Министерство Образования и Науки РФ
Министерство Образования Московской Области
Координационный Совет по Педагогике и Психологии РАО
Коломенский Филиал Федерации Психологов Образования России
Государственное Образовательное Учреждение Высшего
Профессионального Образования «Московский Государственный Областной
Социально-Гуманитарный Институт», Социально-психологический Факультет
X Всероссийская научно-практическая конференция
«Практическая психология образования XXI века: духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве России»
15 февраля 2012 года
Организационный комитет:
1. Ильичева Ирина Михайловна – декан социально-психологического факультета ГОУ ВПО «МГОСГИ» - Председатель организационного комитета.
2. Бондырева Светлана Константиновна – академик РАО, ректор Московского психолого-социального института.
3. Мазуров Алексей Борисович – ректор ГОУ ВПО «МГОСГИ».
4. Коптюбенко Сергей Александрович – проректор по воспитательной работе ГОУ ВПО «МГОСГИ».
5. Ершова Регина Вячеславовна – заведующая кафедрой психологии ГОУ ВПО «МГОСГИ».
6. Фомина Наталья Александровна – академик МАН ПО, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики института психологии, педагогики и социальной работы Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина.
7. Тарасенко Наталья Николаевна – доцент кафедры психологии ГОУ ВПО «МГОСГИ».
8. Омельчанко Елена Валерьевна – доцент кафедры психологии ГОУ ВПО «МГОСГИ».
9. Новохатская Оксана Андреевна –лаборант кафедры психологии ГОУ ВПО «МГОСГИ».
Научная программа конференции
Цель конференции: обсуждение проблем духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации, в том числе разработки концепции и внедрения программ духовно-нравственного воспитания, организации эффективного взаимодействия разнообразных общественных институтов, направленного на повышение уровня нравственности и духовной культуры российского общества, развитие патриотизма и гражданственности у детей и молодежи.
Для реализации поставленной цели планируется решить следующие задачи:
- Провести дискуссии с участием ученых, педагогов, психологов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Нижнего Новгорода, Рязани, Астрахани, Коломны и др., выявить круг теоретических и прикладных проблем, связанных с организацией и реализацией программ духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
- Обменяться информацией и опытом работы в области духовно-нравственного воспитания, накопленным в различных регионах Российской Федерации. Обсудить варианты содержательного наполнения программ и основные направления деятельности учреждений образования различного типа по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, пути организации сотрудничества органов образования с общественными институтами, что позволит повысить эффективность воспитательного воздействия.
- Выработать конкретные рекомендации по организации работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
- Провести мастер-классы, презентацию психолого-педагогической литературы по проблеме духовно-нравственного воспитания, публичные лекции ведущих специалистов в этой области.
На конференции планируется заслушать программные доклады, обсудить их содержание в ходе дискуссий по широкому кругу вопросов. Планируется работа следующих секций:
- Теоретико-методологические вопросы духовно-нравственного воспитания. Психология духовности.
- Историко-прикладные аспекты духовно-нравственного воспитания в учреждениях образования (дошкольных, общеобразовательных, специальных, профессиональных и др.).
- Вопросы духовно-нравственного воспитания в религиях мира.
- Актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания и развития личности.
- Физическая культура и спорт как средство духовно-нравственного воспитания человека.
- Роль семьи в становлении и развитии духовности человека.
ОПИСАНИЕ СЕКЦИЙ
Секция 1. Теоретико-методологические вопросы духовно-нравственного воспитания. Психология духовности
- Содержание духовно-нравственного воспитания.
- Парадигмы духовно-нравственного воспитания.
- Механизмы духовно-нравственного воспитания и развития личности.
- Вопросы периодизации нравственного развития человека.
- Формы духовно-нравственного воспитания на различных этапах онтогенеза.
- Социально-экологические проблемы и духовность человека
Секция 2. Историко-прикладные аспекты духовно-нравственного воспитания в учреждениях образования (дошкольных, общеобразовательных, специальных, профессиональных и др.)
- Содержание образования и духовно-нравственное воспитание личности
- Содержание и формы духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
- Специфика духовно-нравственного воспитания студентов.
- Духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве школы.
- Особенности духовно-нравственного воспитания в специальных и коррекционных образовательных учреждениях.
- Духовно-нравственное воспитание в учреждениях профессионального образования.
- Формы и методы духовно-нравственного воспитания в России и за рубежом: от античности до средних веков.
- Особенности духовно-нравственного воспитания человека в исторический период с XIV по века.
- Проблемы духовно-нравственного воспитания в XVIII - первой половине ХХ веков (педагогический, экономический, психологический, политический аспекты).
Секция 3. Вопросы духовно-нравственного воспитания в религиях мира
- Православный взгляд на нравственность и духовность.
- Содержание духовно-нравственного воспитания с позиций Ислама.
- Представления о духовно-нравственном развитии человека в буддизме и иудаизме.
- Духовные истоки религиозного экстремизма.
- Деструктивные культы и духовные проблемы современности.
- Проблемы психологической реабилитации лиц, пострадлавших от религиозных сект.
Секция 4. актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания и развития личности
- Личность в системе социального взаимодействия.
- Роль социальных институтов в духовно-нравственном развитии человека.
- Духовно-нравственный потенциал человека.
- Духовная безопасность.
- Духовное здоровье человека, общества, семьи.
- Прикладные аспекты нравственного развития ребенка.
- Система мировоззрения и нравственные привычки личности.
- Духовно-нравственное сознание как регулятор поведения личности.
- Роль семьи в духовно-нравственном развитии человека.
- Толерантность и духовно-нравственное воспитание человека.
- Инновационные подходы к духовно-нравственному воспитанию.
Секция 5. Спорт как средство духовно-нравственного воспитания человека
- Возможности детско-юношеского спорта в воспитании и развитии патриотизма и гражданственности.
- Психологическое сопровождение спортивной деятельности как условие эффективности воспитательной работы.
Секция 6. Роль семьи в становлении и развитии духовности человека
- Проблемы организации психолого-педагогического сопровождения приемных семей.
- Психологические основы работы с семьей в образовательных учреждениях.
- Пути и средства духовно-нравственного воспитания в семье
- Современные формы брака и их роль в духовно-нравственном развитии
- Работа психолога и социального педагога с неблагополучной семьей, направленная на улучшение психологического климата
- Специфика духовно-нравственного воспитания в приемной семье
- Духовно-нравственное воспитание детей, лишенных родительского попечения
Начало работы конференции: 15 февраля в 11.00.
Регистрация участников с 10.00 до 11.00.
Пленарное заседание 11.00-13.00.
13.00 до 14.00 – обеденный перерыв.
Заседание секций с 14.00 - до 17.00.
17.00 – 18.30 – итоговое заседание (круглый стол).
Для участия в работе конференции необходимо прислать до 10 января 2012 г. заполненную заявку (Приложение 1).
По результатам конференции будет издан сборник научных статей.
Статьи принимаются до 10 января 2012 года по адресу: 140410, г. Коломна Московской обл., ул. Зеленая, д.30, МГОСГИ (КГПИ), каб. 312, кафедра психологии, либо по электронной почте kolomna-psy@mail.ru. С пометкой: «конференция» и указанием своей фамилии. Орг. взнос за публикацию материалов - 150 рублей за страницу. Деньги за оплату публикации высылать почтовым или электронным переводом по указанному адресу для Новохатской Оксаны Андреевны.
Проезд, питание и проживание за счет командирующей стороны.
Требования к оформлению материалов:
- формат MS Word-1998-2003 с расширением *.doc;
- шрифт Times New Roman, размер шрифта – 12, интервал – полуторный;
- размер всех полей – 25 мм; абзацный отступ – 1 см;
- название статьи - заглавными буквами, полужирным шрифтом, форматирование по центру;
- через строчку - инициалы и фамилия автора (ов), полужирный курсив, форматирование по центру;
- следующая строка – город, название организации, строчными буквами, форматирование по центру;
- далее через строчку следует текст, выравнивание текста – по ширине;
- не включать графические объекты; не применять стили, не использовать функцию «Списки» и специальные возможности, предоставляемые меню «Формат – Абзац – Положение на странице»; исключить автоматические переносы;
- выделения в тексте допускаются только курсивом и полужирным шрифтом, разрядка и подчеркивание исключаются;
- при необходимости, ссылки на литературу оформляются следующим образом: в тексте в круглых скобках указывается фамилия и инициалы автора, затем через запятую – год выхода публикации;
- список литературы (не более 10 источников) – печатается после основного текста 10 шрифтом.
Контактные телефоны:
8 (916) 7960128 – заведующая кафедрой психологии Ершова Регина Вячеславовна
8 (4966) 13-24-77 - кафедра психологии
8 (4966) 15-11-43 – деканат факультета психологии
e-mail: kolomna-psy@mail.ru
Адрес оргкомитета конференции:
140410, г. Коломна Московской обл., ул.Зеленая, д.30, ГОУ ВПО «МГОСГИ», психологический факультет.