[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] Особенности переживания детско–родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста
Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Особенности переживания детско–родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста

Постановка проблемы

В отечественной и зарубежной психологии существует много классификаций типов семейного воспитания и соответствующих диагностических инструментов. Но практика семейного и возрастного консультирования требует анализа специфики детско-родительского взаимодействия в конкретных возрастах, а также создания моделей, учитывающих собственную активность ребенка, его субъективные переживания опыта детско-родительских отношений.

Исследование было посвящено связи особенностей детско–родительского взаимодействия с характером переживания ребенком детско–родительских отношений в дошкольном возрасте и с характеристиками родительской позиции.

Целью исследования было изучение психологических особенностей и видов детско–родительского взаимодействия в дошкольном возрасте. Необходимым условием для реализации этой цели стала разработка диагностических средств для выявления особенностей детско–родительского взаимодействия ребенка в дошкольном возрасте.

Для того чтобы операционально проверить гипотезу о связи между изучаемыми феноменами, была разработана комплексная модель детско-родительского взаимодействия. Собственная активность ребенка и его образ родителей как важнейшие факторы детско-родительских отношений. Структура взаимодействия родителя и ребенка включает следующие компоненты:

  • Мотивационно–ценностный компонент включает ведущие мотивы, ценностные ориентации, направленность личности (на себя, партнера, предмет сотрудничества)
  • Поведенческий компонент (структурирование позиций; источники и способы разрешения конфликтов; характерные приемы воздействия на партнера; характер санкций, контроля и мониторинга; способ реагирования на трудности и фрустрацию; особенности оказания помощи)
  • Когнитивный компонент (атрибуция эффективности взаимодействия, ожидания, образ возможностей партнера и собственных, оценка себя и партнера).
  • Аффективный компонент (эмоциональное отношение к партнеру, уважение (признание силы/слабости партнера), привязанность, удовлетворенность отношениями, эмоциональную включенность во взаимодействие, сензитивность и эмпатию, умение оказать эмоциональную поддержку партнеру).

Методы исследования

Для диагностики особенностей переживания ребенком семейных отношений использовались проективная методика «Рисунок семьи» и направленная режиссерская сюжетно–ролевая игра в семью. Игровая диагностика основывалась на следующих принципах (Карабанова О.А., 1997; Шведовская А.А., 2003, 2005):

  • Специальном подборе игрушек и игрового материала;
  • Использовании тактики директивно-недирективного типа управления игрой,  позволяющей подвести ребенка к воспроизведению в игре действий, отражающих реальные переживания;
  • Формулировании критериев оценки игровых действий ребенка, позволяющих проанализировать особенности восприятия ребенком внутрисемейных отношений.

Наиболее чувствительными индикаторами переживания неблагополучия в игровой диагностике являются: способ разрешения ребенком конфликтных ситуаций, моделируемых в игре, характер выбора игровых персонажей, содержание и направленность доминирующего сюжета, выраженность эмоционального отношения к игровым предметам или действиям с ними, количество используемых в игровом моделировании агрессивных персонажей или действий.

Данные о позиции родителей в детско-родительских отношениях были получены в том числе при помощи авторских опросника деятельностных предпочтений ребенка и опросника стиля родительских дисциплин, а также проективной методики «Родительское сочинение в форме незавершенных предложений» (Бурменская Г.В.., Захарова Е.И., Карабанова О.А. с соавт., 2002; Шведовская А.А., 2005). Предложения сгруппированы по 9 шкалам:

1.«Открытая» шкала выявляет общий спектр проявлений особенностей родительской позиции с помощью ненаправленных незаконченных предложений. Результаты позволяют получить дополнительную информацию о переживаниях родителя, значимых характеристиках сложившегося образа ребенка у родителя.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

- Когда я думаю о своем ребенке, то ...

- Скорее всего, он/она ...

- Я всегда замечал(а) ...

2. Шкала «Сравнительная оценка ребенка» позволяет выявить отношение родителя к ребенку в сравнении с другими детьми: особенности социальных оценок и стандартов родителя, восприятие родителем проявлений коммуникативных, личностных качеств ребенка при социальном взаимодействии, особенности оценки соответствия ребенка возрастным нормам развития. Шкала позволяет также выявить степень признания родителем самоценности ребенка.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

- По сравнению с другими детьми его/ее возраста ...

- Когда мы с ним/ней бываем среди других детей ...

3. Шкала «Значимые характеристики ребенка» позволяет выделить основные качества и свойства ребенка, являющиеся значимыми для родителя.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

- Самое главное в характере моего ребенка ...

- Мой ребенок силен в ...

4. Шкала «Позитивные особенности ребенка» выявляет принимаемые родителем свойства и качества ребенка. Описываемые качества могут включать в себя физические особенности и внешность ребенка; его знания, умения, навыки или достижения; особенности поведения и деятельности; выполнение требований родителей; интеллектуальные, моральные, волевые, эмоциональные качества ребенка; особенности тендерной идентичности.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

- Я люблю, когда мой ребенок ...

-  Мне нравится в моем ребенке ...

Другие шкалы:

  1. Идеальные ожидания
  2. Возможные страхи, опасения
  3. Реальные требования
  4. Причины трудностей
  5. Анамнестические данные
  6. Интересы, предпочтения ребенка
  7. Ситуация «Мы-взаимодействия»

Модифицированная методика «Родительское сочинение» в форме неоконченных предложений позволила выявить такие особенности родительской позиции как особенности образа ребенка; характер эмоционального принятия ребенка родителем и отношение к нему; когнитивный образ и переживание родителем характера своего взаимодействия с ребенком. Использование этой методики позволило получить описание родительского видения проблем и трудностей в развитии ребенка, выявить зоны конфликтности и общности в родительско–детских отношениях, определить особенности типа семейного воспитания, а также собрать анамнез, отражающий историю развития ребенка и выявить некоторые личностные особенности самого родителя.

Обсуждение результатов

Полученные результаты подтверждают гипотезу об активно–действенном характере позиции ребенка во взаимодействии с родителями. Выявлена специфика переживания ребенком детско–родительских отношений при различных видах детско–родительского взаимодействия и связь позиции во взаимодействии с паттерном переживания ребенком отношений с родителем.

Гармоничное взаимодействие характеризуется взаимным принятием и согласованностью тактик родителя и ребенка, высокой мотивацией совместной деятельности. Распределение ролей адекватно содержанию деятельности. Деловое сотрудничество строится родителем последовательно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Родитель ориентирован на оказание помощи ребенку в трудных ситуациях, принятие его инициативы. Родительский контроль носит содержательный характер. Оба партнера адекватно оценивают результаты действий и реагируют на фрустрацию и успех.

Конфликтный тип характеризуется несогласованностью позиций родителя и ребенка во взаимодействии и сотрудничестве и выраженной борьбой за лидерство, низкой успешностью сотрудничества. Родитель склонен к переоценке возможностей ребенка, отсутствию ориентации на индивидуальные особенности ребенка, непоследователен в осуществлении руководства деятельностью ребенка, не оказывает помощи и поддержки ребенку. Ребенок демонстрирует широкий спектр протестных форм поведения, игнорируя замечания и инициативу взрослого, стремясь к полной автономии. В случае неуспеха и родитель, и ребенок занимают внешне обвинительную позицию.

Дистантный тип взаимодействия характеризуется отстраненностью и эмоциональной холодностью по отношению к партеру (взаимодействие «рядом»), низкой мотивацией совместной деятельности при достаточно высокой эффектвности. Родитель проявляет манипулятивную установку, последовательность, склонность к превентивному оказанию помощи ребенку, однако недостаточно учитывает возрастные и индивидуальнее особенности ребенка. В ситуации неуспеха родитель акцентирует неудачи ребенка и критикует его, проявляя при этом достаточное безразличие к успехам ребенка. Ребенок принимает руководящую роль родителя без активной борьбы за лидерство, не обнаруживая инициативы.

Доминантное взаимодействие «Доминирующий родитель – покорный ребенок» отношения между родителем и ребенком комплементарны и строятся по принципу власти и подчинения, авторитаризма – подчинения. Родитель занимает авторитарную позицию и активно захватывает лидерство во взаимодействии с ребенком. Родитель непоследователен и неконструктивен в осуществлении руководства, что приводит к неуспеху в совместной деятельности. В целом родитель оценивает ребенка позитивно и ориентируется на его индивидуальные особенности. Негативные эмоциональные проявления при таком диадическом взаимодействии не выражены.

Доминантное взаимодействие по типу «Доминирующий ребенок – потворствующий родитель» комплементарна по принципу доминирования и подчинения. Позиция доминирующего ребенка характеризуется эгоцентризмом. Конфликтность в диаде минимальная. Родитель принимает позицию ребенка, проявляет эмпатию и поддержку, последователен во взаимодействии, ориентируется на состояние ребенка, поддерживает его инициативу. Ребенок принимает помощь родителя, адекватно корректирует свои действия, что обеспечивает высокую эффективность. Эмоциональные проявления родителя при успехе и неуспехе ребенка адекватны результату, причем в случае неудачи родитель склонен принимать ответственность на себя. Оба участника взаимодействия в целом склонны к позитивному оцениванию действий друг друга.

Были выявлены такие формы переживания ребенком детско–родительских отношений как дисгармоничных, как переживание неблагополучия в отношениях со значимым взрослым; депривации отношений кооперации и аффиляционных потребностей; собственного «бессилия» во взаимодействии с родителем; отсутствия семейной целостности.

В зависимости от специфики переживаний дети прибегают к различным тактикам детско-родительского взаимодействия. К примеру, переживание бессилия находит отражение в таких особенностях поведения ребенка как непоследовательность действий, негативная оценка эффективности взаимодействия и действий участников вне зависимости от его результатов, острое переживание вину, страха и раздражения при неуспехе и безразличия в случае успеха.

Родительская позиция для выборки в целом характеризуется преобладанием позитивного отношения к ребенку и принятие его личностных особенностей. Требования касаются коммуникативной и волевой сфер развития ребенка. Родители предпочитают такие способы поощрения, как телесный контакт и словесные поощрения и способы наказания – объяснение причин нежелательности поведения; реже используются материальные поощрения. Источниками конфликтов являются внутрисемейные обязанности ребенка, значительно реже интересы и личностные особенности ребенка. Ожидания большинства родителей связаны с достижениями успехов в обучении, а опасения с послушанием ребенка.

Практическое применение

Выделенные психологические факторы и условия развития детско-родительских отношений и взаимодействия, а также разработанные для исследования диагностические инструменты могут быть использованы в практике возрастно–психологического и семейного консультирования для решения задач оптимизации, профилактики и коррекции детско–родительских отношений.

Литература

Полный текст автореферата на соискание ученой степени кандидата психологических наук Шведовской А.А. Особенности переживания детско–родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста. - М., 2006 



Deprecated: Function split() is deprecated in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/djem.php on line 778

Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/djem.php on line 686

Fatal error: Call to a member function Get() on a non-object in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/service_bar.php on line 38
 
Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона видео 22 февраля 2023

Вячеслав Дубынин: глицин, детское переутомление и как отучить ребёнка от телефона

Деперсонализация видео 13 января 2023

Деперсонализация

Творчество, креативность, одаренность: вебинар видео 6 декабря 2022

Творчество, креативность, одаренность: вебинар

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского видео 29 ноября 2022

«Мозговые механизмы памяти». Лекция Станислава Козловского

Все медиа-обзоры  |  RSS