Чем младше ребенок, тем сложнее у него узнать, что он чувствует, думает, как воспринимает свои отношения с родителями, сестрами, братьями и другими близкими людьми.
Понаблюдайте за его игрой, и вам многое станет понятно. В игре ребенок моделирует и отражает значимые для него социальные и межличностные отношения. Наблюдая за развитием игрового сюжета, связанного с семьей, можно увидеть развернутую картину внутрисемейной жизни «глазами ребенка». Игра может выявить реальные переживания ребенка, личностный смысл изображаемых в ней событий, уже сформированные способы разрешения конфликтных ситуаций, его отношение к родительскому стилю воспитания, в частности к методам воздействия на него - поощрениям и наказаниям. Наблюдение за игрой позволит также определить, на какие морально-этические эталоны и ценности ориентируется ребенок, какие поло-ролевые образцы приняты им как основа для подражания. С этой целью психолог может предложить ребенку поиграть «в семью». Для организации такой игры подбирается игровой материал, соответствующий возрастным и психологическим особенностям ребенка и обеспечивающий возможность символического выражения его чувств, отражения специфики межличностных отношений и ролевых функций в семье. В детской игре у каждого предмета, с точки зрения психолога, может быть две функции: во-первых, замещение реальных людей и совершение действий с ними; во-вторых, символическое выражение эмоционального отношения к себе и окружающему миру, собственных чувств и переживаний.
Ниже приведен список игрушек с указанием их замещающих и символических функций в игре.
Замещающие и символические функции игрушек
Название игрового предмета |
Основные замещающие и символические функции
|
Предметы для бытовых игр | |
Посуда: тарелки, чашки, ложки |
Воссоздание предметно-ситуативных взаимодействий |
Мебель: для кухни, спальни, гостиной |
|
Пистолет |
Проявление направленной агрессии |
Бубен |
Проявление гиперактивности |
Грузовик |
Возможность изменения межличностной дистанции, проявление гиперактивности |
Домики |
Структурирование межличностной дистанции персонажей, сепарация, изоляция, объединение |
Дюймовочка (игрушка с инерционно-циклическим способом использования) |
Выражение ненаправленной агрессии. Проявление познавательной активности |
Ремешок |
Возможное наказание, проявление агрессии |
Предметы-заместители | |
Кубики |
Замещение бытовых предметов (телевизор, компьютер, предметы мебели) |
Пластилин |
Конструирование и создание новых предметов |
Материя |
Выражение непринятия, негативизма, стремление к изоляции через возможность прятать персонаж, проявление стремления к заботе и протекции |
Персонажные игрушки (куклы) | |
Женская фигурка |
Мама, бабушка, взрослая сестра, взрослый вне семьи |
Мужская фигурка |
Папа, дедушка, взрослый брат, взрослый мужчина вне семьи |
Детские фигурки (мальчики, девочки)
|
«Я», брат (сестра), сверстник вне семьи |
Пупс |
Выражение дискомфорта, зависимости, подчинения, стремления к протекции и симбиозу с родителем, младенец в семье (младший брат или сестра) |
Солдатики |
Выражение направленной агрессии |
Кукла без лица |
Замена нежелательного члена семьи, выражение неудовлетворенности характером взаимоотношений с родителями |
Баба Яга |
Выражение агрессии, страха, тревоги |
Динозавр |
Выражение агрессии, стремление к доминированию |
Змея |
Выражение агрессии, негативизма, страха |
Для игры выбирают какой-нибудь день из жизни семьи (например, выходной, рабочий день, праздник и пр.).
Психолог руководит игрой ребенка так, чтобы тот мог свободно строить сюжет, выбирая предпочитаемые формы поведения и разрешения конфликтов в ролевых отношениях, беспрепятственно выражать свои чувства и отношение к моделируемым в игре событиям.
Ребенок сам придумывает действия для игровых персонажей, сам исполняет роли, сопровождая игру комментариями и пояснениями.
Наблюдатель следует сюжетной логике, задаваемой ребенком, ограничиваясь лишь выражением интереса, одобрения, поддержки. В игру вносятся также несколько проблемных ситуаций, являющихся типичными для родительско-детских отношений.
Изоляция мамы. Мама уехала в командировку, с кем ты останешься? Что будешь делать? Что почувствуешь?
Материальный ущерб. Ты разбил чашку (тарелку). Что будет? Что скажет/сделает мама (папа)?
Изоляция «Я». Вы с папой (мамой и т.д.) гуляли в парке, и ты вдруг потерялся. Что будешь делать? Что почувствуешь? Что будет делать мама (папа)?
В ходе наблюдения отмечают продолжительность, основное содержание игры; степень речевой активности ребенка и используемые им речевые формы; особенности поло-ролевой активности и идентификации; уровень предметного замещения; степень освоения игрового пространства и развития игровой деятельности, а также сюжет, который является доминирующим, основные предметные предпочтения, степень выраженности эмоционального отношения к событию или персонажу, наличие агрессивных предметов в сюжете, намеренное создание конфликтных ситуаций, реакцию на окончание игры, способы разрешения моделируемых проблемных ситуаций, характер выбора кукол-персонажей для членов семьи.
Замечено, что игра детей, находящихся в дисгармоничных отношениях с матерью (холодность, чрезмерное доминирование, завышенные требования, их непоследовательность), наиболее конфликтна по содержанию. Кроме того, наблюдается искажение игрового состава семьи в сторону ее расширения и включения домашних животных. Для маленького ребенка мать является наиболее значимым и близким членом семьи, и конфликтность в отношениях с ней наиболее остро переживается им, что и находит отражение в игре. При дисгармоничных отношениях с отцом (отдаленность, доминирование, недостаток совместной деятельности) в игру вовлекается большее число персонажей, преобладают агрессивные действия. Ролевая позиция «Я» - подчиненная, зависимая и вместе с тем склонная к агрессивным действиям. Отец доминирует, и его агрессивная, властная позиция является игровой моделью для подражания.
В ряду дисгармоничных внутрисемейных отношений наименее травмирующими оказываются конфликты с братьями и сестрами (ревность, агрессия, недостаток кооперативных отношений). Сюжетно-ролевая игра в этом случае имеет характерную черту - недостаток симметричных позитивных отношений между детьми. Игровой состав семьи расширяется за счет сверстников, призванных восполнить дефицит сотрудничества и кооперации с реальными братьями (или сестрами), а тестовые конфликты, в которых основными действующими лицами являются родители, разрешаются в игре благополучно.
Итак, можно выделить следующие основные игровые стратегии. Первая из них - стратегия привнесения агрессии, протестных либо конфликтных элементов в игру. Выраженность агрессивно-наступательных или защитных тенденций может быть как символической (выбор соответствующего персонажа), так и прямой (выбор сюжетного игрового действия). Вторая стратегия - зависимость и подчинение - выступает как моделирование пассивности, подавленности, подчиненности внешним обстоятельствам (в символической или прямой форме). Третья стратегия - защитное приукрашивание - представляет собой идеализацию семейных взаимоотношений, показ жизни семьи как исключительно праздничной, а своей роли в ней - как всеми одобряемой, с оценочной похвалой от всех членов семьи. Четвертая стратегия - эмоциональная нейтральность - исключает прямое или косвенное выражение ребенком своего аффективного отношения к членам семьи и семейным событиям и представляет собой воспроизведение стандартных, нейтральных, правилосообразных игровых действий. Игра по своему содержанию сводится к выполнению режимных моментов - стереотипных бытовых взаимодействий и рутинных действий.
Приведем примеры, иллюстрирующие основные типы детской игры.
Пример 1. Женя М. находится в конфликтных отношениях с матерью. Для ее игры характерны стратегии привнесения агрессии и зависимости и подчинения. Девочка многократно воспроизводила в игре сюжет с похищением Бабой Ягой младшего члена семьи. Его роль испытуемая взяла на себя (причем с неадекватной поло-ролевой идентификацией), выбрав в качестве персонажа фигуру мальчика, и назвала его Кузей. По сюжету Баба Яга приходила в дом, где жила семья, в то время, когда дома никого не было, и забирала Кузю к себе с комментарием: «Бабе Яге нужен обед». Сначала Кузю спасал друг, потом - «красавица эльфов». Ни «мама», ни «бабушка» не делали попыток освободить его, хотя «проживали» все вместе в домике. На тестовую ситуацию «изолирование мамы» реагировала спокойно. Но как только мама уехала, сказав Кузе: «Ты веди себя хорошо, ничего не бойся. Я оставляю с тобой бабушку», - тут же появилась Баба Яга. Бабушка пытается защищать дом и Кузю. Для обострения ситуации Женя и бабушку отправляет в командировку. Игра показала, что в глазах девочки семейная целостность постоянно подвергается внешнему деструктивному влиянию. Дальнейшую психокоррекционную работу с Женей М. следует проводить в русле объективации конкретной силы, стоящей за персонажем Бабы Яги. Она может быть связана с отсутствующим в семье отцом или кем-то еще из родственников либо с какими-либо травмирующими ситуациями в семье. Причем при отстаивании собственной позиции в деструктивном конфликте у испытуемой нет переживания чувства безопасности и надежности, она не ищет в матери опору, источник стабильности.
Пример 2. Артем С. переживает дисгармонию в отношениях с отцом - для игры характерны стратегии привнесения агрессии, наступательной или защитной, и эмоциональной нейтральности. Особенности ролевой позиции ребенка в семье стали очевидны уже в начале игры - изображая себя, он выбрал куклу-малыша, подчеркивая свою слабость, зависимость и подчиненность обстоятельствам. В игре в основном воспроизводил режимные сюжеты из жизни семьи: мама готовит завтрак, варит пельмени (ждет 10 минут, пока они сварятся, и подает на стол). Сын ей помогает. Общая деятельность с отцом описывалась так: «Стал сынок кушать, покушал и лег спать. А папа пошел прогуляться во двор - сынка с собой не взял» (намеренная изоляция сына отцом, воспринимаемая ребенком без попыток протеста). Мать - активный действенный персонаж - наказывает провинившегося ребенка, предпринимает меры для поиска потерявшегося ребенка. Отец чаще всего нейтрален: разговаривает с мамой на кухне, не заступается за сына, не утешает его (ребенок плачет в своей комнате после наказания), иногда приносит из магазина «киндер-сюрприз».
Пример 3. В игре Чанги Н. преобладает стратегия защитного приукрашивания (у нее не складываются взаимоотношения со старшим братом). Игровое семейное взаимодействие происходит на фоне праздника и подготовки к нему: приход гостей, приготовление торта, украшение игрового домика. Все действия персонажа, исполняющего роль испытуемого, отвечают критерию социальной желательности, одобряются членами семьи и постоянно становятся предметом похвалы. Действия перед приездом гостей описывались так: «Я сама несу на стол. Собираю. Цветочек на стол надо. День рождения». На следующий «день»: «Она подметает, вытирает стол. Делает все красивым. Мама пришла. \"У, как красиво!\" - сказала». Состав семьи в игре девочка расширила за счет включения «второй дочки» (в реальной семье есть старший брат). Брат в семейное взаимодействие не включен, для него не выбрана даже персонажная кукла. Много совместных действий со сверстником: девочки спят вместе, вместе помогают няне, няня читает им книжки. Игра была очень длительной (40 минут). В конце игры выступил более широкий социальный план конфликтных отношений - семья собирается и улетает во Вьетнам: собирает все вещи из старого домика и перевозит их в новый дом. Папа остается «в России работать». Это сюжетное преобразование может быть отражением неудовлетворенности социальным положением семьи и проявлением негативного отношения к отцу.
Пример 4. При смешанных конфликтах - переживание трудностей взаимодействия с несколькими членами семьи или периодическая смена очагов конфликтности - наблюдается наибольший разброс игровых стратегий. В качестве примера рассмотрим игру Насти Ф., игровые действия и ролевое поведение персонажей которой крайне противоречивы. Активность персонажа, исполняющего роль девочки, сведена до минимума. Одна из основных сюжетных линий: девочка болеет, и ее лечат окружающие (мама, подружки). Пассивность и зависимость персонажа вступают в противоречие со стремлением изменить такое положение в сторону большей самостоятельности и активности. Неудовлетворенность девочки своей пассивной ролью в семье выражается в том, что для реализации роли «Я» она выбрала неадекватно большую (одного размера с «мамой») куклу. Причем к концу игры та выросла и ходила на работу и уже сама покупала платье. После благополучного разрешения тестовой ситуации «мама в командировке» дочка охотно остается дома с папой. Она так описывала возвращение мамы из командировки: «Мама приезжает, звонит. У нее нет ключей. Дочка уже спать легла, не открывает. Папа услышал, встал, открыл. Они радуются, здороваются. Папа ложится спать дальше. Мама идет на кухню кушать и смотреть телевизор. Подошла к дочке, наклонилась, ничего не говорит. Потом ушла на кухню». Наблюдается контраст между встречей мамы с папой и дочкой. Причем такое поведение мамы не вызывает никаких эмоциональных реакций и переживаний со стороны дочки. Конфликт с мамой находит отражение не в прямом противостоянии, а в опосредованных влияниях на нее агрессивных игровых персонажей. Маму в командировку идет провожать... змея. При расставании змея «целует маму за лицо» раскрытым ртом. А в конце игры дочке звонят на работу и говорят, что мама заболела, надо ее лечить (агрессия в отношении мамы исходит не от девочки). Трудности, с которыми сталкивается в ходе игры мать, обусловлены внешними обстоятельствами (болезнь) или внешними по отношению к дочери лицами. Девочка сама принимает на себя пассивно-страдательную роль, отрицая за собой способность причинить вред или быть агрессивной в отношении матери. В отношении сестры испытуемая занимает более активную позицию и реализует стратегию изоляции - отказывается включать ее в состав игровой семьи; «Она слишком маленькая».
Распределение игровых стратегий в целом показывает, что чаще всего дети для моделирования дисгармоничной семейной ситуации используют стратегию привнесения в игру агрессивных компонентов (55% случаев). Формы ее весьма разнообразны: включение в состав «семьи» агрессивных персонажей – Бабы Яги, змеи, динозавра - или агрессивных игровых действий - нападение на персонаж. Агрессия в отношении члена семьи может проявляться в направленных игровых действиях -связывание, избиение какого-либо персонажа, насильственное изолирование и удержание его вне поля игры и в косвенных действиях - болезнь, несчастный случай и пр.
Стратегия нивелирования активности, проявления зависимости и подчинения встречается значительно реже и проявляется в пассивности персонажа, исполняющего роль самого ребенка, часто испытывающего страдания по мере развертывания сюжета.
Наименее выраженная игровая стратегия - защитное приукрашивание. В этом случае игра производит впечатление благополучия во всем: в моделируемых отношениях между членами семьи, выборе игровых предметов, комментариях ребенка. Все должно быть только самым красивым, все друг друга хвалят, производят социально одобряемые действия. В тестовых конфликтных ситуациях скорее всего дети отрицают саму возможность их возникновения. Эмоциональная включенность ребенка в игру в этом случае довольно велика. Он не хочет заканчивать игру достаточно продолжительное время, моделирует все новые и новые, обычно всеми одобряемые действия. В конце подобной игры может быть зафиксирован терапевтический эффект, обусловленный выходом реальной проблемы, обычно скрытой защитными тенденциями.
Эмоционально-нейтральная игровая стратегия выражается либо в нежелании ребенка играть в семью, либо в стереотипности сюжета игры. Конфликтные тестовые ситуации ребенком отвергаются, или даются формальные ответы. Скудность сюжетных поворотов, однако, не отражает бедности воображения ребенка. Стоит только детям отойти в игре от семейного сюжета, как игра «расцветает», растет вербальная активность, увеличивается эмоциональная насыщенность игровых действий.
На основании вышесказанного можно сделать вывод: выявление дисгармоничных внутрисемейных отношений с помощью игры способствует своевременному обращению к специалисту, помогает в выборе правильного направления последующей психокоррекционной работы с ребенком.