Российский институт культурологии, Российский научно-исследовательский
институт культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва, Всероссийский
государственный университет кинематографии им. С.А.Герасимова, Национальная
ассоциация аудиовизуальных архивов. Кинофестиваль проходит при поддержке
Министерства культуры Российской Федерации, Франко-российского центра
гуманитарных и общественных наук в Москве, Посольства Франции в Москве,
Французского культурного центра в Москве, при участии кафедры ЮНЕСКО по
компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и
межрелигиозному диалогу
Комитет по этнографическому кино в Париже ежегодно проводит
кинофестиваль этнографического фильма им. Жана Руша, который является своего
рода отчетом о вновь созданных фильмах и аудиовизуальных произведениях
этнографического характера. Сопоставление различных фильмов и их анализ,
проводимые из года в год, позволяют выявить международную динамику исследований
как самих аудиовизуальных языков, так и тех специфических областей, которые
возникают как результат присущей им специфической формы тематизации
реальности.
В 2010 году Комитет по этнографическому
кино в Париже и Российский институт культурологии в рамках Года России во
Франции и Франции в России организуют Дни этнографического кино – «эхо»
парижского фестиваля в Москве (25 сентября – 2 октября, 2010). Исходя из
перспективы развития связей между Комитетом по этнографическому кино в Париже и
российскими учреждениями, заинтересованными такой разновидностью
аудиовизуального творчества, организаторы отобрали для демонстрации в Москве
лучшие фильмы, представляющие современные направления аудиовизуальной
этнографии, а также работы Жана Руша – легенды документального кино, пионера
cinéma direct, вдохновителя французской «Новой волны», известнейшего
антрополога и основателя Комитета по этнографическому кино в Париже. Именно он,
будучи одним из инициаторов важнейшего течения в кино и антропологии,
осуществлял неоднократный пересмотр как в практическом, так и в теоретическом
плане всего того, что касается нашего понимания человеческих сообществ,
одновременно открывая новые пути собственно кинематографической
выразительности. Режиссеры «новой волны» во Франции относили его к числу своих
главных вдохновителей.
Направление, которое сегодня известно
под названием «аудиовизуальная антропология», или «антропология вне текста»,
позволяет пересмотреть те научные подходы, которые субстанционально связаны с
письменной формой фиксации. Аудиовизуальные языки позволили осознать и сделать
объектом дискуссии те области, которые определяются факторами человеческого
поведения, чувств и аффектов, а также те созданные культурой миры, которые сами
в свою очередь определяют движения и телесность, а также когнитивное восприятие
времени и пространства тех, кто к ним принадлежит. Письменные языки в этом
отношении могли лишь пытаться осуществлять перевод, несущий на себе
неизгладимый след ригидности выработанных интеллектуальной рефлексией
концептов. Развитие аудиовизуальных практик в социальных и гуманитарных науках,
разоблачающее более или менее явную избирательность, позволило в равной мере
поставить вопрос и об объективности исследования, и о степени «постановочности»
при осуществлении любого кинематографического проекта. Принятие в расчёт «точки
зрения исследования», которую выявляет анализ аудиовизуального производства,
обнаруживает ту интенциональность, которая является характерной для
социально-гуманитарных наук вообще. Возможность проблематизировать саму
исследовательскую деятельность в её отношении к тому, что исследуется,
открывает новые эпистемологичеческие перспективы постольку, поскольку здесь
осуществляется процесс непрерывной взаимной релятивизации и проблематизации как
активности различных производителей исследуемого опыта, так и рассматривающих
её наблюдателей.
Отобранные для показа в ходе Дней
этнографического кино фильмы раскрывают следующие аспекты описанной выше
проблематики:
- наблюдение и/или
конструирование реальности;
- наблюдатель и наблюдаемое:
модальности встречи;
- пространство и время в
исследовании;
- реальность и вымысел;
- история и её интерпретации.
По завершении кинопоказов, будет
проведен международный коллоквиум «Разделять знание: «прямое кино» и
конструирование реальности» (28 сентября 2010), который подведет теоретический
итог и затронет многие вопросы, относимые сегодня к сфере перспектив «знания
вне текста». В ходе коллоквиума будет проанализировано использование
современных аудиовизуальных средств в целях изучения новых областей культурной
обусловленности человеческого поведения и формирования идентичности. К участию
в коллоквиуме приглашены ведущие учёные из Франции, России и других стран.
Еще одним мероприятием Дней
этнографического кино станет Х Международный научно-практический семинар по
аудиовизуальной антропологии «Культурное наследие как «институт памяти»,
который состоится в РНИИ культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва 29
сентября – 2 октября 2010.
Организаторами кинофестиваля «Дни
этнографического кино» являются: Российский институт культурологии, Российский
научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им.
Д.С.Лихачёва, Всероссийский государственный университет кинематографии им.
С.А.Герасимова, Национальная ассоциация аудиовизуальных архивов. Кинофестиваль
проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации,
Франко-российского центра гуманитарных и общественных наук в Москве, Посольства
Франции в Москве, Французского культурного центра в Москве, при участии кафедры
ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и
межрелигиозному диалогу.
Подробнее