9 апреля 1885 г. родилась Роза Кац, крупный специалист в области возрастной психологии. В историю науки она вошла как элемент “семейного гештальта” Давид & Роза Кац, поскольку основные ее работы были выполнены ею совместно с мужем, также крупным психологом. К сожалению, в нашей стране их имена практически не известны, по крайней мере в самых популярных сегодня учебниках Л.Ф. Обуховой и Т.Д. Марцинсковской по детской психологии они даже не упоминаются. Вероятно, это объясняется тем фактом, что основные труды этих немецких психологов вышли в свет уже тогда, когда волна оперативных переводов в нашей стране уже спала, и советская психология утвердилась в своей иллюзорной самодостаточности. А ныне работы многолетней давности хоть и переводятся весьма охотно, но лишь в тех случаях, когда имя автора хоть кем-то когда-то было услышано. В этом отношении Розе Кац не повезло, и, надо сказать, весьма незаслуженно.
Наиболее известна и переведена на многие языки (увы, кроме русского) книга Розы Кац “Беседы с детьми” написанная ею совместно с мужем. Это один из первых и наиболее ярких примеров особого научного жанра - дневника детского развития. Следует отметить, что наблюдение за собственными детьми, фиксируемые в виде дневниковых записей, издавна служат психологам ценным источником фактов, которые используются для выявления закономерностей детского развития. Классическим образцом может служить наблюдение выражения эмоций у своего сына, проведенное Ч. Дарвином. Полученные при этом материалы были использованы в книге “Выражение эмоций и человека и животных” (1872). Вильям Штерн использовал дневниковые записи, которые вел вместе с женой Кларой Штерн, для разработки и иллюстрации своих гипотез о причинах, влияющих на психическое развитие ребенка. Жан Пиаже, выделяя этапы умственного развития детей раннего возраста, часто ссылался на наблюдения за собственными внуками.
В отечественной науке этот прием также был использован многими специалистами. Н.Н. Ладыгина-Котс на основе тщательных наблюдений за маленьким шимпанзе Иони и своим сыном Руди провела сравнение особенностей развития ребенка и детенышей животных. Известный лингвист А.Н. Гвоздев, который в течение восьми лет ежедневно фиксировал речевые проявления собственного сына, написал на этой основе книгу “Формирование у ребенка грамматического строя русского языка” (1949). Специалистам хорошо известна книга Н.А. Менчинской “Развитие психики ребенка. Дневник матери” (1957), в которой зафиксированы данные систематического наблюдения за поведением ребенка с особым акцентом на возникновение новых форм поведения, свидетельствующих о появлении новых психических качеств. Собственные наблюдения за сыновьями-близнецами были опубликованы В.С. Мухиной в виде самостоятельной научной работы, а также использованы в ряде ее научных исследований по детской психологии.
“Беседы с детьми” Розы Кац, опубликованные в 1927 г., представляют собой протокольные записи бесед с двумя ее детьми и являются одним из самых полных и тщательно обработанных дневников развития ребенка в психологической литературе. На основе этого материала ею совместно с мужем была предпринята попытка разработать методику целенаправленных “бесед по убеждению ребенка”, то есть воплотить психологические находки в педагогической практике.
Судя по нынешней издательской политике, нам едва ли удастся ознакомиться с переводом этого интересного труда. Но сам факт его существования наводит на многие размышления. Ведь подобно супругам Кац, мы в большинстве своем не только психологи, но и родители. Так почему бы не подумать о взаимном обогащении этих ролей?
Источник: "Психология день за днем. События и уроки".
Читайте также: "Век психологии: имена и судьбы" «Популярная психологическая энциклопедия».