[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] Девятый Международный
Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Девятый Международный

1 сентября 1929 г.  в американском городе Нью-Хейвен (шт. Коннектикут) открылся IX международный психологический конгресс. Впервые за сорокалетнюю историю конгрессов международный съезд психологов состоялся в Америке - стране, где размах психологических исследований уже давно превосходил европейские масштабы, что в значительной степени было обусловлено практической направленностью этих исследований.

Все предыдущие конгрессы были, по существу, европейскими. На VШ конгрессе Америку представлял один Э.Боринг - ученик Э.Титченера, который в свою очередь являлся последователем В.Вундта. Между тем в США позиции интроспекционизма давно уже были подорваны новым направлением - бихевиоризмом, который в 20-х годах окончательно восторжествовал в американской психологии. На VШ конгрессе намечался специальный симпозиум по бихевиоризму, но он не состоялся. Ведущие представители этого направления конгресс проигнорировали. “Старую” европейскую психологию они считали средневековым пережитком.

На IX конгрессе ситуация изменилась. Американская психология в родных стенах явно возобладала, по крайней мере численно: среди 1051 участника конгресса было только 104 иностранца. CCCР на конгрессе представляли И.П.Павлов, И.С.Беритов, И.Н.Шпильрейн, В.М.Боровский, А.Р.Лурия, С.Г.Геллерштейн и др. Американский “Журнал философии” отметил, что “относительно большое число представителей Советской республики (10 человек) является интересным отражением активности психологов в России”.

В своей президентской речи Дж.М.Кеттел специально приветствовал советских участников конгресса. К тому времени дипломатические отношения между СССР и США еще не были установлены, интерес же американцев к далекой и загадочной Стране Советов нарастал. По просьбе участников конгресса И.Н.Шпильрейн провел двухчасовую пресс-конференцию, на которой было задано множество вопросов, далеко выходивших за рамки психологии: о политике Советской власти в отношении женского труда, о роли профсоюзов в рационализации производства, а количественном соотношении партийных и беспартийных рабочих, об оплате квалифицированного и неквалифицированного труда, об участии научных учреждений в решении практических, производственных задач…

Программа девятого конгресса отличалась небывалым по сравнению со всеми предшествующими конгрессами многообразием секций, в работе которых отразились дальнейшая дифференциация психологии, а также умножение ее контактов с другими областями знания и практикой. На заседаниях секций обсуждались общие вопросы теории и истории психологии, вопросы развития отдельных ее отраслей и направлений - зоопсихологии, детской и педагогической, индустриальной, социальной и др., а также специальные проблемы (движения глаз, психогальванический рефлекс, мотивация и др.). Помимо секций, была установлена новая форма работы, которая с тех пор практикуется на последующих конгрессах, - вечерние лекции, читаемые виднейшими учеными. Чести прочтения первой вечерней лекции удостоился академик Павлов. Съезд встал и долго стоя приветствовал его аплодисментами. Имя Павлова к тому времени стало в мировой науке символом естественнонаучного, детерминистского объяснения поведения. Его влияние на утверждение объективных методов в психологии было огромно.

Павлов в своей вечерней лекции представил общий очерк учения о высшей нервной деятельности. Психологам до того широко были известны павловские работы по выработке условных рефлексов как актов научения, имеющих субстратом временные связи в коре головного мозга. Теперь же Павлов выдвинул на передний план взаимоотношение коры и подкорковых структур, подчеркнув, что обратное влияние подкорковых центров на большие полушария отнюдь не менее существенно, чем полушарий на них. И более того: “сила и реальное значение деятельности больших полушарий основаны на деятельности ниже лежащих подкорковых центров”.

Изучение подкорковых центров вскрывало физиологический субстрат мотивации - важнейшего компонента деятельности. Этот компонент неотвратимо передвигался в центр психологических исследований, о чем говорилось в докладах ряда бихевиористов, в особенности Э.Толмена. Однако бихевиористы отрицали внутренние физиологические механизмы как ненаблюдаемые. С критикой павловского учения выступил Карл Лешли, которому Павлов вскоре ответил специальной статьей (“Ответ физиолога психологам”).

В докладе Н.Костылева отмечалось различие между пониманием приобретенных рефлексов в школе Павлова и  Бехтерева. Докладчик, характеризуя бехтеревский труд “Общие основы рефлексологии человека”, утверждал, что “ничто так не важно для будущего прогресса психологии, как изучение этого  труда и перевод его на иностранные языки”. Но это было весьма спорное мнение. Рефлексология Бехтерева, сыгравшая в начале века прогрессивную роль, теперь, когда в самом бихевиоризме наметилось преодоление механистических установок, вряд ли уже могла стимулировать прогресс психологии.

А.Р.Лурия представил доклад, подготовленный им совместно с Л.С.Выготским, на тему “Функция и судьба эгоцентрической речи”. В этом докладе подвергалась критике теория эгоцентрической речи Ж.Пиаже. Сам Пиаже также выступил на конгрессе с докладом, в котором свое общее представление о том, что первичным для ребенка является спонтанная эгоцентрическая установка, преодолеваемая путем социализации психики, распространил с логического мышления на моральную сферу.

Трактуя сознание как изначально социальный продукт, Выготский и Лурия принципиально иначе истолковали как результаты опытов Пиаже, так и собственные экспериментальные данные. По их убеждению, эгоцентрическая речь выполняет специфическую функцию организации ребенком своего поведения.

Девятый психологический конгресс по своему размаху и своей роли являлся исключительным. Он собрался в критический, поворотный момент в истории науки. В психологии назрел системный кризис, показателем которого служил контраст между расцветом конкретных исследований и теоретическим разбродом. Вопрос о кризисе в психологии поставил в своем докладе Карл Бюлер, предложивший объединить противостоящие друг другу направления: интроспективную психологию, бихевиоризм и “психологию духа”. На этой идее была построена известная книга Бюлера “Кризис психологии”, вышедшая вторым изданием в том же 1929 году. С той поры прошло уже 84 года. Психологи в своих изысканиях шагнули далеко вперед. Однако разговоры о кризисе почему-то не стихают по сей день…

Источник: "Психология день за днем. События и уроки".

Читайте также: «Популярная психологическая энциклопедия». "Век психологии: имена и судьбы"



Deprecated: Function split() is deprecated in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/djem.php on line 778

Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/djem.php on line 686

Fatal error: Call to a member function Get() on a non-object in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/service_bar.php on line 38