С 10 по
12 октября 2014 года пройдёт IX Московский фестиваль науки NAUKA 0+. Научный
праздник, который рассчитан на самую широкую аудиторию. Каждая
деталь фестиваля создана для того, чтобы увлечь наукой детей, подростков,
студентов и всех, кому интересен окружающий мир.
Открытые исследования челябинского метеорита, лекции
нобелевских лауреатов, телемост с МКС и ЦЕРН, российские, британские и
австрийские научные шоу, большая робототехническая зона, первый отечественный
медицинский экзоскелет, творческие мастерские и лаборатории, эксперименты и
интерактивные выставки!
Организаторы мероприятия – Правительство Москвы, МГУ имени
М.В. Ломоносова, Министерство образования и науки Российской Федерации.
Основные площадки фестиваля - МГУ и Экспоцентр. Кроме них, 100 вузов, музеев и
научных центров Москвы откроют свои двери для желающих прикоснуться к
науке.
В рамках фестиваля пройдет целый ряд мероприятий - выставок,
публичных лекций - посвященных проблемам психологической науки и практики,
связи сознания и мозга, и многим другим. Мы представляем Вашему вниманию Топ-5
событий Фестиваля науки, раскрывающим тайны психики.
Москва Фундаментальная Библиотека МГУ, Актовый зал 12
октября 2014, 13:00 — 14:00
Марков
Александр Владимирович, доктор биологических наук, и.о. зав. кафедрой
биологической эволюции биологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник
Палеонтологического института РАН. «Зачем обезьяне мозг философа?» - этот
риторический вопрос любят задавать креационисты, полагая, что тем самым они
разбивают эволюцию в пух и прах. Действительно, образ жизни первобытного
охотника-собирателя, казалось бы, не требует каких-то экстраординарных
умственных способностей. Тем не менее, у наших предков еще на стадии
охотников-собирателей развился огромный мозг. Уже 500000 лет назад мозг был
почти такой же, как у нас сейчас, а 200 000 лет назад – совершенно такой же. А
ведь тогда не было ни науки, ни письменности, ни государств, ни законов, ни
искусства... Почему же мозг у первобытных охотников развился до такого
состояния, что его, как выяснилось постфактум, можно использовать для
разработки космических кораблей, сочинения симфоний и управления государством?
О причинах и факторах роста мозга в ходе антропогенеза, а также о более общих
причинах кажущейся "избыточности" многих биологических систем, и пойдет речь в
лекции.
-
Выставка
"
Прозрачный
мозг и Система комплексной психофизиологической оценки
индивидуально-типологических особенностей целенаправленной деятельности
личности"
Москва ЦВК "Экспоцентр" ул. Краснопресненская набережная, д.14 с 12 октября
2012 по 14 октября 2012 10:00 — 18:00
Экспозиция будет состоять из четырех логически
связанных блоков: "Видеотрекинг", "Оптогенетика", "Нейрогенез" и
"Ультрамикроскопия", где можно будет увидеть и узнать: 1) об экспериментальных
моделях исследования памяти с видеотрекингом поведения у лабораторных животных
при обучении в реальном времени; 2) о новейших методах оптогенетики с
прижизненной визуализацией активности нейронов в мозге трансгенной мыши с
вживленным оптоволокном в свободном поведении; 3) о последних достижениях в
исследованиях феномена рождения новых нейронов во взрослом мозге с показом
отдельных нейронов и стволовых клеток мозга под флюоресцентным микроскопом; 4)
о технологии трехмерной визуализации работы генов в целом мозге животных с
возможностью читать текст под микроскопом сквозь мозг мыши, ставший прозрачным.
Основное назначение - объективная оценка индивидуальных психофизиологических
особенностей достижения результатов модельной деятельности человека и
вызванного функционального напряжения по энцефалографическим и
кардио-респираторным показателям. Раскрываются качества человека проявления
которых не могут быть произвольно им скрыты.
Москва Фундаментальная Библиотека МГУ, Актовый зал 12 октября 2014 11:45 —
12:45
Александров
Юрий Иосифович, профессор, зав. лабораторией психофизиологии им. В.Б. Швыркова
Института психологии РАН, зав. кафедрой психофизиологии Государственной
академии гуманитарных наук. Связаны ли наборы генов у людей, принадлежащих к
данной культуре, с тем, какова специфика этой культуры? Если да, то какова тут
роль эволюционных процессов? Затрагивают ли эти процессы мозг? Что делает мозг
как целое, и какой вклад в эту работу вносят составляющие мозг клетки -
нейроны, какова связь их активности с поведением? Одинаковы ли мозг и психика у
людей, принадлежащих к разным культурам? А у людей, принадлежащих к одной
культуре, но относящихся к разным социальным группам, имеющих разную профессию,
разные политические убеждения и т.п.? И если культурно-социо-специфические
особенности генов, нейронов, людей все-таки существуют, то как к ним относиться
- как к трудности, которую надо терпеливо, толерантно преодолевать? Или следует
не преодолевать, а эффективно использовать? На лекции будут рассмотрены эти
вопросы с учетом новых данных ряда сопредельных наук.
Москва Шуваловский корпус МГУ, Сектор В, ауд. 4 11 октября
2014 10:30 — 11:30
Джакомо
Ризолатти, профессор Пармского университета, Италия. «Как мы понимаем других:
зеркальный механизм». Одно из удивительных открытий последних десятилетий
связано с так называемыми зеркальными нейронами, как называют необычные клетки
головного мозга, которые активизируются при наблюдении за выполнением
какого-либо действия точно так же, как если бы это действие выполнялось
самостоятельно. Этот зеркальный механизм первоначально был обнаружен у обезьян,
но со временем выяснилось, что он так же работает и в человеческом мозге.
Зеркальные нейроны, считает профессор Джакомо Риззолатти, которому это открытие
принесло мировую известность, помогают нам лучше понимать других людей, причем
через прямую симуляцию, а не рационального анализа. Зеркальные нейроны, по
мнению ученого, помогают нам понять не только действия, но и намерения других
людей.
Москва Фундаментальная Библиотека МГУ ул. Ломоносовский
проспект, д.27 с 10 октября 2014 по 12 октября 2014 10:00 — 18:00
Демонстрируется механизм восприятия зрительных иллюзий.
Объясняется: почему мы воспринимаем зрительные иллюзии. Обсуждается
психологическое и психофизическое возникновение зрительных иллюзий.