б. Шмелева под ценностями социальной работы понимает ведущую потребность – "служить своей профессией на благо окружающих, которая ориентирует профессионально-личностную активность социального работника в достижении этой гуманной цели" [8, с.115-116]. Она выделяет три взаимосвязанные группы ценностей деятельности социального работника, последовательно усваиваемые в ходе профессионального обучения:
- ценности, отражающие альтруистический характер деятельности - помощь другому, нуждающемуся в твоей поддержке, слабо защищенному человеку;
- ценности этической ответственности перед профессией – отстаивание и защиты достоинства и целостности профессии, развитие этических норм, знаний и миссии социальной работы;
- ценности, связанные с потребностью самореализации, самоутверждения и самосовершенствования личности социального работника, достижение профессионализма деятельности [8, с.115-117].
Из разработанного М. Рокичем списка ценностей, нами было выделено 7 терминальных и 7 инструментальных ценностей, свойственных профессиональным ценностям социальных работников. В терминальные "профессиональные" ценности были включены:
- Активная деятельная жизнь – полнота и эмоциональная насыщенность жизни.
- Интересная работа.
- Познание – возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие.
- Продуктивная жизнь – максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей.
- Развитие – работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование.
- Счастье других – благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом.
- Творчество – возможность творческой деятельности.
К инструментальным "профессиональным" ценностям мы отнесли следующие:
- Жизнерадостность – чувство юмора.
- Ответственность – чувство долга, умение держать слово.
- Терпимость – к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения.
- Честность – правдивость, искренность.
- Чуткость – заботливость.
- Широта взглядов – умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки.
- Эффективность в делах – трудолюбие, продуктивность в работе.
Для изучения системы ценностей социальных работников нами было проведено экспериментальное исследование. В исследовании приняло участие 58 социальных работников Управления социальной защиты города Кемерово. Из них – 96,55% женского пола, 3,45% - мужского пола. Средний возраст испытуемых составил 41,43 полных лет.
В ходе исследования мы разбили социальных работников на две группы. В первую группу вошли менеджеры, то есть руководители, организаторы социальной работы, во вторую – непосредственно социальные работники, их условно можно назвать практическими социальными работниками.
Группа менеджеров социальной работы получила условное название "группа 1", соответственно практические социальные работники вошли в "группу 2".
Для проверки уровня развития профессиональной системы ценностей социальных работников нами использовалась методика М. Рокича.
Анализ достоверности различий позволяет сравнить близость обобщенных иерархий двух групп (табл. 1).
Ведущие ранги в иерархии терминальных ценностей социальных работников первой группы занимают ценности личной жизни и ценности профессиональной самореализации: здоровье (физическое и психическое); интересная работа; наличие хороших и верных друзей; любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); счастливая семейная жизнь; познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие). Далее следуют индивидуальные ценности: активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) и абстрактные ценности: развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей). В нижней части иерархии ценностей первой группы социальных работников расположились пассивные ценности: жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве). Замыкают иерархию ценностей первой группы: творчество (возможность творческой деятельности); счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) и развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей).
Таким образом, в иерархии ценностных ориентаций социальных работников первой группы условно можно выделить несколько содержательных блоков ценностей, образующих последовательность: ценности личной жизни; ценности профессиональной самореализации; индивидуальные ценности; абстрактные ценности; пассивные ценности. Ведущие ранги среди этих блоков принадлежат ценностям личной жизни и ценностям профессионального самоопределения.
Групповая иерархия терминальных ценностей в исследуемых группах
№ п/п |
Ценности |
Группа |
t |
р | |||
1 |
2 | ||||||
ср. ранг |
гр. ранг |
cр. ранг |
гр. ранг | ||||
1 |
Здоровье |
5,10±0,91 |
1 |
3,17±0,67 |
1 |
1,69 |
0,0954 |
2 |
Интересная работа |
5,34±0,71 |
2 |
7,06±0,70 |
7 |
-1,51 |
0,1357 |
3 |
Наличие верных друзей |
6,31±0,58 |
3 |
6,44±0,56 |
5 |
-0,16 |
0,8667 |
4 |
Любовь |
6,75±0,89 |
4 |
4,55±0,74 |
2 |
1,89 |
0,0629 |
5 |
Счастливая семейная жизнь |
7,17±0,99 |
5 |
5,93±0,87 |
3 |
0,93 |
0,3539 |
6 |
Познание |
8,72±0,82 |
6 |
12,00±0,63 |
14 |
-3,14 |
0,0026 |
7 |
Активная деятельная жизнь |
8,75±0,82 |
7 |
6,86±0,85 |
6 |
1,42 |
0,1607 |
8 |
Материально обеспеченная жизнь |
8,82±1,00 |
8 |
6,31±0,70 |
4 |
2,05 |
0,0447 |
9 |
Уверенность в себе |
9,06±0,68 |
9 |
9,17±0,83 |
8 |
-0,09 |
0,9243 |
10 |
Развитие |
9,41±0,81 |
10 |
10,89±0,84 |
10 |
-1,26 |
0,2115 |
11 |
Свобода |
9,51±0,82 |
11 |
12,89±0,74 |
16 |
-3,04 |
0,0035 |
12 |
Продуктивная жизнь |
10,27±0,91 |
12 |
11,34±0,56 |
12 |
-0,99 |
0,3258 |
13 |
Жизненная мудрость |
10,41±0,89 |
13 |
9,31±0,78 |
9 |
0,92 |
0,3568 |
14 |
Общественное признание |
11,55±0,86 |
14 |
10,93±0,71 |
11 |
0,55 |
0,5821 |
15 |
Красота природы и искусства |
11,89±0,79 |
15 |
11,82±0,92 |
13 |
0,05 |
0,9550 |
16 |
Творчество |
12,82±0,79 |
16 |
15,20±0,47 |
18 |
-2,57 |
0,0126 |
17 |
Счастье других |
13,34±0,88 |
17 |
12,31±0,89 |
15 |
0,81 |
0,4161 |
18 |
Развлечения |
15,41±0,58 |
18 |
14,37±0,64 |
17 |
1,19 |
0,2383 |
Следовательно, для первой группы социальных работников эти ценности являются предпочитаемыми.
Для второй группы среди терминальных ценностей ведущими являются ценности личной жизни и индивидуальные ценности: здоровье; любовь; счастливая семейная жизнь; материально обеспеченная жизнь; наличие хороших и верных друзей; активная деятельная жизнь. Следующий блок ценностей можно обозначить как ценности профессиональной самореализации и пассивные ценности: интересная работа; уверенность в себе; жизненная мудрость; развитие; общественное признание; продуктивная жизнь; красота природы и искусства; познание; счастье других. Последние ранги получили такие ценности, как свобода, развлечения, творчество.
Статистически значимые различия в иерархиях ценностных ориентаций двух групп наблюдаются по таким ценностям, как познание (р = 0,0026), материально обеспеченная жизнь (р = 0,0447) и творчество (р = 0,0126). При этом значимость ценностей познания и творчества, которые входят в первый блок профессиональных ценностей социального работника, выше у испытуемых первой группы по сравнению со второй группой.
Анализ групповых иерархий инструментальных ценностей также выявил достоверные различия между группами (табл. 2).
Ведущие ранги в иерархии инструментальных ценностей социальных работников первой группы принадлежат ценностям профессиональной самореализации и альтруистическим ценностям: честность (правдивость, искренность); ответственность (чувство долга, умение держать слово); образованность (широта знаний, высокая общая культура); исполнительность (дисциплинированность); чуткость (заботливость); терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения). Можно выделить следующий блок ценностей: ценности самоутверждения и ценности межличностного общения - самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); воспитанность (хорошие манеры); широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); жизнерадостность (чувство юмора); аккуратность, чистоплотность (умение содержать в порядке вещи, порядок в делах); эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов; твердая воля (умение настоять на своем, не уступать перед трудностями). Завершают иерархию инструментальных ценностей социальных работников первой группы рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); непримиримость к недостаткам в себе и других; высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания).Групповая иерархия инструментальных ценностей в исследуемых группах
№ п/п |
Ценности |
Группа |
t |
р | |||
1 |
2 | ||||||
ср. ранг |
гр. ранг |
ср. ранг |
гр. ранг | ||||
1 |
Честность |
4,48±0,77 |
1 |
4,55±0,78 |
1 |
-0,06 |
0,9505 |
2 |
Ответственность |
5,20±0,67 |
2 |
6,03±0,75 |
2 |
-0,81 |
0,4158 |
3 |
Образованность |
6,86±0,90 |
3 |
8,65±1,01 |
7 |
-1,31 |
0,1930 |
4 |
Исполнительность |
8,27±0,83 |
4 |
8,00±0,77 |
6 |
0,24 |
0,8090 |
5 |
Чуткость |
8,44±0,96 |
5 |
6,89±0,87 |
4 |
1,19 |
0,2389 |
6 |
Терпимость |
8,65±0,93 |
6 |
8,89±0,95 |
8 |
-0,17 |
0,8579 |
7 |
Самоконтроль |
8,75±0,83 |
7 |
9,34±0,79 |
10 |
-0,50 |
0,6128 |
8 |
Воспитанность |
9,03±0,90 |
8 |
6,20±0,74 |
3 |
2,40 |
0,0194 |
9 |
Широта взглядов |
9,13±0,93 |
9 |
10,68±0,86 |
12 |
-1,21 |
0,2293 |
10 |
Независимость |
9,65±0,87 |
10 |
11,82±0,84 |
15 |
-1,78 |
0,0799 |
11 |
Жизнерадостность |
9,79±0,94 |
11 |
9,10±0,88 |
9 |
0,53 |
0,5953 |
12 |
Аккуратность, чистоплотность |
9,93±0,89 |
12 |
7,31±0,79 |
5 |
2,19 |
0,0325 |
13 |
Эффективность в делах |
10,06±0,80 |
13 |
10,93±0,84 |
14 |
-0,73 |
0,4627 |
14 |
Смелость в отстаивании своих взглядов |
10,24±0,70 |
14 |
10,89±0,64 |
13 |
-0,68 |
0,4965 |
15 |
Твердая воля |
11,34±0,82 |
15 |
9,93±0,88 |
11 |
1,16 |
0,2471 |
16 |
Рационализм |
11,44±0,72 |
16 |
11,89±0,82 |
16 |
-0,40 |
0,6844 |
17 |
Непримиримость к недостаткам в себе и других |
13,82±0,79 |
17 |
13,96±0,72 |
17 |
-0,12 |
0,8985 |
18 |
Высокие запросы |
14,93±0,95 |
18 |
15,13±0,86 |
18 |
-0,16 |
0,8732 |
Таким образом, ведущими инструментальными ценностями для социальных работников первой группы являются ценности профессиональной самореализации и альтруистические ценности.
Инструментальные ценностные предпочтения второй группы расположились в несколько ином порядке. Ведущие позиции заняли ценности межличностного общения и ценности профессиональной самореализации: честность; ответственность; воспитанность; чуткость; аккуратность, чистоплотность; исполнительность. Далее следует два блока ценностей – это индивидуалистические ценности и альтруистические ценности: образованность; терпимость; жизнерадостность; самоконтроль; твердая воля; широта взглядов; смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов; эффективность в делах; независимость. Завершают иерархию инструментальных ценностей социальных работников второй группы рационализм, непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы.
Анализ ценностных предпочтений выявил различия в системах ценностей двух групп. В первой группе социальных работников в системе ценностных ориентаций одну из ведущих ролей играют ценности профессиональной самореализации, которые реализуются за счет альтруистических и профессиональных ценностей. Если учесть, что инструментальные ценности (ценности-средства) являются средствами достижения терминальных ценностей (ценностей-целей), то профессиональная система ценностей социальных работников определяется стремлением к интересной работе, познанию, которые, в свою очередь, достигаются и реализуются посредством честности, ответственности, образованности (широты знаний, высокой общей культурой), исполнительности, чуткости и терпимости к взглядам и мнениям других людей.
Для второй группы ведущими ценностями являются ценности личной жизни и индивидуальные ценности, которые достигаются посредством ценностей межличностного общения и ценностей профессиональной самореализации.
Исходя из приведенных данных, необходимо отметить, что у социальных работников первой группы в индивидуальной ценностной системе преобладают выделенные нами два блока профессиональных ценностей социальной работы. В первый блок вошли такие терминальные ценности, как интересная работа и познание. Второй блок составили следующие инструментальные ценности: честность, ответственность, чуткость и терпимость.
У социальных работников второй группы в индивидуальной ценностной системе профессиональные ценности социальной работы расположились иным образом. В первый блок вошла ценность "активная деятельная жизнь", которая не является приоритетной в системе ценностей социальных работников второй группы. Второй блок составили такие ценности, как честность, ответственность и чуткость, занимающие верхние позиции в ценностной иерархии. Следовательно, у социальных работников второй группы профессиональная система ценностей носит инструментальный характер, т.е. инструментальные ценности (ценности-средства) являются преобладающими в профессиональной системе ценностей, тогда как терминальные ценности (ценности-цели), которые определяют направленность деятельности индивида на те или иные цели, носят индивидуальный, личностный характер.
Существенные различия в системах ценностей между двумя группами социальных работников связаны, на наш взгляд, во-первых, с обнаруженной разницей в стаже профессиональной деятельности: средний показатель стажа профессиональной деятельности первой группы равен 9,34 года, второй – 3,55 лет (р = 0,0017) и во-вторых, со спецификой их деятельности: первую группу составляют управленцы, которые определяют основные цели деятельности, вторую группу – непосредственные исполнители, которые реализуют поставленные цели.
Таким образом, система ценностей социальных работников первой группы включает в себя профессиональные ценности терминального и инструментального характера, тогда как в системе ценностей социальных работников второй группы профессиональные ценности носят только инструментальный характер.