Ноябрь отмечен важными событиями в карьере известного американского психолога Генри А.Мюррея. 3 ноября 1938 г. вышла в свет первая его крупная монография “Исследования личности”. А пять лет спустя, 8 ноября 1943 г. была опубликована стандартная версия Тематического апперцептивного теста (первая, “сырая” версия была представлена еще в 1935 г. в журнале “Архивы неврологии и психиатрии”).
Генри Александер Мюррей (1893-1988) в нашей стране известен преимущественно как создатель ТАТа. Парадоксально, но на родине именно это его достижение считается наиболее уязвимым для критики. По его собственным словам, в кругу коллег он был известен как “изготовитель неточных инструментов”. На протяжении полувека ТАТ использовался чрезвычайно широко, и по сей день его освоение выступает одним из элементов профессиональной подготовки психологов. В то же время такая масштабная практика позволила также выявить и слабые места этого теста. Сегодня мнения психологов разделились. Многие по-прежнему ценят ТАТ, не желая слушать упреки в адрес этой красивой методики. Иные, напротив, утверждают, что как научный инструмент ТАТ не вполне адекватен: его валидность сомнительна, а интерпретация чересчур произвольна. Достаточно сказать, что обработка одного и того же протокола разными специалистами может дать весьма несхожие результаты. То есть ТАТ для психолога имеет скорее ритуальное, чем научное значение.
Не будем, однако, забывать, что в любом психодиагностическом методе воплощены представления его создателя о природе изучаемого явления. Личностный тест Мюррея вряд ли можно оценить объективно, если рассматривать его вне связи с теорией личности Мюррея, которая главным образом и снискала ему известность. Еще в 1972 г. вышла книга С.Мадди и П.Коста “Гуманизм в персонологии: Олпорт, Маслоу и Мюррей”. Олпорта и Маслоу у нас уже перевели и проходят в вузах. До Мюррея очередь еще не дошла и вряд ли скоро дойдет ввиду изрядной сложности его теории, которая, по признанию биографов, “не поддается краткому изложению”. Это и понятно, если иметь в виду, что оформлению теории предшествовала десятилетняя психотерапевтическая практика и глубокое изучение блестящих образцов философской и психологической мысли. По признанию Мюррея, особое влияние на него оказали воззрения Фрейда, философия Уайтхеда, психодинамическая концепция Левина и теория инстинктов Мак-Дугалла. Нюансы глубинной психологии он познавал из первых рук, сотрудничая с такими авторитетными фигурами, как Юнг, Сакс и Александер. Мюррей был хорошо знаком с культурной антропологией, историей, мифологией, социологией, увлекался художественной литературой (особо ценил книги Мелвилла). Наверное, такой глубиной познаний отличается не каждый создатель опросника профессиональных предпочтений или тренинга групповой сплоченности. И об этом нелишне вспомнить, прежде чем бросать камень в старый добрый ТАТ.