В истории психологии есть несколько ярких фигур, высоко ценившихся современниками, но впоследствии практически забытых ввиду того, что вдохновленные их идеями последователи затмили своими открытиями славу питавших их источников. К таким фигурам можно отнести Джеймса Энджелла, одного из первых президентов Американской психологической ассоциации (он был избран на этот пост в 1906 г.). Он родился 8 мая 1869 г., а в конце ХIХ в. был уже одним из самых крупных представителей молодой американской психологии.
Вместе с Джоном Дьюи Энджелл выступил инициатором целого научного направления, сыгравшего заметную, хотя и преходящую роль в психологической науке. Под его руководством в Чикагском университете сформировалась группа психологов, объявивших себя в противовес школам Вундта и Титченера функционалистами. Их кредо Энджелл высказал в президентском послании к Американской психологической ассоциации, которое озаглавил “Область функциональной психологии”. В нем функциональная психология определялась как учение о психических операциях в противовес структуралистскому учению о психических элементах. Операции выполняют роль посредников между потребностями организма и средой. Главное назначение сознания - “аккомодация к новому”. Организм действует как психофизическое целое, и поэтому психология не может ограничиться областью сознания. Ей следует устремиться в различных направлениях ко всему многообразию связей индивида с реальным миром и возможно более полно сблизиться с другими науками - неврологией, социологией, антропологией, педагогикой.
Эти общие соображения не представляли ни новой теории (на ее создание Энджелл и не претендовал, утверждая, что функциональная психология представляет собой давний подход, подорванный структурализмом Титченера), ни новой исследовательской программы. Тем не менее они привлекли в Чикаго большое количество студентов, желавших специализироваться в области психологии. Сложилась так называемая чикагская школа, из которой впоследствии вышли десятки именитых американских психологов.
Фактически школа Энджелла являлась научно-образовательной. Существенных теоретических идей и методов она не выдвинула, открытиями не прославилась. Ее идеи восходили к Джеймсу, который экспериментами не занимался и, по собственному признанию, лабораторные занятия ненавидел. Однако эмпирическая работа в Чикаго постоянно велась. Здесь считалось целесообразным применять и интроспекцию, и объективное наблюдение (эксперимент трактовался как контролируемое наблюдение), и анализ продуктов деятельности. Но в целом практическая деятельность здесь имела иную направленность, чем в бастионе интроспекционизма - Корнелле, у Титченера, благодаря чему укреплялось влияние объективного метода и психология успешно продвигалась в решении сближавших ее с практикой проблем - таких, как научение, психодиагностика и др.
В идеологии чикагской школы прагматичных американцев привлекало представление о том, что предметом психологических изысканий должно являться не содержание сознания, а функция, не состояние, но акт. Эта позиция получила окончательное оформление в трудах одного из учеников Энджелла - Джона Уотсона, призвавшего и вовсе отказаться от изучения сознания, сосредоточившись на поведении. Традиции поведенческой психологии, влиятельной по сей день (хотя и не в той мере, как прежде), многие и выводят из классических тезисов Уотсона. А ведь бихевиоризм фактически вырос из функционализма. Впрочем, нет в психологии такой школы, которая возникла бы на пустом месте в результате гениального озарения ее создателя. Каждая школа произрастала на какой-то почве. По-настоящему глубокое приобщение к психологическому знанию требует понимания такой преемственности. Пускай мы сегодня не цитируем Энджелла, но памяти со стороны коллег он достоин. По крайней мере в день своего рождения.
Источник: "Психология день за днем. События и уроки".
Читайте также: «Популярная психологическая энциклопедия». "Век психологии: имена и судьбы"