|
6 июля–19 августа 2012
|Россия, Тверь
образовательная программа
Летняя школа-2012 "Русского репортера"
В 2012 году Летняя Школа пройдет в деревне Перевесы Максатихинского
района Тверской области (это примерно
320
км. от Москвы). Рядом с ней находится село
Кострецы, фактически эти населенные пункты слиты
воедино, даже школа, расположенная в Перевесах,
называется Кострецовской.

С 16 июля по 19 августа этого года пройдет очередная Летняя
школа, организованная при участии журнала «Русский репортер». В этом проекте
участвуют сотни студентов, школьников, ученых и журналистов со всей России.
Мероприятие проходит в формате палаточного лагеря, для лабораторий и занятий
используется помещение сельской школы и уличные павильоны.
Летняя школа – проект сугубо волонтерский: никто не получает
зарплат и гонораров, все делается исключительно на общественных началах. При
этом образовательный потенциал этого проекта достаточно велик. На сезон 2012
предполагает до 1000 лекций, мастер-классов и семинаров по самым разным темам:
от квантовой физики до социальной психологии, от японской литературы до основ
эмбриологии.
Кроме того, Летняя школа является социальным проектом – в
полевых условиях студенты, школьники и преподаватели создают своего рода
«идеальное государство».
История
Традиция проведения подобных летних школ существует еще с
конца 80-х годов. Данная школа проводится уже в 9-й раз: 2004 – с. Столипино
(Тверская область); 2005 – д. Костенево (Московская область); 2006 – с. Засижье
(Смоленская область); 2007 – д. Костенево, (Московская область); 2008 – с.
Рождество (Тверская область); 2009 – с. Рождество (Тверская область); 2010 – д.
Ручки (Тверская область); 2011 – д. Ручки (Тверская область).
В перспективе предполагается использовать одно и то же
место.
Финансирование
Работа школы строится исключительно на волонтерских
принципах. Все (включая преподавателей, директора и администрацию - платят
взнос за участие), который идет, в первую очередь, на обеспечение питания.
Однако, учитывая постоянно увеличивающееся число участников школы,
предполагается привлекать дополнительное финансирование для обустройства
лагеря, технического оснащения, оплаты дороги преподавателям, улучшение
качества питания, учебное оборудование и т.д.
Цели и задачи
-
Создание межрегионального сообщества активной молодежи,
ориентированного на ценности модернизации и инноваций;
-
Развитие навыков научного мышления и исследовательской
практики;
-
Повышение привлекательности научно-технологической
тематики среди молодых журналистов;
-
Обучение представителей естественных наук (медики, физики,
инженеры, биологи) основам популяризации научных достижений;
-
Социализация подростков и молодежи, развитие навыков
самоорганизации и ответственности.
Участники
В 2011 году общее количество участников Школы превысило 700
человек (единовременно на Школе находилось до 320). Ожидается, что численность
будет увеличиваться (в 2012 году предполагается, что количество участников
может превысить 1000).
В проекте участвуют люди разных возрастов – от школьников
старших классов до профессоров. Образовательная концепция подразумевает
отсутствие жесткого разделения на возрастные «касты». Например, студент часть
дня может выступать в роли преподавателя, а другую часть – в роли
слушателя.
В Летней школе принимают участие представители практически
всех регионов России. Наиболее активны делегации из: Москвы, Санкт-Петербурга,
Калининграда, Новосибирска, Курска, Красноярска, Владивостока, Екатеринбурга,
Ростова-на-Дону, Обнинска, Воронежа, Белгорода, Краснодара, Ставрополя, Томска,
Дубны, Череповца, Хабаровска, Волгограда, Самары, Саратова и др.
Среди преподавателей Летней школы:
-
Ученые и вузовские преподаватели (МГУ, СПбГУ, МФТИ, МИСиС,
ММА, РУДН, МГППУ, РГГУ, ГУ-ВШЭ, РГГУ, ЮФУ, СПбГУ, МФТИ, СФУ, МПГУ, МГПУ, ИМБП,
ФИАН, ОИЯИ, ИКИ и др.);
-
Журналисты («Русский репортер», «Эксперт», Полит.Ру, GEO,
РИА «Новости», «Наука и технологии в России», «Наука и жизнь», РЕН- ТВ и
др.);
-
Врачи, экологи, предприниматели, инженеры, фотографы,
дизайнеры, сотрудники пресс-служб.
Организации жизни и быта
-
Весь процесс делится на учебные циклы – 5 рабочих дней + 2
дня на отчетные мероприятия и отдых;
-
Большинство участников школы проживают в палатках;
-
В здании сельской школы проводятся занятия и размещаются
лаборатории. Часть занятий проходит в полевых аудиториях;
-
Еда готовится на костре дежурными бригадами. Организация
кухни соответствует действующим нормам СанПиН;
-
На Школе постоянно присутствует врач, медпункт оснащен
всеми необходимыми лекарствами и перевязочным материалом;
-
За физическим и психологическим состоянием школьников
следят кураторы (это что-то вроде вожатого). В среднем один куратор приходится
на 5-7 школьников.
Основные направления
Летняя школа разделена на «мастерские» - что-то вроде
факультетов или отделений. В 2012 году их предполагается несколько десятков.
Среди ключевых направлений можно выделить:
-
Школа научной журналистики. Совместное образование
журналистов и представителей естественнонаучных дисциплин. В программе
участвуют известные ученые, а также руководители отделов науки крупнейших
изданий и пресс- секретари университетов и научных институтов;
-
Отделение социальных наук. История, культурология,
социология, социальная психология, антропология и др. Сочетание учебных курсов
с учебными исследовательскими проектами;
-
Лаборатория текста. Ее работа находится на стыке
филологии, журналистики и лингвистики. На примерах мастеров текста слушатели
курса учатся вычленять литературные приемы и применять их на практике. На этой
лаборатории можно «свои руками» попробовать разные стили и жанры – от русской
народной сказки до современной пьесы, от японских мемуаров до российской
публицистики;
-
Лаборатория инженерных наук и computer science. Создание
собственных программных продуктов и приборов;
-
Экспериментальная Полевая Лаборатория ЭКОС. Новый подход к
преподаванию экологических дисциплин и организации общественной активности.
Среди проектов, запланированных на этот год: экостроительство, составление карт
биоценозов района и гербариев, изучение различных методов форсированного
разложения бытовых отходов и др.;
-
Мастерская репортажной журналистки. Освоения навыков
репортажа, практика на основе сельской жизни. Студенты и школьник получают опыт
описания реальной жизни и быта людей: пастухов, доярок, сельских учителей,
чиновников, лесорубов;
-
Мастерская культурной журналистики. Теория представлена
циклами лекций по истории театра, музыки, кино, литературы, по актуальным
проблемам этих сфер культуры. В практику будут включены творческие встречи и
мастер-классы с режиссерами, критиками, музыкантами, а также поездки на
различные культурные мероприятия и постановка собственных спектаклей;
-
Биомедицинское отделение. Подготовка будущих врачей и
ученых. В программе цитология, анатомия, гистология, биохимия, генетика,
эмбриология, фармацевтика и т.д.;
-
Лаборатория математического моделирования. Использование
математических методов в гуманитарных науках: истории, социологии,
языкознании;
-
Центр полевых социальных исследований. Экспедиции по
району совместными силами социологов, культурологов, журналистов, этнографов,
фотографов. Исследование различных аспектов жителей села;
-
Мастерская фотожурналистики. В программе: лекции и
мастер-классы фотографов и фоторедакторов, практические занятия, знакомство с
творчеством выдающихся фотографов, просмотр и обсуждение фотографий, подготовка
фотовыставки.
-
Лаборатория психологии. Акцент сделан на научной
психологии. Участникам предлагается освоить основные методы психологического
исследования, познакомиться с различными теориями личности, принять участие в
экспериментах и тренингах.
Учебная и научная программа
Занятия на Летней школе проходят в различных форматах:
лекции, круглые столы, мастер-классы. Особое внимание уделяется
исследовательским и практическим проектам. Образовательная концепция летней
школы подразумевает, что ученики не просто заучивают сухие факты, но и
самостоятельно получают новые знания. Примеры учебных курсов и
мастер-классов:
-
«Масштабы в физике: макро-, микро- и нано-»,
-
«Как писать научную новость»,
-
«Использование метафоры в научной журналистике»,
-
«Цвет в физике, физиологии, психологии и
социологии»,
-
«Основы нейробиологии и биофизики»,
-
«Возможности атомно-силовой микроскопии»,
-
«Биочипы»,
-
«Экономика солнечной энергетики»,
-
«10 самых значимых экспериментов в истории социальной
психологии»,
-
«Глобальное потепление – мифы и реальность»,
-
«Что полезного могут дань микроорганизмы, обитающие в
Антарктиде»,
-
«Самостоятельное выделение ДНК»,
-
«Особенности жанра эссе»,
-
«Бозон Хиггса и проблемы современной физики»,
-
«Психологические проблемы при написании текста».
Примеры исследовательских и практических
работ
-
«Оптический датчик магнитного поля»,
-
«Оптимизация раскладки клавиатуры»,
-
«Адаптация мигрантов из Средней Азии и Кавказа к
культурно-социальным условиям сельской местности Центральной России»
-
«Информационная проводимость социальных сетей»,
-
«Представления о современной истории у людей, родившихся
после 1991 года»,
-
«Структура организации сельского сообщества»,
-
«Создание компактного осциллографа»,
-
«Как пишут о науке в России и Германии».
Ориентировочный график Летней Школы 2012
|
6 июля (понедельник)
|
Квартирьеры-волонтеры начинают готовить место под лагерь – кухня, кабинеты,
туалет и т.д.
|
|
13 июля (пятница)
|
Выезд утром из Москвы (централизованным автобусом) первой партии участников
Школы. Начало обустройства на месте – постановка личных палаток, общественные
работы и пр.
|
|
14 – 15 июля(суббота - воскресенье)
|
Дополнительные заезды централизованным автобусом (скорее всего, из Твери).
Подготовка места – обустройство кабинетов, армейских палаток, костровых
площадок и проч. Вечером 15 июля – торжественное открытие школы с
соответствующими речами, песнями и плясками.
|
Директор Летней школы – Юрий Романов
|
16 – 20 июля
|
Первый рабочий цикл
|
|
21 – 22 июля (выходные)
|
Пересменок: выходные, «золотые лекции», презентации и отчеты мастерских,
концерты, спектакли и прочие радости жизни. В конце выходных – всеобщий
праздник, посвященный началу нового цикла.
|
|
23 – 27 июля
|
Второй рабочий цикл
|
Директор Летней школы – Григорий Тарасевич
|
28 – 29 июля
|
Пересменок…
|
|
30 июля – 3 августа
|
Третий рабочий цикл
|
|
4 – 5 августа
|
Пересменок…
|
|
6 – 10 августа
|
Четвертый рабочий цикл
|
|
11 – 12 августа
|
Пересменок…
|
|
13 – 17 августа
|
Пятый рабочий цикл
|
Директор Летней школы – Ирина Маслякова
|
17 августа
|
Итоговые презентации и отчеты мастерских. Песни и пляски
|
|
18 августа
|
Сворачивание школы
|
|
19 августа
|
Отъезд
|
|
Ориентировочный распорядок дня на ЛШ
|
7:00
|
Дежурные по кухне начинают пить кофе и готовить завтрак
|
8:00
|
Подъем: «Вы про-о-о-сы-па-е-е-те-сь….»
|
8:00 – 9:00
|
Умывание, зарядка, пение хором, дискотека и прочие действия, способствующие
пробуждению
|
9:00 – 10:00
|
Завтрак
|
10:00 – 11:30
|
Первая пара. Как правило, она проходит в рамках базовой мастерской. «Парой»
может считаться и лекция, и семинар, и самостоятельное написание статей или
проведение исследований
|
11:45 – 13:15
|
Вторая пара. Она тоже обычно в рамках базовой мастерской
|
13:15 – 14:00
|
Большой перерыв. Если поторопиться, то можно сбегать искупаться. Правда,
некоторые фанатики норовят затянуть вторую пару до обеда
|
14:00 – 15:00
|
Обед
|
15:00 – 16:30
|
Третья пара. Тут обычно нет жесткой привязки к мастерской, хотя бывает по-
разному. Например, если у мастерской горит проект, то приходится жертвовать
интересными лекциями и доделывать недоделанное. Следите за расписанием.
|
16:45 – 18:15
|
Четвертая пара. У нее статус такой же, как и у третьей. На нее чаще всего
назначают «золотые лекции».
|
18:15 – 19:00
|
Перерыв. Можно опять попробовать сбегать на речку или посидеть с
книжкой.
|
19:00 – 20:00
|
Ужин
|
20:00 – 21:30
|
Пятая пара. Здесь что-то более легкое и факультативное: кино, дискуссия и
т.д.
|
21:30 – 21:45
|
В этот перерыв можно впихнуть вечерний чай, который организуется по
мастерским. Впрочем, можно совместить чай с занятиями
|
21:45 – 23:15
|
Шестая пара. Что-то уж совсем ненапрягающее.
|
24:00
|
Режим тишины. Это означает, что в местах, где могут спать люди, не должно
издаваться никаких звуков громче шепота
|
Григорий Тарасевич - редактор отдела науки еженедельного журнала "Русский
репортер" (www.rusrep.ru),
Руководитель Летней школы журналистики
(/shkolarr.livejournal.com,
http://vkontakte.ru/club3618027)
Дополнительные контакты:
Телефон: 8-915-370-75-14
ЖЖ: http://gri-tarasevich.livejournal.com/
Deprecated: Function split() is deprecated in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/djem.php on line 778
Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/djem.php on line 686
Fatal error: Call to a member function Get() on a non-object in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/service_bar.php on line 38
|
|
|