Удивительно устроен человек. Сначала, воодушевленный открывающимися перспективами и без малейших опасений о последствиях, он на благо себе и ближним изобретает полезный инструмент. Потом на горьком опыте убеждается, что этим замечательным изобретением при неразумном использовании можно и покалечиться. И лишь тогда он начинает сочинять инструкцию по технике безопасности, в глубине души понимая, что изобретение уже распространилось по городам и весям, далеко не все его пользователи разумны и осмотрительны, и они скорее всего продолжат упоительную процедуру набивания шишек.
Именно это и произошло с таким великолепным “инструментом”, как психологические тесты. Если взять за точку отсчета 1905 г. - дату появления знаменитой шкалы Бине-Симона для измерения интеллекта (хотя само понятие психологического теста было введено еще на четверть века раньше) - приходится признать, что процесс набивания шишек занял свыше полувека. Лишь в середине шестидесятых Американская психологическая ассоциация наконец проявила озабоченность в связи с недостаточно корректным использованием этого тонкого инструмента. Был создан специальный комитет во главе с Дж.В.Френчем и В.Б.Майклом, разработавший “Стандарты педагогического и психологического тестирования”. Соответствующая публикация увидела свет 9 февраля 1966 г. (впоследствии “Стандарты” неоднократно уточнялись).
Советских психологов эта заокеанская проблема в то время не волновала. Они успели набить достаточно шишек к середине тридцатых, и излечение в духе тех времен было прописано по рецепту: “Лучшее лекарство от перхоти - гильотина”. Официальным постановлением тестирование было исключено из психолого-педагогической практики. Долгие годы тесты дозволялось упоминать лишь в терминах “извращений”.
О драконовской политике тех лет нельзя вспоминать без сожаления. Но нет худа без добра. Советская школа оказалась избавлена от тех издержек тестирования, которые американцы накапливали не одно десятилетие.
В пору радикальной переоценки ценностей мы, как это нередко бывает, поспешно заменили минус на плюс и в одночасье вернулись в эпоху “педологических извращений”, фактически проигнорировав опыт, выстраданный зарубежными коллегами. Робкие попытки ряда отечественных специалистов разработать на основе американских “Стандартов” собственные нормы встретили вежливое сочувствие, но почти ноль внимания. Сегодня почти у каждого практикующего психолога на полке стоит блестящий “Словарь-справочник по психодиагностике”. К нему постоянно обращаются ради информации о пользовании той или иной методикой. А признайтесь, “Приложение II” вы читали? Просмотрите на досуге: очень поучительное чтение!
Все еще не оставляет надежда, что наше государство потихонечку будет превращаться в правовое. Вот когда посыплются иски за топорное использование тестов! Как свидетельствует американский опыт, даже официальное введение стандартов не страхует от подобных казусов (американские суды то и дело рассматривают заявления лиц, “обиженных” психологами). Но давайте, по крайней мере, позаботимся, чтобы такие иски были адресованы не нам.
Источник: "Психология день за днем. События и уроки".