18 декабря исполняется 173 года со дня рождения Теодюля Армана Рибо, одного из пионеров французской, да и всей мировой психологии (достаточно сказать, что I Международный психологический конгресс в Париже в 1889 г. был организован им). В конце ХIХ - начале ХХ вв. почти все его основные труды (числом более дюжины) были переведены на русский язык и изданы, некоторые - неоднократно, в Москве, Петербурге, Киеве, Харькове, Одессе. В последующие годы в психологии стало появляться все больше ярких идей, интересных работ, и труды, даже имена основоположников стали постепенно забываться, вытесняемые входившими в моду именами и течениями. Сегодня в вузовских курсах истории психологии лишь вскользь упоминаются несколько имен психологов ХIХ века, в первую очередь - имя В.Вундта, основателя первой в мире психологической лаборатории. Рибо отстал от него ровно на 10 лет - первая французская психологическая лаборатория в знаменитом Коллеж де Франс была основана им в 1889 г. (кстати первая такая лаборатория в России была создана раньше - ее основал в Казанском университете В.М. Бехтерев в 1885 г.). Первый во Франции курс экспериментальной психологии был им прочитан в Сорбонне в 1885 г. А еще раньше, в 1876 г., Рибо основал первый во Франции и один из первых в мире психологических журналов, который хотя и назывался (скорее как дань вековой традиции) “Философское обозрение”, однако публиковал преимущественно работы психологов, причем как французских, так и зарубежных, в том числе русских.
Первопроходцы в любой области знания имеют то преимущество, что их не смущают заблуждения предшественников, а решение любой проблемы становится их неоспоримым достижением. И в открытиях, и в заблуждениях им принадлежит приоритет. Беда в том, что заблуждения со временем становятся очевидны и позволяют последователям свысока поглядывать на “наивного” мэтра, а бесспорные открытия, напротив, становятся тривиальными, и быстро забывается, кому принадлежит приоритет в утверждении той или иной аксиомы. Это в полной мере относится и к Рибо: его идеи, касающиеся познавательных процессов, сегодня прописаны во многих учебниках как общие места, даже без ссылок на его приоритет. А субъективные гипотезы, не выдержавшие проверки временем, попросту отброшены.
Рибо выступал решительным противником метафизической психологии, стремился утвердить психологию как экспериментальную науку, опирающуюся на естественно-научную методологию. По его мнению, психология в своей основе - наука биологическая. Тем не менее он признавал, что высшие проявления психики обусловлены социально. В связи с этим, будучи сторонником биогенетического закона в детской психологии, он стремился дополнить эволюционно-биологический способ объяснения развития культурно-историческим.
Большое значение Рибо придавал двигательным компонентам в психическом развитии, и показал их роль в процессах внимания, мышления и творческого воображения. Считал искусственным традиционное деление психических процессов на познавательные, эмоциональные и волевые и стремился показать их неразрывную связь.
Труды Рибо оказали влияние на целое поколение французских психологов (к которому относятся А.Бине, П.Жане, А.Пьерон и др.) и предопределили основные направления развития французской психологии в ХХ в.
Источник: "Психология день за днем. События и уроки".