Портал психологических новостей RSS подписка Возрастная категория 16+
 

24–26 июня 2015 |Россия, Москва   конференция

III Международная научно-практической конференция «Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы»

Информационное письмо

24 июня 2015 года в Москве начала свою работу III Международная научно-практической конференция «Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы».

Цель масштабного форума, который организован Минобрнауки России, Департаментом образования города Москвы, Московским городским психолого-педагогическим университетом и Северо-Кавказским федеральным университетом, - обсудить результаты реализацииГосударственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы, выработать стратегию решения проблемных вопросов, касающихся создания универсальной безбарьерной среды для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, консолидировать усилия профессионального сообщества, представителей общественных организаций и органов государственной власти.

Конференция, собравшая более 400 экспертов из 54 регионов России, дальнего и ближнего зарубежья, открылась выступлением студентки Российской государственной специализированной академии искусств Елены МАРТИРОСОВОЙ (партия фортепиано – Владимир ЗОЛОТЦЕВ).

Затем с приветственным словом к участникам конференции обратился заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Вениамин КАГАНОВ, который, отметив важность развития инклюзивного образования в Российской Федерации, подчеркнул, что в этой области необходимо сотрудничество и созидательная работа, а главными задачами является обеспечение доступности и качества образования.

В своем выступлении первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию Олег СМОЛИН,  подчеркнул, что всем детям должны быть созданы особые образовательные условия, при этом коррекционное и инклюзивное образование должны развиваться параллельно, чтобы у родителей детей с ОВЗ был выбор образовательного маршрута.

Выступивший на конференции доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, ректор ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» Виталий РУБЦОВ заявил, что инклюзивное образование в России начинает развиваться как целостная система: от дошкольного до вузовского образования, при этом очень важна опора на опыт и серьезные научные исследования. Виталий Владимирович отметил, что активно укрепляется связь образования с НКО, фондами, общественными организациями, которые вносят значительный вклад в развитие инклюзии в стране.

Член Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов, президент Фонда академической профессиональной поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Талант преодоления» Ольга КАШИРИНА заявила, что необходимо формировать систему адресной профессиональной ориентации для молодых инвалидов.

Директор Института образования и социальных наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования Северо-Кавказского федерального университета Валерий ШАПОВАЛОВ отметил, что необходимо включать выпускников с ОВЗ в социальное предпринимательство.

Уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна ПОТЯЕВА в своемвыступлении отметила важность решения проблемы межведомственного взаимодействия на региональном уровне при переходе от инклюзивного образования к инклюзивному обществу.

Председатель Совета по делам молодых инвалидов (18+) при ДСЗН города Москвы, руководитель БФ «Равные среди равных» Юлия КАМАЛ заявила, что в настоящее время активно формируется родительское сообщество, которое является инициатором многих изменений в системе инклюзивного образования.

Затем ученица седьмого класса московской школы № 548, участница проекта «Развитие лидерства среди подростков с инвалидностью» РООИ «Перспектива» Дженнет БАЗАРОВА рассказала о своем опыте обучения в условиях инклюзивного образования.

Президент Фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход» Авдотья СМИРНОВА констатировала, что предстоит еще большая и тяжелая работа по дальнейшему развитию инклюзивного образования в России.

Руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», член правления "Autism Speaks" Игорь ШПИЦБЕРГ, приветствуя участников форума, заявил, что предстоит еще много и интенсивно работать, поскольку инклюзивная система в России только создается, и перед специалистами, работающими в системе государственного образования, а также родительскими организациями и НКО стоят огромные задачи.

После перерыва состоялось первое пленарное заседание под председательством доктора психологических наук, профессора, ректора Московского психолого-педагогического университета Виталия Рубцова и директора Института образования и социальных наук, заведующего кафедрой педагогики и психологии профессионального образования Северо-Кавказского федерального университета Валерия Шаповалова. С докладами выступили: заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации Ирина ТЕРЕХИНА («Государственная политика в сфере инклюзивного образования»), а также участники конференции из Германии - Биргит ДАНИКЕ и Файге ЭКХАРД («Инклюзивные школы в Германии (на примере специальной школы Пауля и Шарлотгы Книзе (Берлин) и средней школы им. Роланда (Бремен)».

Втрое пленарное заседание вели заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Ирина Терехина проректор МГППУ по инклюзивному образованию, директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ Светлана АЛЕХИНА. Были заслушаны доклады российских и зарубежных участников конференции:

  • Дымочка М.А.(Россия): «Актуальные вопросы совершенствования медико-социальной экспертизы и межведомственного взаимодействия»
  • Алехина С.В. (Россия): «Современные тенденции в развитии инклюзивного образования в России»
  • Валерия Кэрролл (Великобритания): «Инклюзивное образование в Великобритании: текущее развитие, перспективы, практика»
  • Кукушкина О.И. (Россия): «ФГОС для обучающихся с ОВЗ требует ориентировки на развитие ребенка»
  • Джилл Портер (Великобритания): «Трудности и возможности при взаимодействии с инклюзивной средой»
  • Ефремова Г.И. (Россия): «Состояние инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных организациях Российской Федерации»
  • Адам Дрейфус (США): «Обучение учащихся с диагнозом нарушений аутистического спектра в обычных классах государственных школ в Соединенных Штатах Америки»
  • Приходько О.Г. (Россия): «Повышение квалификации педагогических кадров в рамках реализации Государственной программы "Доступная среда»

После перерыва состоялось подведение итогов Второго Всероссийского конкурса «Инклюзивная школа России» и награждение победителей. Конкурс был организован Институтом проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета и РООИ «Перспектива» при поддержке Министерства образования и науки РФ. Участие в конкурсе приняли 120 образовательных организаций из 20 регионов России. Вел церемонию награждения актер и телеведущий Валдис ПЕЛЬШ, который зачитал собравшимся приветствие, подписанное заместителя Министра образования и науки РФ Вениамином  Кагановым.

Победителями в номинации "Лучший детский сад, реализующий инклюзивную практику" стали: ГБДОУ №83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга и Отделение «Наш дом» ГБОУ Школы №1206 Москвы. Победителей поздравила актриса Эвелина БЛЕДАНС с сыном Семеном.

"Лучшим ресурсным центром по инклюзивному образованию" стало Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областной центр диагностики и консультирования» Новосибирской области.

В номинации "Лучшая практика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования" победу одержала МБОУ Верх-Тулинская общеобразовательная школа №14 Новосибирского района Новосибирской области. 

В номинации "Лучший координатор по инклюзии в образовательной организации" победила Елена ЕСИКОВА (МБОУ СОШ № 21, Ставрополь). 

Победителем в номинации "Лучший педагог инклюзивного образования" стала Наталья КОЛПАШНИКОВА, учитель русского языка и литературы (МБОУ №3, Ирбит Свердловской области). 

"Лучшей школой, реализующей инклюзивную практику", признана МБОУ «СОШ № 84» (Северск Томской области). 

В церемонии награждения победителей приняли участие председатель правления РООИ «Перспектива» Денис РОЗА; участник проекта «Развитие лидерства среди подростков с инвалидностью» РООИ «Перспектива» Евгений ЛЯПИН; начальник отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации Лариса ФАЛЬКОВСКАЯ; участник конференции из США Адам ДРЕЙФУС, ученица седьмого московской школы №548, участница проекта «Развитие лидерства среди подростков с инвалидностью» РООИ «Перспектива» Дженнет Базарова, актер театра и кино Артур СМОЛЬЯНИНОВ; участники интегрированной театральной студии Круг II.

В праздничном концерте по случаю награждения победителей конкурса выступили актеры студии «Этно-Ритм DEAF», участники телепроекта «Голос» Софья АВАЗАШВИЛИ и Александр БАБЕНКО, дуэт VIMADEAN, лауреаты международных конкурсов Анастасия ПЕТРУНИНА (скрипка) и Денис ПЕТРУНИН (маримба), участница Клуба спортивных танцев на колясках и «Мисс независимость – 2013» Елена ПАСТУХОВА, ансамбль танца «ART DANCE» (Северная Осетия).

25 июня III Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы» продолжила свою работу в здании Московского городского психолого-педагогического университетаУчастники утренних тематических секций и круглых столов (более 800 специалистов из 74-х регионов России, а также из Белоруссии, Казахстана, Украины, Узбекистана, США, Канады, Чехии, Германии, Великобритании) обсуждали следующие проблемы:

  • Научные исследования в сфере инклюзивного образования
  • Региональные модели развития инклюзивного образования: вопросы управления и организации
  • Психолого-педагогическое сопровождение – ключевое условие инклюзивного образования
  • Образовательная практика инклюзии: технологии и подходы
  • Непрерывность инклюзивного образования лиц с инвалидностью и ОВЗ: школа-колледж-ВУЗ
  • Обеспечение доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями
  • Система подготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров для инклюзивного образования
  • Особенности проектирования и реализации жизненного маршрута обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью
  • Образовательная практика инклюзии: технологии и подходы
  • Доступность образования для детей с ОВЗ и дополнительного образования
  • Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра

Также состоялся семинар на тему: «Непрерывность инклюзивного образования лиц с инвалидностью и ОВЗ: школа-колледж-ВУЗ».

Во второй половине дня работа конференции была продолжена в форме тематических круглых столов и семинаров, на которых обсуждались такие темы инклюзивного образования, как:

  • Социальное партнерство: участие родительских ассоциаций и общественных организаций в развитии инклюзивного образования
  • Экспертная оценка системы специальных образовательных условий в образовательной организации
  • Проектирование универсальной безбарьерной среды в образовательной организации
  • Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающегося с ОВЗ в свете новых федеральных государственных образовательных стандартов

Кроме того, состоялась панельная дискуссия на тему «Инклюзивная культура как условие развития образования», а также семинары по организационно-правовым вопросам инклюзивного образования и реализации идей непрерывности образования на уровне среднего профессионального образования (работа с абитуриентами, колледжами).

После подведения итогов работы секций и круглых столов состоялось выступление лидерской группы проекта «Развитие лидерства среди подростков с инвалидностью» (РООИ «Перспектива»).

По итогам работы 25 июня  на конференции был принят проект резолюции.

26 июня участники конференции знакомились с опытом инклюзии в образовательных учреждениях Москвы. В этот же день в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялось мультимедийное ток-шоу «Школа для всех» на тему: «Основные результаты реализации Государственной программы РФ "Доступная среда" на 2011–2015 годы», организованное при поддержке Министерства образования и науки РФ.

 

Трансляция конференции

 


Deprecated: Function split() is deprecated in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/djem.php on line 778

Deprecated: mysql_escape_string(): This function is deprecated; use mysql_real_escape_string() instead. in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/djem.php on line 686

Fatal error: Call to a member function Get() on a non-object in /home/bitrix/ext_www/psypress.ru/htdocs/inc/service_bar.php on line 38