Дата проведения: 21 мая 2012 года
Время проведения: 16.00-18.00
Место проведения: МГППУ, Сретенка, 29, ректорат
Программа заседания
Лопатина В.И., начальник Центрального окружного управления образования Департамента образования города Москвы
Приветственное слово участникам заседания
Рубцов В.В., ректор ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
Требования к психологической службе образования в условиях перехода на ФГОС (7 мин)
Марголис А.А., первый проректор ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
Основные направления модернизации психологической службы системы образования города Москвы (15 мин)
Лебедева М.В., директор ГБОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов окружной методический центр ЦОУО ДО г. Москвы
Организационная модель единого окружного психолого-педагогического центра (7 мин)
Бородин М.В., заместитель директора ГБОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов окружной методический центр ЦОУО ДО г. Москвы
Психологическая помощь детям с трудностями в развитии и деятельность ПМПК в системе психологической службы (7 мин)
Умняшова И.Б., заведующая учебно-производственной лаборатории факультета Психология образования ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
Содержание психологического сопровождения основных образовательных программ образовательного учреждения (7 мин)
Хломов К.Д., руководитель Управления
социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток»
МГППУ
Психологическое сопровождение учащихся с трудностями в социализации. Модель психологического подросткового центра (7 мин)
Коновалова И.В., начальник Управления учебно-методического сопровождения молодых специалистов педагогов психологов МГППУ
Требования к профессиональной компетентности педагога-психолога в условиях модернизации психологической службы (7 мин)
Парфенюк И.В., заместитель начальника Управления методического обеспечения практической психологии образования
Методическое обеспечение психологической службы в условиях модернизации психологической службы. Единый городской психологический мониторинг (7 мин)
Открытая дискуссия
Асмолов А.Г. , председатель Наблюдательного экспертного совета
Подведение итогов, принятие резолюции
Резолюция заседания наблюдательного экспертного совета
21 мая 2012 года
В заседании приняли участие сотрудники Департамента образования города Москвы, начальники и заместители начальников окружных управлений образования, окружных методических центров, специалисты ВУЗов, руководители общеобразовательных учреждений и психологических центров.
Председатель совета: Асмолов Александр Григорьевич, директор Федерального института развития образования.
Модераторы заседания:
Лопатина Вера Ивановна, начальник Центрального окружного управления образования Департамента образования город Москвы.
Рубцов Виталий Владимирович, ректор ГБОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет.
В ходе заседания обсуждались результаты выполнения пилотного проекта модернизации психологической службы в системе образования Департамента образования города Москвы в 2011-2012 г.г.:
- психологического обеспечения реализации основных образовательных программ образовательных учреждений;
- оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, испытывающим трудности в обучении, развитии, социальной адаптации;
- модернизации сети психологических центров ЦОУО Департамента образования г. Москвы;
- информационного и организационно-методического обеспечения специалистов психологической службы;
- апробация компетентностной модели аттестации специалистов психологической службы;
Итоги заседания наблюдательного экспертного совета:
Совет рассмотрел и одобряет промежуточные результаты реализации пилотного проекта в образовательных учреждения ЦОУО Департамента образования г. Москвы.
Совет поддерживает цели и основные направления модернизации психологической служб образования, разработанные в ходе реализации пилотного проекта, предлагаемую организационную модель окружной психологической службы и основные проекты ее построения.
Члены Совета отмечают необходимость:
- совершенствования деятельности специалистов службы в обеспечении психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы образовательных учреждений;
- создания унифицированных стандартизированных пакетов диагностических и средств;
- внедрения стандартизированных пакетов психолого-педагогических услуг;
Совет поддерживает предложения о развитии деятельности психолого-медико-педагогических комиссий:
- необходимость проведения мониторинговых обследований детей (в том числе, обучающихся в инклюзивных образовательных условиях и детей с трудностями в социальной адаптации).
- внедрении направления работы ПМПК по оценке эффективности коррекционной работы в ходе повторного обследования.
Члены совета поддерживают положительный опыт апробации системы аттестации профессиональной деятельности на основе компетентностного подхода.
Совет рекомендует представленную модель модернизации психологической службы Департамента образования г. Москвы для реализации в городе Москве в качестве необходимого условия успешной реализации ФГОС второго поколения.
Совет отмечает необходимость определения Департаментом образования г. Москвы модели финансирования модернизации психологического сопровождения образования (из норматива на обучение учащихся), или в качестве целевой субсидии, считая более предпочтительным вариант целевой субсидии.
Текст данной резолюции направлен в следующие организации и учреждения:
Правительство Москвы
Департамент образования города Москвы
Справка
о ходе реализации пилотного проекта модернизации психологической службы в системе Департамента образования города Москвы
В соответствии с поручением заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы О.Ю. Голодец и приказом Департамента образования г. Москвы от 24 ноября 2011 года № 928 на базе образовательных учреждений Центрального округа под руководством ГОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет проводится пилотный проект модернизации психологической службы.
Целью пилотного проекта, апробируемого в настоящее время в ЦАО, является повышение эффективности всех звеньев психологической службы.
Основные направления в реализации проекта:
Оценка компетентности педагогов-психологов в ПМСЦентрах и образовательных учреждениях, разработка новых форм дополнительного профессионального образования педагогов-психологов.
Разработка стандартов оказания специальных психологических услуг детям с проблемами в развитии, обучении и поведении.
Разработка стандартов оказания психологических услуг учащимся общеобразовательных учреждений и психологическое сопровождение основных образовательных программ этих учреждений.
Создание единой программы городского психологического мониторинга.
Развитие современных форм методического сопровождения психологической службы с использованием информационных технологий.
Создание профессионального психологического инструментария на основе стандартизации диагностических методик, их отбора и соблюдения авторских прав.
В ходе реализации основных направлений пилотного проекта в настоящее время разработаны и апробированы:
- программа квалификационного испытания по оценке профессиональной компетентности педагогов-психологов;
- проекты стандартов оказания психологических услуг;
- регламенты деятельности городской и окружных психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК);
- программа повышения квалификации педагогов-психологов на основе методического анализа дефицитов компетенций;
- программа психологического сопровождения образовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС;
- протоколы решения типовых профессиональных задач;
- макет стандарта профессиональной деятельности педагога-психолога.
Предложена новая организационная модель построения психологической службы в условиях перехода образовательных учреждений на новую систему финансирования, позволяющая осуществлять психологическое сопровождение учащихся в соответствии с требованиями ФГОС как в рамках штатного расписания образовательных учреждений (в рамках нормативного финансирования), так и в условиях аутсорсинга со стороны ПМСЦентра округа.
1. В результате апробации пилотного проекта в Центальном окружном управлении образования Департамента образования города Москвы 7 психологических центров будут объединены в единый окружной психолого-педагогический центр, что позволит:
- оптимизировать систему управления психологической службой;
- значительно сократить состав административно-управляющего персонала;
- сформировать базовые пакеты услуги для всех категорий детей;
- внедрить единые механизмы оценки качества оказываемых услуг;
- осуществлять эффективный контроль использования бюджетных средств.
Готов пакет документов, необходимых для реорганизации до 1 июня юридических лиц. Документы находятся на согласовании с представителями профсоюзной организации. Проводится изучение потребности образовательных учреждений в объемах услуги единого центра.
2. В структуре единого центра будут созданы три подразделения:
- Психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений;
- Психолого-медико-социального сопровождения детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
- Единая окружная психолого-медико-педагогическая комиссия;
3. В ноябре 2011 года проведен мониторинг профессиональной компетентности 93 педагогов-психологов и 29 социальных педагогов психологических центров. С февраля по июнь 2012 года проводится мониторинг специалистов общеобразовательных школ и детских садов.
Для оказания услуг образовательным учреждениям будут допущены только педагоги-психологи, успешно прошедшие профессиональное тестирование и сертификацию на специальные виды деятельности:
- обеспечение реализации основной образовательной программы школы;
- профилактика правонарушений, зависимого поведения, иных нарушений социализации;
- коррекционная работа для детей, испытывающих трудности в обучении, развитии, социализации;
- мониторинг психологической среды, профилактика эмоционального неблагополучия;
В результате модернизации штатный состав специалистов психологических центров сократится на 8-10%. Ставки педагогов-психологов будут выведены из штатного расписания школ.
Специалисты, успешно прошедшие тестирование, будут переведены в состав единого окружного психолого-педагогического центра.
4. Образовательные учреждения смогут обеспечить квалифицированное психологическое сопровождение обучающихся, обратившись на условиях аутсорсинга в единый психолого-педагогический центр, психологические центры, открытые на базе университета.
5. Деятельность единого центра будет обеспечена унифицированными пакетами программно-методических средств, разработанными и утвержденными научно-методическим советом Службы практической психологии образования с системе Департамента образования города Москвы.
Создаются курсы повышения квалификации специалистов, основанные на индивидуальных маршрутах повышения квалификации.
6. Разработана концепция информационного портала психологической службы, включающего электронные кабинеты специалистов и позволяющего получать актуальные статистические сведения о результатах деятельности психологической службы.
Промежуточные результаты пилотного проекта 2011/2012 учебного года были представлены на российских и городских научно-практических конференциях и получили широкое отражение в СМИ.
21.05.2012г. запланировано расширенное заседание Наблюдательного экспертного совета пилотного проекта модернизации психологической службы, в рамках которого состоится общественно-профессиональная экспертиза пилотного проекта.
Наряду с отмеченными выше результатами пилотного проекта в ходе его реализации был выявлен целый ряд серьезных проблем.
Одной из таких проблем является серьезный дефицит социально-психологического сопровождения учащихся старшего подросткового возраста.
Необходимо отметить, что абсолютное большинство ПМСЦентров Департамента образования города Москвы создавались как центры, ориентированные, прежде всего на междисциплинарную коррекционно-развивающую работу с детьми с проблемами развития. Иначе говоря, в этих центрах отсутствуют подготовленные специалисты, обладающие компетенциями, необходимыми в профилактике и коррекции социальных рисков (девиантное поведение, химическая зависимость, ксенофобия и экстремизм, риски суицидального поведения). Центры так же не располагают в большинстве случаев эффективными социально-психологическими технологиями такой работы. Одним из немногочисленных примеров современного психологического центра, ориентированного на работу с социальными рисками подростков является Центр «Перекресток» в структуре Московского городского психолого-педагогического университета.
В этой связи считаем целесообразным рассмотреть вопрос о создании сети аналогичных многопрофильных психологических подростковых центров в каждом округе г. Москвы (такие центры могли бы стать подразделениями действующего центра «Перекресток» МГППУ).